Заветам Ельцина верны. Россия продолжает „умиротворять" антирусские режимы, - Владимир Линдерман 00:39 23.02.2016
В. Линдерман: "Россия продолжает „умиротворять" антирусские режимы"
Откликаюсь на призыв "Свободной прессы" поразмышлять на тему "Русский мир после Русской весны".
Присоединение Крыма к России вызвало настоящий подъем энтузиазма у русских жителей Латвии. Утверждаю это, опираясь как на собственные впечатления, так и на результаты соцопросов. Общее настроение было такое: Россия возвращает былую силу и влияние, и это здорово. Конечно, все понимали, что к Латвии крымский сценарий неприменим, но жестко потребовать от местных властей соблюдать права русских, отменить дискриминационные законы - на это новая сильная Россия, казалось, вполне способна.
Весь 2014 год энтузиазм шел по нарастающей. Мощный импульс дала оборона Славянска. Сводки Стрелкова, не побоюсь затасканных слов, заставляли сердца биться сильнее. Именно тогда первые добровольцы из Латвии отправились в Донецкую и Луганскую народные республики. Возникло несколько групп по оказанию гуманитарной помощи Донбассу. Сейм Латвии в экстренном порядке принял поправки к законодательству, согласно которым любая помощь ополчению ДНР/ЛНР квалифицируется как уголовное преступление, максимальное наказание - 10 лет лишения свободы. (На данный момент, насколько мне известно, дела по этой статье возбуждены против шести человек, один из них арестован, остальные в розыске).
"Минск-1" и "Минск-2" переключили внимание большинства людей на другие проблемы. Вера в Россию не ослабла, но стало понятно, что каких-то серьезных качественных изменений в политике Москвы по отношению к русским за пределами РФ не произошло. Слова президента России о трагедии разделенного русского народа не стали руководством к действию для чиновников, занимающихся проблемами соотечественников. Продолжается ельцинская политика умиротворения национальных элит бывших советских республик. Всюду ищется свой условный "Янукович", на которого якобы можно опереться.
Ясно, что для такой политики местные русские являются лишь раздражающей помехой или, в лучшем случае, разменной фигурой.
Еще раз повторю, вера в Россию не исчезла, но она приобрела такой, что ли, метафизический характер. Да, мы любим Россию, верим в нее, но к земной повседневности эта вера имеет мало отношения. В ситуации, когда на помощь России рассчитывать нереально, русские жители Латвии стоят перед выбором из нескольких вариантов: 1) сопротивляться без надежды победить, 2) ассимилироваться в латышскую среду, 3) сохраняться в виде покорного, невлиятельного, "музейного" меньшинства, 4) уезжать на Запад, 5) уезжать в Россию.
Каждый избирает свою стратегию выживания. Для меня и моих единомышленников приемлим только первый вариант - пускай безнадежное, но сопротивление. Но это удел одиночек, не большинства. При всех различиях между перечисленными стратегиями, все они ведут к одному невеселому результату: Латвия становится "свободной от русских". Еще одна территория Русского мира будет безвозвратно потеряна.
Это не пессимизм, просто трезвый взгляд, без розовых очков. Кто-то наконец должен сказать правду: нынешняя деятельность российских структур, занятых "помощью соотечественникам", ведет к самоликвидации Русского мира.
22.02.16
|