Наши привычки: от маршруток до верховной власти, - Нарын Айып 06:54 07.03.2016
В народе говорят: "Посеешь мысль – пожнешь действие, посеешь действие – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу". Когда в целом смотришь на Бишкек, некоторые действия горожан вызывают недоумение, они иногда не имеют рационального объяснения – просто привычка. Но не создают ли эти привычки некий общий характер города, который определяет судьбу?
Например, считается, что "Париж – город любви и романтики", это – законодатель мод, Лондон – финансовая столица мира, а Флоренция – город искусств. А как в целом воспринимается Бишкек? Раньше его называли "зеленым городом", слово "Фрунзе" означает по-молдавски "зеленый лист", сейчас же в первую очередь в глаза бросается обилие пыли. Особенно когда снег сошел, а листья еще не распустились.
Пыль везде – на скамейках, на окнах, в автобусах и троллейбусах, на обуви, на газонах. Иногда, если какая-либо машина проедет на большой скорости по асфальту, за нею клубится пыль, как на проселочной дороге. Но там пыль чистая и почти органическая, городская же пыль – самая вредная, какая только может быть. Дворники город от пыли не особенно чистят – сами ею дышать не хотят, а они бывают на своем участке максимум часик в день.
В городе много маршруток, они тоже пыльные и грязные, но как-то решают проблему транспорта. Однако переделанные из грузовых в пассажирские "Мерседесы" останавливаются не на остановках, а за 5-10 метров до них. Все дело в привычке. Лет 20 назад, когда маршрутки только появились, основным средством транспорта были автобусы и троллейбусы, которые ходили очень нерегулярно, нервируя всех.
Маршрутки же (тогда это были "Латвии") быстро останавливались до остановки, чтобы не мешать автобусам, забирали пассажиров, кто был готов платить дороже, и быстро отъезжали. Сейчас автобусов почти нет, остановки пусты, а маршрутки продолжают останавливаться до них. Если одна из них встала до, следующая – уже совсем далеко, люди бегут к ней – и реальное место посадки оказывается на обочине, среди машин.
Если остановка расположена сразу после перекрестка, постоянное нагромождение маршруток перед нею реально создает аварийную ситуацию. Проблем добавляют таксисты, которые ставят свои машины чуть ли не на перекрестке, чтобы были видно со всех сторон, а дэпээсников это совершенно не волнует, хотя, если бы захотели, они бы за неделю навели порядок.
Мало кто из водителей паркуется по правилам – ставят машины далеко от обочины или прямо на остановке, так что автобусам, не говоря уже о маршрутках, приходится высаживать пассажиров посреди улицы. Но даже когда остановка свободна, огромные троллейбусы просто не подъезжают к ним и открывают свои двери прямо на второй полосе, так что спешащие водители проезжают между ними и остановкой, чуть не сбивая садящихся.
Пробки на улицах часто возникают и из-за того, что водители никому никогда не уступают. Если машина перед вами еще не покинула перекресток, на него вообще нельзя въезжать. В Бишкеке же, если не работает светофор, автомобили по одной улице заполняют перекресток, а машины перпендикулярного направления, не имея возможности проехать, тоже въезжают поперек. Подождать, пока перекресток освободится, никто не хочет, а потом уже и не может.
Перед светофорами Бишкека все хотят тронуться с места за 5-10 секунд до загорания зеленого света. Это – относительно новая привычка, но имеет мало смысла и отражает только общее нервное состояние. Потому что выигравшие несколько секунд на перекрестках водители потом тратят свои сэкономленные секунды бессмысленно, а те, кто приехал домой вследствие такого ухищрения на несколько минут раньше, убивают потом время чем угодно.
Когда асфальтируются ямы на улицах, это, по старой привычке, настоящая катастрофа. В европейских городах ямочный ремонт – дело нескольких часов. Бригада дорожников приезжает на место часов в 9-10 вечера, обрабатывает яму по всем правилам, асфальтирует так, что не остается никаких щелей или неровностей, огораживает место временным забором и уезжает. К утру все высыхает, а к вечеру уже возможно полноценное движение.
К разбитым дорогам и совершенно не обустроенным тротуарам в Бишкеке добавляются обшарпанность зданий и неухоженность деревьев – все они растут вразнобой, никто за ними особенно не следит и не лечит. Четырех- и пятиэтажки совершенно не ремонтируются, а в пыли выглядят совсем угрожающе, почти как тюрьмы, остатки же одноэтажек – как землянки после стихийного бедствия.
Посмотрите на наши, бывшие когда-то в Бишкеке элитными, дома – и на Советской-Московской, и около филармонии через дорогу, и вообще везде. В них квартиры получали только очень заслуженные люди или по очень большому блату. Но если приглядеться, такие же здания в Гватемале или Гондурасе считаются трущобами – штукатурка обвалившаяся, краска облупившаяся, а балконы застеклены кто во что горазд.
В домах же настоящих кыргызских интеллигентов в ванной обязательно протекает кран, замазка между плитками кафеля привычно почерневшая, а ручки газовой конфорки должны быть сломанными. И никогда не найдешь отвертки или плоскогубц, чтобы что-то быстро починить. Эта давняя традиция продолжается и в масштабах города – один раз построенное никогда не ремонтируется – ни здания, ни памятники, ни мосты.
Еще одна привычка советских времен, когда по телевидению не разрешали показывать ничего самостоятельного и политического, так что единственные программы, в которые Москва не вмешивалась, – это были концерты, в которые включалось немного этнорока – много меньше, чем рока в России, а в основном – аккордеон и комуз, который тоже электрифицировали.
И до сих пор программы типа "Сармерден" или "Ырдайлы кыргыз ырларын" – самые популярные на телевидении. В развитых странах такие передачи существуют только на очень провинциальных каналах, которые ни молодежь, ни основная масса населения не смотрят, но они хотя бы приглашают знаменитых в прошлом певцов типа Энгельберта Хампердинка, и поют вместе с ними, обнявшись.
И именно эти телепередачи очень точно характеризуют и подчеркивают настроение, возможности и статус всего нашего общества – художественная самодеятельность. Когда же дают слово комментаторам, они ничего кроме своего мнения сказать не могут, а оно мало кого из смотрящих интересует. Сама же суть обсуждаемого вопроса выносится за скобки и забывается.
То же самое происходит и на интернет-форумах или даже во время возникающих разного рода дискуссиях. Больше высказываются мнения не по поднятой проблеме, а о том, кто автор этого мнения, что из его биографии можно обсмеять, кем он мог быть нанят, какой у него может быть второй интерес и так далее. Так что дискуссия привычно никуда не продвигается, а тонет в болоте частных мнений и даже оскорблений.
Другая традиция – мы никогда не готовимся к чему-то заранее, все делаем в последнюю ночь, как студент перед экзаменом. Поэтому в парламенте и правительстве часто не готовы к решению поставленного на обсуждение вопроса, или приглашенный не является на заседание, не предупредив ждущих. Когда же указывается на ошибки, отчитывающийся просто говорит, что они как раз это вчера начали делать. Психология студента – уже вторая натура.
Еще более худшая традиция из прошлого – решать все вопросы только авторитарным путем. Мало кто из начальников, вплоть до самых высших, считает нужным советоваться с подчиненными или спрашивать их мнение, он умеет только строить планы, отдавать приказы и раздавать задания. Поэтому потенциальные возможности страны и ее реальные достижения ограничиваются кругозором начальников.
Но есть привычка еще хуже – мы все этому потакаем, мы подлизываемся к власти и стараемся угадать их желания, потому что, если не будем этого делать, в любой момент можем оказаться на улице, а кандидатов в подхалимы – полно. И сами мы относимся к своим подчиненным точно так же, поэтому и варимся все время в одном и том же котле авторитаризма, хотя прекрасно знаем, что бывает и по-другому.
"Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь", – сказал поэт. Но что из того, чему когда-то научились или видели где-то, мы применяем в жизни? Иногда кажется, что стальные шарики в часто демонстрируемом эксперименте по броуновскому движению, гораздо больше самостоятельны и выражают свою суть, чем люди, которым всю жизнь мешают привычки и предрассудки.
04 марта 2016 - Нарын Айып
|