Пекин не будет девальвировать юань в интересах экспортеров, - В.Скосырев 09:48 26.03.2016
Участники "китайского Давоса" опасаются жесткой посадки экономики Поднебесной
В городке Боао на острове Хайнань сегодня завершается бизнес-форум, который с 2001 года служит китайской альтернативой Давосу. Премьер Ли Кэцян заверил гостей, что 2016 год начался в Китае со стабильного роста. Задача достигнуть показателя 6,5–7% будет выполнена. Правительство не станет искусственно обесценивать юань. Пекин также агитировал за создание регионального экономического объединения в пику проекту Транстихоокеанского партнерства под эгидой США. Однако многих участников конференции беспокоит "здоровье" экономики КНР, где компании и местные власти накопили огромные долги.
Конференции в Боао, на которые собираются политические лидеры, знаменитые бизнесмены и видные экономисты, проводятся ежегодно. На сей раз форум состоялся под девизом "Новое будущее Азии: новая динамика и новое видение".
Естественно, хозяева постарались использовать собрание для того, чтобы убедить участников: с китайской экономикой все спокойно, сбоев нет, иностранным инвесторам не о чем переживать. Именно в таком ключе было выдержано обращение председателя Государственного совета Ли Кэцяна. Он сказал, что меры по стабилизации роста в новом году уже начали работать. Власти будут уменьшать избыточные производственные мощности, перестраивать государственные компании. Зарегистрированная безработица не превысит 4,5%, в текущем году будет создано 10 млн новых рабочих мест.
Ли также заверил, что Китай не станет стимулировать экспорт путем девальвации юаня. Искусственное обесценение валюты не способствовало бы повышению качества продукции китайских предприятий.
Однако, как отмечает газета Straits Times, выходящая в Сингапуре, красноречие премьера не смогло отвлечь многих участников форума от размышлений о том, каково состояние китайской экономики. Одним из последствий ее замедления стало резкое увеличение долгов, особенно в секторе недвижимости. Долги домохозяйств и нефинансового корпоративного сектора составляют 200% ВВП. Это самый большой процент среди крупных экономик.
По данным агентства Bloomberg, типичная китайская фирма получает от заказчика плату за поставленный товар только через 83 дня. А общая сумма неоплаченных счетов в стране достигла 590 млрд долл.
Так можно ли доверять заверениям китайских руководителей? Или китайскую экономику ожидает жесткая посадка? В беседе с "НГ" заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев отметил, что "среди китаеведов и специалистов по мировой экономике существует несколько лагерей – умеренных пессимистов, оптимистов. Они как бы разными оперируют аргументами. Мне кажется убедительнее точка зрения умеренных оптимистов. Они считают катастрофические сценарии не очень вероятными".
Эксперт пояснил: "Умеренные оптимисты видят те трудности, с которыми сталкивается китайская экономика. Видят и структурные противоречия, и проблему долга. Есть еще проблема излишних производственных мощностей, которые были созданы отчасти во время кризиса 2008–2009 годов, когда была закачена огромная сумма – 4 трлн юаней. Но и раньше они существовали. Формат, в котором развивалась экономика Китая в последние 10–20 лет, – практически безудержное кредитование, очень высокий уровень инвестиций. Это все приводило к созданию избыточных предприятий. Теперь стоит сложная задача их сокращения".
Так что перед китайским руководством стоят непростые задачи. Все же резкого перехода к рецессии, наверное, не произойдет. Тут действует несколько факторов. Во-первых, инерция экономического роста. Вторая экономика мира набрала огромную энергетику. И сама инерция роста позволит Китаю еще несколько лет в кратко- или среднесрочной перспективе продолжать более или менее быстрый рост.
Во-вторых, в Китае в отличие от таких государств, как Япония, все еще имеется огромное сельское население. Идет быстрый процесс урбанизации. Люди готовы покупать дома и товары длительного спроса – автомобили, телевизоры, холодильники, стереосистемы. Этот спрос будет фактором быстрого роста. Если в развитых странах в деревне проживают 10% населения, то в Китае это все еще 45–46%. Они готовы переходить к городскому уровню потребления.
Правда, в Китае резко выросла стоимость рабочей силы. Теперь конкуренты из соседних стран могут значительную часть производственного потенциала на себя перетянуть. Но у этих стран нет тех преимуществ, которые есть в Китае. Это первоклассная инфраструктура – транспорт, телекоммуникации, чуть ли не в каждую деревню провели прекрасные дороги, обеспечили высокоскоростной доступ в Интернет. Кроме того, Китай накопил опыт привлечения транснациональных корпораций, особенно высокотехнологичных, где нужна не неквалифицированная, а более подготовленная рабочая сила.
"Конечно, правы и те, кто говорит о замедлении. Но когда Ли Кэцян сказал, что за экономику Китая сильно опасаться не нужно, для этого у него были серьезные основания", – заключил Карнеев.
На форуме Пекин напомнил о своем предложении создать полномасштабное экономическое партнерство в регионе. Тем странам, которые вступят в эту группу, обещана финансовая и техническая помощь. Эта инициатива, по существу, служит ответом на проект Транстихоокеанского партнерства, реализуемый усилиями США и Японии. Владимир Скосырев 26.03.16
|