ДАИШ укрепляется в Афганистане с помощью иностранных специалистов, - М.Шах 19:06 30.03.2016
Экстремисты на экспорт
Афганистан считается "горячей" точкой планеты уже не одно десятилетие. На старые конфликты накладываются новые факторы, такие как запрещенная в РФ организация ДАИШ, или "Исламское государство". Какими путями исламисты проникают в Афганистан и кто им помогает, разбиралась "Русская планета".
Сложности присяги
Группировки боевиков, в определенный момент по тем или иным причинам присягнувшие ДАИШ, - казалось бы, самое простое объяснение происходящему. Однако переход какой-либо группировки на сторону "Исламского государства" означает изменение всей системы подчинения и командования, системы связи, снабжения боеприпасами, оружием, продовольствием и снаряжением. Как правило, ни один полевой командир не решится сменить командование, если не будет уверен в том, что все эти вопросы разрешатся, иначе он просто потерпит поражение.
После присяги новой группировке будет нужен район базирования, который по идее должен быть отбит либо у правительственных войск, либо у других группировок. Даже в том случае, если, например, талибы присягают ДАИШ, все равно создается возможность конфликта с другими талибскими группировками, связанного с заготовкой продовольствия, сбором денег, осуществлением власти над местным населением. К тому же караваны с оружием и боеприпасами тоже нужно охранять, пока они идут по территории, контролируемой другими отрядами. Опыт Афганской войны 1979–1989 годов, сейчас неплохо изученный с "той стороны", то есть со стороны моджахедов, показывает, что все эти вопросы требуют сложной дипломатии, в которую полевой командир, так или иначе, будет втянут, и могут вести к затяжным конфликтам с другими группировками.
Загадочное сражение
14 марта 2016 года в уезде Шинданд имело место сражение, которое позволяет пролить свет на истинные причины укрепления боевиков ДАИШ в Афганистане. Части афганской армии из состава 207-го корпуса "Зафар" вмешались в вооруженные столкновения между двумя враждующими талибскими группировками в уезде. Бои за уезд шли и ранее, с ноября 2015 года. Тогда мулла Расул, пользовавшийся поддержкой местного населения, заявлял, что он и его люди поддерживают "Аль-Каиду" и ДАИШ, но не пустят их в Афганистан. С тех пор в уезде время от времени происходили столкновения, которые 14 марта, похоже, пришли к своей кульминации. Отряд сторонников муллы Расула был частично разбит и сдался афганским войскам, а уезд перешел под контроль сторонников муллы Мансура, то есть фактически сторонников ДАИШ, которые первым делом устроили в захваченных деревнях расправу в лучших традициях "Исламского государства".
По всей видимости, афганская армия косвенно помогла сторонникам ДАИШ тем, что нанесла удар по противостоящей им группировке. Скорее всего, мы видим процесс "интродуцирования" ДАИШ на афганскую почву. Получается, что афганские силы используются фактически в интересах ДАИШ для устранения наиболее сильной группировки, противостоящей талибам. Затем - при пассивности афганской армии и полиции - ДАИШ сможет закрепиться в уезде и распространить свою активность дальше.
Интересно, что американское командование не проявило никакого беспокойства ни по поводу длительного существования под боком у авиабазы Шинданд отряда муллы Размухаммада Нагялая, ни по поводу необычайного скопления боевиков в уезде во время их междоусобиц. Словно бы скопление пары тысяч боевиков вблизи американской авиабазы - в порядке вещей. Из СМИ также неизвестно о том, что американцы наносили какие-либо авиаудары по боевикам. Объяснить это можно, лишь предположив, что американская разведка имела контакты с боевиками ДАИШ в уезде.
Против талибов - значит, за ДАИШ
Афганская армия, нанеся удары по талибам, которые противостояли боевикам ДАИШ, принудила их сдаться, а затем победившие боевики ДАИШ стали устанавливать свой порядок и проводить казни. Вряд ли командование 207-го корпуса "Зафар" не знало, кто за какую сторону выступает. Хотя формально афганский корпус воспользовался выгодной ситуацией междоусобного конфликта, тем не менее это не привело к улучшению обстановки в уезде и укреплению его безопасности.
Налицо также нечеткая постановка задач и неясная политическая ориентация командования корпусов афганской армии. Очевидно, например, что ввиду возможности вступления талибов в переговоры и поворота их против ДАИШ надо воздержаться от ударов по талибам, а бить группировки, союзные ДАИШ. Либо же, как полагают эксперты, имеется прямая директива разгромить именно группировку муллы Нагялая, не трогая остальные. Если верно второе, то, получается, в афганском руководстве есть сторонники "Исламского государства".
Получается, что за рядом неудач и поражений афганских войск стоит запрет на достижение военного успеха; тем самым создаются все условия для проникновения и укрепления группировок ДАИШ в разных провинциях Афганистана. Такая деятельность в пользу ДАИШ невозможна без ведома и даже прямого участия иностранных (прежде всего американских) военных, обладающих хорошей разведывательной базой, как агентурной, так и электронной.
Интересно вспомнить, что первая группировка ДАИШ в Афганистане появилась в уезде Каджаки (провинция Гильменд). Этот уезд знаменит своей крупной ГЭС Каджаки, которую построили, а потом в 2004–2007 годах восстановили и реконструировали американцы. ГЭС длительное время охранялась американцами. Вокруг были владения талибов, которые открыто выращивали опийный мак, забирали из ЛЭП, которая проходила по контролируемой талибами территории, электроэнергию и продавали ее местному населению. На американцев талибы не нападали. В конце 2014 года один из полевых командиров этого уезда присягнул ДАИШ.
Однако гипотезу на политическую арену не выдвинешь. Чтобы она стала ударным политическим аргументом, ее надо доказать, то есть собрать конкретные данные о том, каким именно образом организуется поддержка боевиков ДАИШ, что при этом делается и кем именно. Такое досье могло бы привести к крушению американского влияния в Афганистане вообще.
Но даже если не ставить перед собой столь далеко идущих целей, все равно сама вероятность присутствия в афганском политическом руководстве тайных сторонников ДАИШ - фактор, с которым нельзя не считаться.
Эти обстоятельства существенно влияют на российский курс по поводу переговоров с талибами. Судя по тому, что партия "Хезб-е Ислами" Гульбеддина Хекматиара вступила в переговоры отдельно, в руководстве талибов произошел раскол, который может привести к тому, что отдельные группировки тоже будут договариваться каждая сама по себе.
Если каждая группировка может просто прислать свою делегацию в Кабул по примеру "Хезб-е Ислами", то им посредники в лице "четверки" по мирному урегулированию (США, Китай, Пакистан, Афганистан) больше не нужны. Также можно вовлечь в переговоры и другие группировки, составленные боевиками - выходцами из Центральной Азии и России, вроде Исламского движения Узбекистана.
С одной стороны, своеобразный раскол талибов на отдельные группировки может способствовать их повороту к мирному процессу. Но, как считают эксперты, раскол "Талибана" может также иметь и негативные последствия. Наиболее радикальная и непримиримая часть боевиков вполне ожидаемо перейдет на сторону ДАИШ. Ячеек и отрядов ДАИШ станет намного больше, их активность усилится, и не исключено образование большого и монолитного района Афганистана, целиком контролируемого ДАИШ, так, как это произошло в Ираке и в Сирии.
Михаил Шах / 30 марта 2016,
|