Ислам и новое устройство Европы, - Ас-Сейед Валид Абах 09:39 08.05.2016
В одном из последних выпусков журнала Atlantic была опубликована статья известного американского историка и политолога Роберта Каплана (Robert S. Kaplan), представляющая особый интерес. В ней идет речь об историческом влиянии ислама на Европу и том, какое влияние оказывает исламский фактор сегодня на процесс европейского переустройства.
На протяжении веков считалось, что Европа - "мир" вокруг Средиземного моря. Частью этого "европейского мира" также было принято считать страны Северной Африки. Христианство выступало единой культурной и религиозной основой этого "большого мира". Роль Северной Африки была ничуть не меньше, чем роль таких крупных духовных центров, как Греция и Италия. Об этом говорит тот факт, что некоторые известные христианские деятели были родом из Северной Африки. Например, Святой Августин родился на территории современного Алжира, а папа римский Геласий Первый происходил из Туниса.
Распространение ислама на южном берегу Средиземного моря и укрепление его влияния на большей части территории Римской империи стали причиной процесса регионального переустройства Европы, в том числе из-за миграции европейского населения на север европейского региона. Именно об этом говорит испанский философ Хосе Ортега (Jose Ortega y Gasset), также указывая на то, что миграция на север стала важнейшим историческим событием для Европы. Каплан в свою очередь упоминает тот факт, что современные европейские нации возникли из десятков древнегерманских племен, таких как готы, лангобарды, франки, культуры и традиции которых стали основой для формирования современной европейской цивилизации. Однако об их влиянии стали говорить только с недавних пор (писатель не упоминает, что помимо этого европейские нации испытали огромное арабо-исламское культурное влияние в позднем андалузском периоде).
Со временем - в силу множества факторов, связанных с культурным развитием основной части европейского мира, - два берега Средиземного моря становились все более непоходими друг на друга. Развитость Европы, амбиции ее лидеров приводят к тому, что возникают попытки экспортировать новые универсальные ценности миру, "который пришел в упадок", - причем не только словом, но и оружием (пример тому - политика Наполеона).
Государства, которые обрели независимость, освободившись от европейского колониализма, не переняли западные формы государственности. Они в большинстве своем избрали тоталитарный способ управления, а во главе стран оказались военизированные правительства, силой насаждавшие внутреннюю стабильность и гражданскую безопасность на своих территориях. Для этого необходимо было обеспечить контроль на границах между двумя берегами Средиземного моря, однако трудовая миграция продолжалась, несмотря ни на что (потоки рабочих ехали в Европу из стран Северной Африки и Турции). Европа не противилась потоку трудовых мигрантов, так как ее экономика сама нуждалась в рабочей силе, особенно после окончания Второй мировой войны.
По мнению историка, то, с чем мы столкнулись сегодня, а именно возросшей террористической опасностью, участившимися случаями насилия, негативом, идущим из стран "арабской весны", - все это привело к тому, что Европа постепенно стала видоизменяться. Уже сегодня она кардинально отличается от той Европы, которая была раньше - до того, как ислам стал оказывать все большее влияние на европейское устройство. Сегодня мы имеем дело с многоконфессиональной и мультикультурной Европой, в которой ислам стал одним из незыблемых и постоянных компонентов жизнеустройства.
Ни для кого не секрет, что современные европейские сообщества исторически сформировались из разных волн миграции, большинство из которых проходили в рамках самой Европы. Такими процессами было легче управлять: играл роль единый религиозный фактор. Сегодня Европа столкнулась с волной мигрантов из мусульманских стран, которые приносят с собой огромное количество проблем, связанных с их интеграцией в европейское общество.
Роберт Каплан в своей статье подчеркивает, что необходимо различать мусульманские диаспоры, которые стали естественной европейской составляющей и уже интегрированы в европейское сообщество, от того идеологического и политического миграционного движения, в основе которого стоят радикальные религиозные сообщества. Правительства некоторых европейских стран иногда даже поощряют такого рода движения - по достаточно понятной причине. Таким образом легче оказывать давление на неугодных арабских лидеров и их режимы. Однако такая политика стала причиной огромного количества проблем внутри Европы.
Проблема состоит не только в том, что современное европейское сознание входит в противоречие с новой исламской составляющей Европы. Ситуация намного сложнее, чем представляется на первый взгляд. Исламское влияние силой внедряется в европейские умы. Это очевидно на примере греческого наследия, которое стало частью европейского наследия благодаря описаниям, комментариям и интерпретациям арабских ученых. Ведь Греция всегда воспринималась как восточная страна.
Ас-Сейед Валид Абах Al Ittihad, Объединенные Арабские Эмираты
|