Шукеев vs Сагинтаев: начался бой за премьерское кресло Казахстана, - С.Адилов 09:53 02.06.2016
Запас пороха в пороховницах Карима Масимова, похоже, иссякает. Он чаще стал промахиваться и все хуже "держит стойку". Это невольно рождает ощущение, что свой ресурс на посту премьер-министра он практически исчерпал. Следствием демонстрируемой им слабости стала мгновенная реакция "стаи", которая незамедлительно приступила к кастингу нового "вожака".
Недостатка в претендентах, как всегда, нет. Больше десятка высокопоставленных политиков и управленцев заняли позицию отложенного старта. Но особенно активно ведут себя перед забегом к вожделенному креслу двое – Умирзак Шукеев, который сегодня руководит ФНБ "Самрук-Казына", и первый заместитель главы правительства Бакытжан Сагинтаев. Уж больно рьяно они включились в необъявленную борьбу за пост главы кабмина.
Претензии этих представителей "южной группировки" на премьерский трон уже давно ни для кого не секрет. Умирзака Естаевича добрый десяток лет прочат на эту должность, да вот все премьеры не дождемся. Что же касается Бакытжана Абдировича, то в рясу политического тяжеловеса он стал рядиться не так давно, но та стремительность, с которой Сагинтаева "обкатали" на различных руководящих позициях в Астане, говорит о достаточно серьезных намерениях на его счет и с его стороны.
Конечно же, ставки делать рано, да и бесперспективно. Главный "крупье" страны в любой момент может сгруппировать "фишки" совсем по другому цвету и номиналу, нежели грезится "южанам". Но в то же время именно сейчас, когда идет дележка шкуры неубитого медведя, вполне логичным было бы напомнить тем, кто владеет голосующим пакетом акций в принятии кадровых решений такого уровня, о плюсах и минусах этих претендентов. Дабы борьба не превратилась в банальную разборку, кто круче, а хотя бы отдаленно напоминала конкуренцию, основанную на естественном отборе.
Между Умирзаком Шукеевым и Бакытжаном Сагинтаевым вполне уместно поставить знак равенства. А как иначе может быть с выходцами из "инкубатора" имени Сарыбая Калмурзаева, который открыл перед сегодняшними претендентами на царствование в Доме правительства мир большой политики с казахским колоритом?
Неоспоримым плюсом и Умирзака Естаевича, и Бакытжана Абдировича является их возраст. До "обсыпанных перхотью" старцев им еще далеко – обоим пошел только шестой десяток. Можно даже сказать, что они вступили в пору политической зрелости, которой свойственны принятие взвешенных решений и умение идти на компромиссы при еще сохраняющейся активности.
Во-вторых, оба они - кандидаты экономических наук, что, безусловно, важно для потенциального главы кабмина, в задачи которого будет входить выработка мер по противодействию кризисным проявлениям в экономике. И не только. Преемнику Карима Масимова придется разгребать авгиевы конюшни замершего в плюсквамперфекте казахстанского экономического чуда, складывать пасьянсы из тучи разнокалиберных "дорожных карт" и обещанных, но нереализованных проектов, попутно пытаясь подвести все эти неоднозначные нюансы жизнедеятельности предшественников под гордо реющие знамена "Нурлы жол". А тот факт, что оба кандидата - не только теоретики, но и практики, должен стать крепким фундаментом для решения этой непростой задачи.
Что касается Шукеева, то впервые на экономической передовой он оказался еще в кабинете реформатора Акежана Кажегельдина – тогда он в течение почти двух лет возглавлял Министерство экономики, а затем стал вице-премьером, курировавшим вопросы макроэкономики, оперативного функционирования промышленности, торговли, транспорта, энергетики, науки, отношений со странами СНГ. У Сагинтаева в этом смысле послужной список скромнее: он меньше года при Кариме Масимове руководил Министерством экономического развития и торговли.
Еще одним аргументом в пользу этих потенциальных претендентов может служить их управленческий опыт на различных позициях. Шукеев и Сагинтаев - не "кабинетные мыши", которые видят из окон своих офисов только пейзажи хорошеющей Астаны. Для них привычна работа "в поле". Они знают, что такое народ, как минимум, видели его собственными глазами, поскольку оба возглавляли крупные регионы: Шукеев - Южно-Казахстанскую и Костанайскую области, Сагинтаев – Павлодарскую.
Кроме того, они работали в бизнес-структурах, что опять же является плюсом. Хотя Умирзак Естаевич когда-то, еще в пору своего становления, имел отношение к "БТА банку" и "Казахойлу", школой в прямом смысле этого слова для него можно считать работу в ФНБ "Самрук – Казына", которая, как неоднократно заявляли эксперты, позволила ему приобрести "макроэкономический угол зрения". Сагинтаев тут значительно проигрывает Шукееву (с которым в этом смысле вообще мало кто может сравниться), но, бесспорно, имеет некоторые преимущества перед остальными претендентами на премьерский трон. Он и сам "делал бизнес", работая долгие годы в частной сфере, и занимал в правительстве Касым-Жомарта Токаева должность заместителя председателя Агентства по поддержке малого бизнеса, а, кроме того, был председателем правления ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства".
Ну и наконец, еще один плюс. Оба они не понаслышке знают, как организована работа правительства, поскольку занимали должности и вице-, и первых вице-премьеров. Хотя у Шукеева и тут приличная фора – он рука об руку работал с Кажегельдиным и с Масимовым в общей сложности около четырех с половиной лет. Показатели Сагинтаева поскромнее – чуть больше трех лет под началом Серика Ахметова и Масимова. Правда, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Сагинтаев сегодня является первым вице-премьером.
Безусловно, у политических фигур такого калибра предостаточно и минусов. Ковыряться в "грязном белье" этих управленцев мы не станем, тем более что большинство скелетов из их шкафов уже давно вытащили. Но нельзя не упомянуть о двух жирных обстоятельствах, которые, скорее всего, не позволят ни Умирзаку Естаевичу, ин Бакытжану Абдировичу превзойти Карима Масимова на посту премьер-министра.
Во-первых, это ближний круг подданных и преданных, который не раз вредил репутации обоих. А с учетом того, что "своих" они сдают только в исключительных случаях, можно предположить, что повышение любого из двоих приведет к масштабной "зачистке" под их собственные команды, сомнительные навыки и умения которых станут частью нового правительства.
Во-вторых, это низкая эффективность, которую неизменно демонстрировали оба претендента практически на всех постах, которые они занимали. Так, в бытность Сагинтаева акимом Павлодарской области этот регион был в аутсайдерах по таким показателям, как развитие бизнеса и инвестиции. Или, например, можно вспомнить, как автор энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияр Ашимбаев оценивал работу Шукеева на посту вице-премьера: "Изначально предполагалось, что опытный администратор Шукеев сможет переорганизовать работу склонного к прожектерству правительства. Однако особых изменений зафиксировать не удалось, более того, те сферы, которые он курировал – "прорывные проекты" и СПК, закончились так же, как и все остальные новации".
Аналогичный результат мы видим и в случае его пребывания в Фонде национального благосостояния. Пока он рассуждал о концепции создания национальных лидеров, входящие в ФНБ компании терпели небывалые убытки. А его потуги по истреблению из недр "Самрук-Казына" упомянутых главой государства "зайчиков" и "живчиков" вообще не выдерживают никакой критики. Единственное, что удалось ему на этом посту, – отселить прожектерское наследие своего предшественника Кайрата Келимбетова в новый госхолдинг, избавив тем самым себя от нежелательных ассоциаций и сравнений.
То же самое касается Сагинтаева. Достаточно вспомнить печальную судьбу Министерства регионального развития, которое просуществовало лишь полтора года, причем так и осталось загадкой, зачем оно было создано (кстати, будучи министром, Сагинтаев одновременно был и вице-премьером, что говорит о том значении, которое придавалось новому ведомству). Создавалось такое ощущение, что госорганы и структуры, во главе которых стоял Сагинтаев, были сконцентрированы на операционных моментах, да на написании красивых докладов и выступлений для услады ушей депутатов, премьера и, конечно же, президента.
Впрочем, наличие подобных нюансов (а в нашей системе госслужбы это действительно всего лишь нюансы, свойственные большинству) ничуть не снижает шансы Шукеева и Сагинтаева на то, чтобы приземлиться в вожделенное кресло. Кто из них более достоин занять его – вопрос, на который нет однозначного ответа. Это примерно то же самое, что выбирать, какой сапог в паре лучше – правый или левый. Единственное, на чем бы хотелось заострить внимание, так это на том, что Умирзак Шукеев к такой развязке шел гораздо дольше и вкладывал в свой потенциальный триумф куда больше сил и средств…
Продолжение следует...
Серикжан Адилов 1 июня 16
|