Кыргызстан. Трагедия июня 2010 года: "Еще не все дорешено. Еще не все разрешено", - Н.Айып 18:48 10.06.2016
Сегодня проходят поминальные мероприятия в связи с жертвами трагических событий июня 2010 года. Погибло около 450 человек, пострадали примерно две тысячи, более 100 тысяч бежало в соседний Узбекистан, около 300 тысяч было перемещено внутри страны, почти три тысячи зданий были повреждены, из них две с половиной тысячи разрушены полностью.
Прошло 6 лет, но ясности в причинах возникновения беспорядков не добавилось, ни одна организация не смогла подготовить всеобъемлющий отчет, а власти все твердят о правильности выбранного после трагедии пути развития. Было создано несколько комиссий, в том числе и международная, они собрали разные факты и мнения, но все равно много недомолвок.
Одной из причин называется слабость новой власти, которая взяла все бразды правления (законодательную, исполнительную и судебную) в свои руки 7 апреля, и этим воспользовались как жаждавшие реванша представители прежней власти, так и сепаратисты с криминалом, а правоохранительные органы были деморализованы после апреля – их всегда выставляли на защиту власти, но самих никогда не защищали.
Криминал действительно разбушевался, а в хаосе открываются почти безграничные возможности передела власти и имущества. Особенно много рейдерства стало сразу после революции, причем часто на национальной почве, сигналов об этом было много, но с апреля по июнь почти никто к ответственности привлечен не был. Более того, милиция часто сама "крышевала" незаконные действия.
Сепаратизм тоже усилился, особенно после того, как местные национальные меньшинства помогли временному правительству отбить у реваншистов захваченные ими в середине мая здания областных администраций в Оше, Джалал-Абаде и Баткене. После этого произошел погром родового имения Бакиевых в селе Тейит, что считается началом окончательного раскола местного населения по национальному признаку.
Но напряжения были всегда, и даже если многое было инспирировано извне, если бы в самой народной массе не было спящей и ждущей удобного момента нетерпимости, никакие провокации не смогли бы привести к таким беспорядкам. Налицо недостаточная работа с населением как прежних, так и новых властей, но сам факт, что национальные меньшинства смогли отбить обладминистрации, говорит об их силе и готовности.
И об этом тоже много сигналов и записок от местных властей и правоохранительных органов направлялось в Бишкек, на чем сейчас многие спекулируют, однако серьезной реакции из центра действительно не было. Об этом много писалось и все это по-всякому объяснялось, но события последних двух-трех лет показывают, что в планы новых властей серьезное государствостроительство, может быть, и не входило.
И именно такое отсутствие серьезных намерений в отношении государства могло быть искусно использовано внешними силами – некоторые применяют такие карты очень эффективно, так что все государство оказывается на крючке на многие годы. Например, когда в Молдове в 1988 году началось движение за придание молдавскому языку статуса государственного и был создан Народный фронт, тут же в стране было организовано и "Интердвижение".
На языковых проблемах основывались и протестные движения на Украине, когда она начала "опасно" сближаться в 2013 году с Европой, что в результате привело к вооруженным столкновениям на востоке страны, а затем и к "добровольному" переходу Крыма в состав России в марте 2014 года. Что такое "добровольное вхождение" в состав другого государства, в Кыргызстане хорошо знают.
Но в Кишиневе пошли дальше и 23 июня 1989 года парламент утвердил заключение по пакту Молотова-Риббентропа от 1939 года, в котором создание Молдавской ССР было признано незаконным, а Бессарабия и Северная Буковина – оккупированными румынскими территориями. В результате 2 сентября 1990 года была провозглашена Приднестровская республика, и страна до сих пор разделена на две неравные половины.
Грузии повезло еще меньше, на момент провозглашения независимости в ее составе уже были три автономии – Абхазия, Аджария и Южная Осетия. Если с Аджарией все обошлось в 2004 году более или менее мирно, то после грузино-российской войны 8-12 августа 2008 года, Москва моментально признала независимость Абхазии и Южной Осетии 26 августа того же года, так что Грузия уже разделена де-факто на три части.
И, опять же, все началось со сближения Тбилиси с Западом – 5 января 2008 года одновременно с президентскими выборами в стране был проведен референдум и 77% избирателей высказались за присоединение Грузии к НАТО. В апреле на саммите НАТО в Бухаресте было заявлено, что Грузия сможет стать членом НАТО, когда будет соответствовать предъявляемым требованиям.
Сразу после революции 7 апреля 2010 года Кыргызстан тоже выбрал многовекторную внешнюю политику и принципиальный курс на парламентаризм, из-за чего и возникло много напряжений как с соседними государствами, так и менее близкими соседями. Сейчас о многовекторности все благополучно забыли, а настоящий парламентаризм может начаться, как уже говорят сами власти, только после выборов 2017 года.
Все эти столкновения принципов и привели в 2010 году к беспорядкам 10-14 июня. Но для их зажигания и поддержания необходимо, кроме настроений, и оружие, а также убитые. Первые факты обстрела с использованием огнестрельного оружия были зафиксированы в третьем часу ночи с 10 на 11 июня. Первый захват оружия населением в Кара-Суйском РОВД произошел в 4 утра 11 июня.
Такие захваты продолжались вплоть до 14 июня, и власти действительно предпринимали недостаточно мер по их недопущению, и даже бывали случаи добровольной выдачи оружия якобы народным защитникам. И вина власти в том, что эти случаи и факты тоже не до конца расследованы, уголовные дела не возбуждены, а если возбуждены, то не доведены до конца.
Мало того, очевидцы говорят, что уже в полночь первого дня конфликта на улицах Оша появились бронетранспортеры и неизвестные люди в военной форме, которые стреляли в безоружных граждан. Много говорилось и про снайперов, действия которых, как и 7 апреля в Бишкеке, были неоднозначными, но до сих пор нет ясного ответа – кто это были, откуда прибыли и куда потом исчезли?
В связи с событиями 11-13 января 1991 года в Вильнюсе тоже много говорилось о работе снайперов и других провокаторов. За 14 лет до появления в Бишкеке во время революции 2005 года "белокепочников", в Литве в январе 1991 уже действовали "черные береты", против которых были организованы береты "белые". И одни и те же люди с оружием стреляли то в одну, то другую противостоящую стороны.
Литва первой из советских республик приняла 11 марта 1990 года декларацию о независимости и выходе из состава СССР, после чего напряжение между Каунасом и Москвой все усиливалось, и 10 января 1991 года противники независимости открыто выступили против. В тот же день президент СССР Михаил Горбачев предъявил Литве ультиматум: "Незамедлительно восстановить действие Конституции СССР", а 11 января армия начала брать под свою охрану здания в городе.
По сути, это была репетиция московского путча 18-21 августа 1991 года, но под давлением мировой общественности рано утром 11 января 1991 года Горбачев отдал приказ к отводу военных. Все здания были освобождены – а литовский парламент был к тому времени окружен танками, телецентр же взят штурмом спецподразделением КГБ СССР "Альфа", и этими действиями руководил замминистра обороны СССР генерал-полковник Владислав Ачалов.
Похожие провокации имели место как 7 апреля 2010 года в Бишкеке, так и перед и во время трагических событий на юге страны. В июне в Ошской и Джалал-Абадской областях оказалось достаточно много иностранных диверсантов, которые при задержании вели себя слишком подготовленно, умело обходя задаваемые вопросы и не раскрывая ни своего имени, ни организаций, которые их туда направили.
Когда беспорядки уже пошли на спад, были предприняты попытки поддержать и разжечь их снова. 13 июня во время встречи в селе Нариман был убит и сожжен начальник Кара-Суйского РОВД полковник Адыл Султанов, а его водитель Уран Шамурзаев обезглавлен. 16 июня врач Ошской областной детской больницы Касымбек Жусупакматов был вызван для оказания помощи в село Джим, где и был убит – его тело 30 июня привезли уже из Узбекистана.
О том, как сопротивляться таким провокациям, если не диверсиям, полтора года назад рассказал бывший советник президента России Андрей Илларионов. Касаясь событий на Украине, он заявил, что для защиты необходимо "эффективное сопротивление жертвы, которое поддерживается военными действиями, вызывающими уверенность в том, что крупные державы, которые способны в случае необходимости использовать вооруженные силы".
Председатель независимой комиссии по расследованию июньских событий Азиза Абдирасулова заявила в сентябре 2012 года, что "в той трагедии не были виноваты ни кыргызы, ни узбеки", а один их ключевых выводов, вытекающих из проведенного ими расследования состоит в том, что "первыми стреляли в безоружных людей не кыргызы и не узбеки, а люди в форме".
10 июня 2016 Нарын Айып
|