"Диктатура Эрдогана - это то, что происходит прямо сейчас, на наших глазах", - депутат турк-парламента Айше Башаран 21:11 13.06.2016
Турецкий парламентарий: у Эрдогана есть черный список депутатов
Депутат турецкого парламента от прокурдской Партии демократии народов Айше Аджар Башаран рассказала, как в Турции давят
Депутат турецкого парламента от прокурдской Партии демократии народов Айше Аджар Башаран рассказала корреспонденту "Известий" Андрею Онтикову о своем видении последних изменений в законодательстве стран, готовящейся новой Конституции, перспектив развития демократии, дальнейших планов президента Реджепа Тайипа Эрдогана и отношении простых людей к происходящим изменениям.
- Президент Эрдоган на днях подписал закон, который лишает турецких парламентариев неприкосновенности. Что вы как депутат от Партии демократии народов думаете по поводу этого документа?
- Прежде всего должна сказать, что принятие этого закона не стало для нас сюрпризом. По сути, именно Эрдоган является его инициатором и автором. Мы не знали конкретных сроков, когда этот документ будет одобрен. Как видим, в качестве даты было выбрано 7 июня, а это важный день для Партии демократии народов, поскольку на последних выборах, которые состоялись как раз в этот день (в 2015 году), она набрала 13% голосов (преодолев 10-процентный барьер и пробившись в парламент; при этом правящая Партия справедливости и развития утратила большинство в законодательном органе. - "Известия").
Уже тогда стало понятно, что Эрдоган не смирится с таким положением. Он начал планировать проведение досрочных выборов 1 ноября. И даже после них ему не удалось добиться такого состава парламента, который работал бы над укреплением президентских полномочий, чего добивается Эрдоган. И нынешний закон является продолжением той политики.
Совершенно очевидно, что часть оппозиционно настроенных депутатов хотят убрать из парламента и таким образом обеспечить необходимое для принятия нужных президенту законов большинство.
- Как известно, теперь турецкая прокуратура может начать уголовное преследование ряда депутатов, многие из которых состоят в Партии демократии народов. Вы действительно опасаетесь, что с подачи Эрдогана такие процессы могут быть инициированы?
- Я боюсь, что да. Но дело тут не в том, чтобы привлечь к ответственности депутатов, которые совершили преступления. Эрдоган задался целью убрать Партию демократии народов из парламента, и именно в этом контексте надо рассматривать принятый закон.
Кроме того, на днях были произведены перестановки в судах и прокуратуре. Тех людей, которые выступают против политики Эрдогана, отправили работать в отдаленные регионы страны, то есть, по существу, в ссылку. Мы убеждены, что у турецкого президента уже заготовлен черный список, в котором определено, какая судьба ждет того или иного депутата.
Помогать ему в этом будут абсолютно лояльные судьи и прокуроры, так что говорить о какой-то справедливости предстоящих процессов не приходится. Это будет судилище. Мы в Партии демократии народов считаем, что это абсолютно незаконно. Однако ситуация такова, что Эрдоган готов убрать всякого, кто встанет у него на пути. А это прежде всего наша партия, поскольку она является единственной силой, которая пытается остановить войну (на юго-востоке Турции против курдов. - "Известия"). Она представляет собой реальную оппозицию и в некотором смысле последнее препятствие, которое отделяет Эрдогана от абсолютной диктатуры.
А потому депутаты, входящие в эту партию, становятся объектом для атак. Пока речь идет только об атаках со стороны подконтрольных турецкому президенту СМИ. Но через них простых людей пытаются убедить, что преследования, которым подвергнутся парламентарии в будущем, имеют под собой все основания.
- То есть вы полагаете, что Эрдоган нацелился на установление собственной диктатуры?
- Мы не полагаем. Диктатура Эрдогана - это то, что происходит прямо сейчас, на наших глазах.
- Сейчас высказывают мнение, что закон об уголовном преследовании депутатов может быть связан с желанием Эрдогана провести в парламенте проект новой конституции, которая оформила бы в Турции президентскую республику вместо нынешней парламентской. На данном этапе турецкий президент не набирает для этого необходимого количества голосов. Вы можете подтвердить такие предположения?
- История с Конституцией началась еще до выборов 7 июня 2015 года. Во время предвыборной кампании Эрдоган, а также некоторые министры на митингах и демонстрациях не раз заявляли, что в парламенте должно быть не менее 400 депутатов из числа сторонников президента. Это позволило бы ему безо всяких проблем принять новую конституцию и закрепить президентскую систему.
Однако ни в ходе тех выборов, ни в ходе досрочных выборов 1 ноября Эрдогану не удалось провести в парламент даже 367 депутатов (из лояльной ему Партии справедливости и развития. - "Известия"). Это тот минимум, который необходим для изменения конституции. По итогам голосования президент не смог бы заручиться поддержкой и 330 парламентариев, чтобы хотя бы вынести проект новый конституции на референдум. Поэтому ему нужно выдавить депутатов от Партии демократии народов, что и призван сделать нынешний закон.
Кроме того, Эрдоган пытается добиться союза с националистическими силами, чтобы те поддержали его идеи. Одновременно в стране развернули масштабную информационную кампанию, в ходе которой людям говорят, что президентская система уже де-факто существует. А мы не можем донести до народа свою позицию. Когда мы пытаемся согласовать проведение демонстрации или митинга с местными властями, то нам чаще всего отказывают. Но даже если нам удается получить одобрение, наши мероприятия становятся объектом атаки со стороны провокаторов и в результате срываются.
- Эрдоган обвиняет вашу партию в том, что она не только поддерживает запрещенную в Турции Рабочую партию Курдистана, но и является ее политическим крылом. Это действительно так?
- Партия демократии народов является силой, которая придерживается исключительно мирных политических методов в решении тех или иных задач и проблем. И нет никаких оснований утверждать, что кто-то из депутатов от нашей партии носит с собой оружие или перевозит его в своей машине, чтобы передать Рабочей партии Курдистана. Даже прокуратура признала безосновательность таких предположений. Однако это не мешает Эрдогану обвинять нас. Тем же занимаются и подконтрольные ему СМИ.
В свою очередь, мы, практически не имея возможности пробиться в медиапространство, не можем ответить на обвинения и прояснить свою позицию по этому вопросу.
- А что вы можете сказать по поводу простых людей? Может быть, они поддерживают политику Эрдогана?
- Турецкий президент постоянно говорит, что его поддерживает 50% граждан. Но ведь есть и другие 50%, которые относятся к его политике совершенно иначе. Кроме того, Эрдоган преследует инакомыслящих.
Например, известен случай, когда ряд академиков бросили в тюрьму лишь за то, что они подписали мирную петицию. Аналогичная судьба ждала журналистов, которые осмелились опубликовать критические материалы. Эрдоган ведет себя как настоящий диктатор, который не терпит иного мнения, кроме своего. Мы наблюдаем это своими глазами.
Если известные личности оказываются в тюрьме, то противников турецкого президента из числа простых граждан зачастую ждет куда худшая судьба. В одной из деревень, как мы считаем, по его личному приказу людей сожгли заживо прямо в их собственных домах. Таким образом, есть очень много тех, кто выступает против Эрдогана, но они не могут или боятся подать свой голос.
10 июня 2016, Андрей Онтиков |
|