Религия XXI века: кто не с нами, тот против нас, - Нарын Айып 12:55 15.06.2016
В последнее время в обществе усилились псевдорелигиозные дискуссии, во время которых агрессивно настроенные молодые люди нетерпимо учат все остальное общество морали, религии и вообще жизни. Бывает врожденная необъяснимая агрессивность, но здесь она приобретенная, и если они берут из религии только такие поверхностные вещи, кто и как их наставляет?
Мы ругаем нашу систему образования, что она совсем расстроилась и оказалась коррумпированной, что даваемые там знания не соответствуют современным требованиям и так далее. Но реальность уже такова, что даже 10 лет школы плюс 5 лет института не способны полностью воспитать человека, часто бывает, что школьники и студенты просто хватают верхушек знаний, а на воспитание больше влияния оказывает среда.
Агрессивными молодых людей делает как раз околорелигиозная среда, когда до настоящей религии еще далеко, но со светской жизнью кто-то уже почти порвал. Поначалу казалось, что их новым наставникам и не нужны истинно верующие или настоящие носители религии, может быть, им больше нужны как раз такие суррогатно образованные, кто по малейшему поводу будет "мочить" всех, кто смеет думать по-другому.
Все это было похоже на то, что так агрессивно и вседозволенно ведут себя учащиеся или студенты медресе, которые должны показывать своим наставникам, как они борются за постулаты веры, так сказать, выполняют "домашнее задание". Себе же они как бы доказывали, что не ошиблись со своим жизненным выбором, но после высказываний духовных лидеров стало проясняться – их наставники почти такие же.
Ничьи внутренние убеждения или религиозную веру нельзя оскорблять, но мы верили бы в истинность устремлений некоторых верующих чуть больше, если бы после якобы оскорбления они действительно проявляли оскорбленные чувства, а не агрессивно набрасывались на всех. И оскорблением на выдуманное оскорбление отвечают как раз те, кто не уверен в себе или не до конца верит тому, что декларирует.
Чем оскорбительна публикация без комментариев фотографий женщин, которые укутаны платками настолько, что остаются только узкие прорези для глаз, а иногда и их даже не видно? Усмотреть в этом оскорбление может только тот, у кого голова с утра до вечера занята только мыслями о самоутверждении на не совсем уверенном новом пути, когда настоящей веры еще нет, а с образованием уже покончено.
И с каких это пор закрытие женского лица стало вдруг признаком нравственности и вообще какого-либо достойного поведения? На помощь идут спекуляции с одеждой наших бабушек и прабабушек, но, извините, в их времена не было "Прады" или "Версаче". В пример приводят вуали перед шляпами европейских красавиц – опять же сто лет назад. Но почему люди от них отказались, а мы должны возрождать?
Не то, что в аскетические атеистические советские времена, даже десять лет назад никто в Бишкеке в хиджабах не ходил, так что эта традиция – новшество. Но когда новые веяния проникают в общественную жизнь не благодаря своей свежести и чистоте, а насаждаются грубыми призывами и агрессией, получается большевизм наизнанку, и общество имеет право этому сопротивляться.
Агрессивная молодежь уверяет, что молодые женщины начали вдруг укутываться сами, добровольно, но тогда оставьте это дело на их совести, не агитируйте и не насаждайте удобные только мужчинам выдуманные манеры. Многие говорят, что сто лет назад все женщины тогдашнего Кыргызстана носили элечек и вообще укрывали голову. Допустим, но почему вся страна должна возвращаться на сто лет назад?
Убеждайте других своим нравственным и праведным поведением, а не агрессией, докажите делом свою набожность, сделайте аргументом своей философии свою жизнь, а не громкие слова. Если вы действительно так чисты и непорочны, другие сами начнут повторять и брать в пример ваши действия. Но агрессией вы только отталкиваете от себя других, если только вашей целью не является показное мученичество.
При этом все мы знаем, что и духовные лидеры, как и все остальные в стране, давно и глубоко погрязли в коррупции, в процессе организации ежегодного хаджа на самом деле примитивно делятся деньги, в июле 2010 года был убит муфтий Мураталы-ажы Жуманов, а после него в главы ДУМК проскочил даже человек, связанный с криминалом. Насколько нравственно вообще делать громкие декларации после такого?
Насколько могут быть уважаемы люди, которые во время молитвы говорят одно, а в свободное от святости время строят фешенебельные особняки и ходят на элитные тусовки, ездят на дорогих джипах и носят золотые "Ролексы", освящают любой бизнес, если позовут и заплатят или совершают обряды нике на одну ночь, прикрывая религией разврат?
И разве это не агрессия, когда даже именитые богословы пугают других тем, что не пойдут на их похороны? Этому учит истинная вера? Так надо завоевывать умы и сердца людей? Станет ли у них после этого больше настоящих последователей и почитателей? Чем такие богословы отличаются от молодых агрессивных якобы верующих?
А молодые ортодоксы агрессивно выступают даже против исполнения на площади доминиканского танца "Бачата", по которому проводятся международные фестивали, – мол, такое не в наших национальных традициях. А носить калоши на босу ногу или когда молодежь отращивает не всегда опрятные бороды – это в кыргызских традициях? И при чем тут вообще этническая принадлежность?
Человечество развивается благодаря усилиям и доминиканцев, и аргентинцев, и немцев, мы все пользуемся плодами их открытий и достижений. Только благодаря такому взаимопроникновению культур она становится многообразной и вообще способной к развитию. Если оставаться внутри однажды установленных догм и канонов, можно настолько замкнуться, что нас скоро ученые будут изучать как реликты.
Надо признаться, что стремление отгородиться от современного мира, понимая лишь однажды установленные догматы, это, по сути, боязнь конкуренции и стремление ее избежать, потому что иначе придется искать ответы на многие вопросы, противостоять которым непросто. Придется решать реальные задачи, а для этого надо будет реально учиться и накапливать опыт.
Сможем ли мы добиться, чтобы наши кыргызские танцы танцевали на улицах и площадях Буэнос-Айреса или Санто-Доминго? Вот этот комплекс неполноценности и заставляет нас прятаться за догматы, приняв которые, не надо уже ни о чем думать. А освобождающееся время и энергию можно использовать, чтобы уже диктовать, какие законы кому-то принимать.
Многие молодые люди, которые бросаются в религию, часто делают это из-за того, что тем самым они освобождаются от обязанности трудиться и мыслить, учиться и вообще вносить вклад в прирост национального продукта. Для этого достаточно заучить написанные полторы тысячи лет назад догматы и повторять их.
Подводить любые проявления любых традиций, которые заранее поставлены целью пропаганды, под истинно народные, и отвергать любые другие традиции, которые не согласуются с той же поставленной целью, объясняя это тем, что они не соответствуют нашей истории или менталитету – это то же самое, что делают авторитарные светские власти, объявляя "врагами народа" всех, кто с ними не согласен.
И вот здесь они сходятся – им обоим нужен не народ, а масса, которая будет слепо выполнять их предписания, не подвергая ничего сомнению. Именно так властвовали тысячи лет назад фараоны, а сто лет назад манапы и бии. Одни были наместниками Бога на Земле, другие – их жрецами. И именно к этому мы теперь приближаемся в своей гонке за прошлым.
14 июня 2016 - Нарын Айып
|