Кыргызстан. Независимая внешняя политика: недосягаемый журавль в небе, - Н.Айып 14:21 11.07.2016
08 июля 2016 - Нарын Айып
Вчера стало известно, что президент России Владимир Путин подписал поправки к закону о мерах по противодействию терроризму, которые были предложены депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Совета Федерации Виктором Озеровым. Наряду с другими мерами против терроризма, эти поправки, одобренные обеими палатами в июне, предусматривают наказание за несообщение о преступлении террористической направленности.
Другие поправки обязывают операторов мобильной связи и интернет-компании хранить текстовые и электронные сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео пользователей до шести месяцев, а информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков в течение трех лет (операторы) или на протяжении года (интернет-компании).
Можно предполагать, что в скором времени в Кыргызстане тоже будет принята копия этого закона, в который будут внесены незначительные изменения, касающиеся названия страны или конкретных сроков, но его направленность будет той же самой – переложить бремя выполнения таких антитеррористических мер на операторов и интернет-компании, а также вообще население.
Но так всегда и делалось, например, вместо того чтобы улучшать свою работу по сохранению общественного порядка, особенно ночью, для правоохранительных органов в январе 2015 года был принят закон, по которому подростки до 16 лет не должны выходить на улицу без сопровождения взрослых после 22 часов, а в барах или пивных точках им нельзя появляться без взрослых вообще.
И этот закон тоже был калькой с российского закона, принятого в апреле 2009 года. Это не говоря о законах против "иностранных агентов", который был отклонен 12 мая, или об ограничении иностранного участия в учреждении СМИ, который был принят 22 июня в первом чтении. Единственное утешение – пророчество Михаила Салтыкова-Щедрина: "Суровость законов смягчается необязательностью их исполнения".
Влияние Кремля на кыргызскую жизнь трудно переоценить, а кремлевская пропаганда распространяется в общественном сознании Кыргызстана уже и почкованием, как говорится, творчески развивается. Эта добровольно-принудительная традиция особенно прижилась во внешней политике Кыргызстана, который в последнее время один за другим денонсирует разные международные соглашения.
Например, Министерство экономики сообщило 19 февраля о начале процедуры денонсации соглашения между правительствами Кыргызстана и Украины о свободной торговле: "Закон об этом проходит внутригосударственную процедуру согласования, после завершения которой будет направлено официальное уведомление украинской стороне".
До июля 2015 года мы вообще не знали, что такое денонсация, поэтому хотя бы формально развивались вместе с остальным миром – ратифицировали международные соглашения и старались их выполнять. Год назад наш доблестный МИД решил взять быка за рога и денонсировал базовое соглашение с США от 1993 года, которое как раз предусматривало льготные условия оказания помощи Кыргызстану.
Денонсация же соглашения с Украиной не вписывается ни в какие рамки – Соглашение о свободной торговле между правительствами двух стран, подписанное 26 мая 1995 года в Минске, утратило свой смысл (но не силу) после подписания 1 государствами-участниками СНГ в Санкт-Петербурге 8 октября 2011 года более широкого Договора о зоне свободной торговли.
Поэтому денонсация первого договора – просто формальность, не более, однако об этом сообщается в СМИ, как будто произошло знаковое событие: "Действие двустороннего соглашения будет прекращено по истечении 12 месяцев с даты направления уведомления Украине", – и так далее. Однако точно такие же двусторонние соглашения были ранее и с другими странами СНГ, и все они потеряли смысл после 2011 года.
Договор же, касающийся Украины, необходимо было преподнести наиболее выпукло как своим властям, так и внешним кураторам в таком виде, что вот мы делаем все в русле общей нашей с вами политики, мы не выходим из заданных вами рамок, мы верные ваши союзники и так далее. Так что общее у обеих денонсаций то, что обе они имеют смысл рапортов о верноподданстве и усердии.
Но приходят все новые сигналы – 3 июля опубликован указ российского президента (который вступил в силу 1 июля и пока действует до 1 января), которым вводятся дополнительные ограничения на транзит через территорию России товаров из Украины в Казахстан. А Кыргызстан получает товары из Беларуси автомобильным и железнодорожным транспортом как раз через территории Украины и Казахстана.
Посольство Украины в Бишкеке тут же выразило "готовность оказывать украинским и кыргызским товаропроизводителям и перевозчикам всестороннюю помощь и поддержку в снижении негативного влияния на товарооборот между Украиной и Кыргызской Республикой вследствие продолжающейся экономической войны России против Украины".
Украина уже начала с января осваивать альтернативный путь поставок грузов украинского происхождения по маршруту Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан – Китай, который становится новым конкурентным направлением Шелкового пути и включает в себя паромные переправы через Черное и Каспийское моря.
Внешнеторговый оборот Кыргызстана с Украиной составил в 2015 году $97,3 млн, включая экспорт в $7,9 млн и импорт – $89,3 млн. Кыргызстан импортирует из Украины сахар, растительное масло, молокопродукты, мясопродукты, лекарства, транспортные средства, оборудование, мебель, удобрения, бумагу и картон, мыло-моющие средства.
Это не так уж много и составляет в структуре внешней торговли Кыргызстана всего 1,7%, но это – одно из немногих направлений сотрудничества с Европой. Однако проблема даже не в этом. Выбрав единственного стратегического партнера и ограничивая все свои внешнеполитические интересы интересами этого партнера, Кыргызстан все больше и больше оказывается замкнутым на этих интересах.
Принимая решения и осуществляя действия в отношении других стран СНГ, стратегический партнер не особенно спрашивает мнение членов международных организаций, в которые собирает некоторые бывшие союзные республики. Кыргызстан, например, всегда оказывается перед фактом и вынужден действовать в кильватере кремлевской политики.
Другая проблема в том, что кыргызские политики и руководство страны настолько приспособились к сложившейся ситуации, что уже совсем отвыкли от каких бы то ни было самостоятельных действий. В ответ они получают индульгенцию на внутреннюю политику и довольствуются этим. Для них такая синица в руках много лучше, чем незнакомый журавль в небе.
И большинству населения это тоже нравится и удобно: все, что делают те, кого не любит или не жалует стратегический партнер – коварные злодеи с надуманными ценностями, которые спят и видят, как захватить и поработить Кыргызстан. А все, что делаем мы сами по указке сверху, – самое правильное, умное и справедливое. Привычно и мило. Даже перестраиваться не надо.
|