Концепция религиозного образования в Киргизии: в тисках самопальной религии, - Н.Айып 08:03 28.07.2016
Вчера стало известно, что Госкомиссия по делам религий вынесла на общественное обсуждение "Концепцию реформирования религиоведческого и религиозного образования в Кыргызстане". Сообщается, что нынешнее состояние светского и религиозного образования создает условия для искаженного толкования основ ислама и других вероучений.
В концепции говорится, что государство должно осуществлять регулирующую функцию для выстраивания конструктивных взаимоотношений между различными религиями в рамках принципа светскости, ко всем конфессиям устанавливается единое отношение, и ни одно из вероучений не только не должно быть государственной религией, но и не вправе влиять на деятельность государственных органов власти.
Ее целями объявлено формулирование общего видения реформирования религиоведческого и религиозного образования и разработка системы классификации учебных программ, для чего поставлены задачи определения основных аспектов и направлений такого образования и выработка критериев и классификации для его предоставления.
Эта концепция была разработана в рамках плана по реализации "Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2014-2020 годы", которая была вынесена на обсуждение в сентябре, а утверждена в декабре 2014 года, и представляет собой общий подход к формированию и реализации процесса реформирования религиозного и религиоведческого образования в стране.
В Концепции госполитики в религиозной сфере тоже много правильных слов, например: необходимы цивилизованные государственно-конфессиональные отношения, конструктивный диалог и социальное партнерство между государством и религиозными организациями. Государство не вмешивается во внутриконфессиональную деятельность, а религиозные организации не преследуют политических целей.
В июле 2015 года был утвержден "План действий по реализации Концепции", в котором перечислено много разных мероприятий, например, "Совершенствование законодательства в религиозной сфере", в частности, внесение поправок в 10 законов страны, а также в Уголовный и Административный кодексы, которые должны были быть реализованы в 2015-2016 годах, но что из этого сделано, мы не совсем знаем.
Наверное, такие концепции нужны. Еще лучше было бы, если они претворялись в жизнь. Для начала Комиссия могла бы заняться и своим интернет-сайтом, на котором новости публикуются по одной с периодом в несколько дней, а вынесенной вчера на обсуждение общества Концепции там до сих пор еще нет. Интересный способ обсуждения…
Последнее мероприятие Комиссии, информация о котором присутствует на сайте (конференция "Мир и религия в Центральной Азии"), датирована 25 октября 2014 года, а последний информационно-аналитический материал СМИ о религии – это репортаж "Вечернего Бишкека" о курсах по борьбе с экстремизмом от 13 мая 2015 года, который выставлен 21 мая 2015 года.
Если и принимаемые концепции будут исполняться с таким же энтузиазмом, в борьбе с набирающим силу религиозным экстремизмом может победить как раз экстремизм. Потому что мы уже давно находимся на улице с односторонним движением – экстремисты используют все возможные методы (законные и незаконные), а государство проводит конференции, пишет концепции и занимается умиротворением.
Насколько выработка таких концепций и составление планов действенны, показывает уже то, что некоторые религиозные организации де-факто действуют как бы от имени государственной религии, устанавливая свои правила и требуя их исполнения не только от своей уммы, но и от всех чиновников, министерств и ведомств, организаций и учреждений. Пока мы умиротворяем, кто-то нас уже завоевывает.
Принцип очень простой: раз вы кыргыз, вы – мусульманин, и всеми своими действиями должны поддерживать ислам и все его принципы. Как если вы кыргыз, то по определению должны быть кыргызским националистом. Не соответствует ли это самому начальному уровню формирования человеческих общин и государственности, и не скатились ли мы уже туда, пока разрабатывали концепции?
Способствовали и способствуют тому, чтобы религиозные деятели так себя вели, хотя бы то, что лидеры светского государства выходят читать коллективный намаз на центральные площади столицы, падая при этом на колени перед имамами. Другой пример – открытие намазкана в правительственных учреждениях и требования увеличить на законодательном уровне продолжительность обеденного перерыва по пятницам.
Вся духовная жизнь как бы отдана на откуп религиозным проповедникам, которые заняты, главным образом, возрождением старинных традиций и объяснением всех как прошлых, так и современных явлений цитатами из Корана или правилами шариата. При этом, как справедливо отмечает Госкомрелигии, уровень образования большинства имамов оставляет желать лучшего.
В результате, карикатуры на пророка Мухаммеда, нарисованные французскими художниками в далеком Париже, гневно осуждаются, людей, расстрелявших всю редакцию журнала "Шарли Эбдо" необходимо понять, а вот осудить убийц не просто кяфиров, но даже своих же мусульман, или насильников маленьких детей – это в их обязанности не входит. Просто кто-то заблудился.
Подобные религиозные лидеры, которые ранее больше примазывалась к светской власти и с ее позволения добивались своих узкокорыстных целей, связанных с организацией и проведением ежегодного хаджа или выборами очередного руководства муфтията, в последнее время уже стали предъявлять претензии даже и самой власти, заведомо предполагая, что никто не посмеет им ни в чем отказать.
Но что-то не было слышно голосов имамов-казы-муфтиев, считающих себя блюстителями нравственности, во время предвыборной кампании, они не особенно призывали избирателей не продавать свои голоса, не требовали не поддаваться дешевой агитации, что было бы их вкладом в демократию. У них свои цели, они используют саму демократию для ее максимального сокращения и установления своей монополии на истину.
На этой улице с односторонним движением вера и ее атрибуты становятся просто еще одним способом достижения власти, при этом как оружие используется прошлое. Как наши доморощенные историки сделали эталоном для нас принципы жизни наших предков тысячелетней давности, так и имамы превращают мораль древности в модель современной духовности.
Подобное самопальное понимание религии не может способствовать настоящему прогрессу, не помогает решать возникающие в обществе культурные, экономические или политические вопросы, не заряжает энергией для противостояния современным вызовам, не устанавливает согласие, которым сами апологеты козыряют. Всеобщее согласие для них – только их полное властвование.
Главной целью такой духовности является любыми способами перетянуть на свою сторону как можно больше населения, чтобы потом явочным порядком диктовать свою волю всем с позиции силы и с преимуществом количества. И подобная стратегия является зеркальным отражением политики тех, кто приходит к власти светской. Какое правительство – такая и оппозиция, какова власть – такое и духовенство.
27 июля 2016 - Нарын Айып
|