Поправки в КырКонституцию: откочуем с планеты? - Н.Айып 09:18 02.09.2016
Вчера в Жогорку Кенеше случился неприятный инцидент. Во-первых, едва собравшись на сессию, депутаты тут же объявили незапланированный перерыв до 12 сентября – завтра на Иссык-Куле начинаются Вторые всемирные игры кочевников. Это настоящая кочевническая логика – плюс-минус 12 дней ведь ничего не решают, тем более что и более высокие власти заняты тем же.
А во-вторых, не было почти никакой реакции на речь лидера фракции "Ата-Мекен" по позавчерашнему инциденту – президент обвинил во всех проблемах страны временное правительство, в котором сам заседал, и вынудил своих прежних соратников сделать второе за три дня обращение, потребовав от него извиниться перед экс-президентом Розой Отунбаевой. Лидеры других фракций обошли все это молчанием.
Лидер одной из фракций заявил: "Мы не хотим, чтобы решения международных организаций были выше наших решений… Президент, наверняка, знает что-то, чего не знаем мы". Удивительная логика. Международные организации на то и международные, чтобы указывать на недочеты и сдерживать слишком ретивых. Именно без ООН и его международных организаций страны превращаются в авторитарные.
Кыргызстан из кожи вон лезет, чтобы агентство ООН по образованию, науке и культуре включило тот или иной кыргызский объект в свой список всемирного наследия, он до небес радуется, когда становится членом Комитета ООН по правам человека, но его рекомендация по одному-единственному делу вдруг заставляет всколыхнуться всю страну, чтобы противостоять "рекомендациям".
Лидер другой фракции был еще более алогичен: "Изменения в Конституцию надо вносить… Одно из изменений – в судебную систему. Это самая коррумпированная система, по которой надо принимать действенные меры". Но что предлагается? Президент сможет ротировать местных судей. Решения Верховного суда не станут окончательными. Конституционная палата станет зависимой от "сторон", под которыми подразумеваются президент и ЖК.
Логически понять такую алогику трудно. Что-то в стране плохо. Но вместо того, чтобы это "плохо" исправить или изменить условия, которые к нему приводят, надо поменять совсем другое, которое давно хотели подмять под себя, да все повода не было. А найденный повод вообще не имеет отношения к этому "плохо". Не потому ли тогда все в стране специально плохо, чтобы иметь вечный повод делать все, что заблагорассудится?
Что такого экстренного произошло в стране, чтобы менять 30 статей Конституции? Президент заявил 31 августа, что не хотел трогать Конституцию, но на это его вынудило решение комитета ООН по Азимжану Аскарову. Допустим, это решение ооновского комитета не надо выполнять, но при чем тут полномочия премьера в отношениях с ЖК, при чем тут сроки давности преступлений или отказ премьера выполнять некоторые решения ЖК?
Да и сам тезис, что нельзя подчиняться международным организациям – все тот же обман. Предлагается написать в статье 6 (часть 3): "Порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законом". Но в каком другом законе написано (или будет написано), что не будем выполнять рекомендации ООН или его комитетов?
И даже исключение из статьи 41 положения: "В случае признания указанными органами нарушения прав и свобод человека Кыргызская Республика принимает меры по их восстановлению и/или возмещению вреда", – не дает права Кыргызстану не выполнять решения международных организаций, по каждому из которых имеются свои пакты, конвенции или договора. Для этого надо совсем откочевать с планеты.
Откуда и как начинается подобный обман? Почему в стране установилась атмосфера всеобщей лжи? Сначала человек, взявший на себя слишком большой груз ответственности и видя, что справиться поставленными задачами он не может, начинает тянуть время и давать обещания. Когда же приходит время исполнения обещаний, начинается поиск поводов для оправдания неисполнения.
Это типичная психология троечника и лузера. Но так как вокруг человека собраны двоечники и еще большие неудачники, перед ними можно покрасоваться показным геройством – мы не встанем на колени перед кем-то, мы изменим правила, чтобы данные обещания вообще можно было не выполнять, а за компанию внесем и такие поправки, что в будущем вообще можно будет и вообще ни за что отвечать.
Лавина начинается с небольшого движения одного камешка. Теперь нам откровенно лгут со всех трибун, с экрана телевизора, со страниц газет. И все все прекрасно понимают, но соглашаются с этим всеобщим обманом и даже хвалят тех, кто лжет, чтобы прийти домой и сокрушаться, материться или даже выпить, а потом на другое утро прийти снова на работу, слушать новую порцию лжи и соглашаться с нею.
И это ведь делают не только "дети совка", которые привыкли жить при Брежневе, а теперь новые порядки просто воскресили в них затаенные струны, которые просто резонируют по старой памяти. Согласна с этой ложью даже молодежь, родившаяся уже после распада СССР и ничего советского не видевшая. Они тоже ведут себя так, как будто всегда жили при лжи и ничего другого не видели.
Начинается все с якобы патриотизма – как только объявили в 1985 году о перестройке, все начали переписывать свою историю, Тамерлан и Бабур в ХХ веке стали узбеками, Чингисхан – почти казахом, а кыргызы – самым древним народом в Центральной Азии. Почему бы и нет, если даже участие СССР во Второй мировой войне в период до 22 июня 1941 года историки до сих пор не могут честно расписать?
Традиции начались давно – еще древние летописи, являющиеся иногда единственными источниками, в свое время подтасовывались – старые записи смывались, так как пергамент был нужен для фиксации новых свершений, а старое переписывались с учетом политического момента. И даже сейчас атака на соратников по временному правительству началась после того, как в Кремле тоже стали избавляться от старых друзей.
Впитанную еще с детства такую ложь никто уже не воспринимает как обман, все считают, что так и должно быть – умалчивание одного и приукрашивание другого. Никто не задумывается, что это нечестно и несправедливо перед историей, перед истиной, перед потомками. Подобные искажения действительности вошли в кровь и гены, стали привычкой и обычаем, необходимой частью жизни.
Интеллигенцию, которая должна бы создавать общественное мнение, ничего кроме тоев и юбилеев, а также причитающихся к круглым датам наград и званий, уже не интересует. На кухне или на улице кто-то что-то еще может сказать и осудить то, что происходит, но 90 процентов таковых с трибуны будут хвалить тех, кого только что за глаза критиковали, а оставшиеся 10% просто смолчат, чтобы про себя считать себя героями.
Политики прекратили критиковать власть, потому что иначе их просто молча и безапелляционно исключат из политики, возбудив заготовленные заранее уголовные дела и попросив руководителей СМИ не брать у них интервью, не ссылаться на них, не приглашать на дискуссии. А те, кого не показывают по телевизору, как бы и существовать перестают. Молодые журналисты иногда даже удивляются – разве такой-то еще жив?
С другими, от кого общество все еще чего-то ждет, никто уже не считается, и они востребованы только если надо дежурно кого-то разгромить или похвалить власть и дать им свое "батá". В периоды между такими "явлениями народу" большинство из них влачит почти жалкое существование, так что они рады любому вниманию. Те же, кто смог все-таки обеспечить себе старость, молчат, чтобы у них этого не отобрали.
Благодаря всему этому, нами давно правят лгуны – вещают с экрана телевизора, как нам всем стало жить лучше и веселее, проводят собрания и конференции, на которых хвалят сами себя, издают газеты, на каждой странице которых сплошная ложь про великие дела, но больше – великие планы. И даже представители международных организаций уже почти ничем от местных базаркомов не отличаются.
В речи 31 августа президент сказал, что Кыргызстан становится мировым центром кочевой культуры. Это в XXI веке-то. Зато очень удобно – не надо ни о чем думать, конкурировать с миром, бежать в ногу с прогрессом. Лучше собственноручно превращаться в музей, чтобы даже иностранцы приезжали и участвовали в спектакле, окунаясь в тысячелетнюю древность и получая острые ощущения.
Такая кочевая психология сама по себе и приучение к ней всего населения достаточно выгодны властям. Люди должны смириться с тем, что главенствует в таком обществе тот, кто сильнее, кто дорвался, когда ни у кого, кроме власти, командующей силой, нет никаких прав, а в ходу метод – налететь, захватить и сбежать, потому что ресурсы ограничены, на всех не хватает.
Нарын АЙЫП
, 02 сентября 2016
|