Кыргызское восстание 1916 года: холопство продолжается, - Н.Айып 10:47 05.09.2016
В течение трех дней президент Кыргызстана произнес две речи, которые отличаются друг от друга как небо и земля. Некоторые люди часто ведут себя совершенно по-разному в разных ситуациях – перед людьми, которые зависят от них, они играют роль всемогущих властителей, посыпая всех обвинениями и запугиваниями, а перед теми, от кого зависят сами, они превращаются в кротких и толерантных исполнителей.
Грозно налетев 31 августа на своих коллег по временному правительству на специально оборудованной и подготовленной сцене перед телекамерами и всем мировым сообществом, президент Кыргызстана через два дня, 2 сентября, на открытии мемориала жертвам восстания 1916 года был предельно учтив перед приехавшими из Москвы гостями.
Президент заявил: "В нашей общей истории были разные страницы. В XIX веке большинство кыргызов добровольно приняли российское подданство, а в 1916 году значительная часть кыргызов была вырезана царскими карателями. Но затем, с помощью русской советской интеллигенции, кыргызы сумели восстановить свою культуру, развить экономику и науку".
Не будем говорить о добровольности (маятник все качается), но "восстановление" культуры выразилось в том, что к концу советского правления в столице республики кыргызы составляли около 10-15% населения, в городе из около 70 школ только одна была кыргызоязычная, а все население почти полностью превратилось в "новую историческую общность людей – советский народ".
В выражении президента ключевое слово, наверное, – "свою". Свою культуру кыргызы как раз не особенно развивали, хотя движение вперед все-таки сохранялось как естественный процесс, как любой рост дерева или течение воды. Но за это было принято благодарить не природу, а партию. Как написал еще в советское время Юрий Влодов: "Прошла весна, настало лето. / Спасибо партии за это".
Теперь мы движемся к тому, чтобы благодарить за все одного человека, вследствие "личностных качеств" которого при "диктаторской" Конституции у нас еще остались проблески демократии, а если кое-что подправить – опять же, следуя мудрым советам этой великой личности, – установится подлинный парламентаризм. Не хватает только шамканья "дорогого Леонида Ильича".
В той же своей речи президент заявил: "Простой народ всегда понимал, что в трагедии 1916 года не виноваты такие же простые русские люди... Ярким свидетельством тому служит то, что всего через 25 лет после трагических событий 1916 года, начиная с июня 1941 года, сотни тысяч кыргызов отправились воевать плечом к плечу с русскими на фронтах Великой Отечественной войны".
Внешне все верно, многие действительно пошли воевать и защищать родину, геройски полегли на полях сражений. Но к 22 июня 1941 года Вторая мировая война уже шла 22 месяца, а СССР за эти почти два года успел поделить с фашистской Германией Польшу, захватил западную Украину, три прибалтийских государства – Латвию, Литву и Эстонию, – а также 11% территории Финляндии.
И за эти 22 месяца ни один человек в солнечном Кыргызстане, который, как говорит президент, "смог собраться после такой ужасной трагедии и пройти огромный путь экономического и социально-культурного развития", не осудил это имперство, не говоря уже о коллективизации, голодоморе или массовых репрессиях 1930-х годов. Если кто и возражал, тот сгинул вместе с жертвами.
Великий кочевой народ, как мы теперь выражаемся, цивилизация которого является прообразом устойчивого развития и той модели, которую сегодня "ищет все человечество", был просто пушечным мясом в руках идеологов. И эти идеологи еще в советское время решили все проблемы, связанные с 1916 годом, так что ничего в этих оценках не меняется и вряд ли изменится.
Такие же идеологи, твердившие тремстам миллионам населения СССР, что принесли им счастье и освобождение, посылавшие танки против венгров в 1956-м и против чехов в 1968 году, теперь приходят и говорят нам, что ни в документах царского правительства, ни в последующих не было никаких слов про геноцид кыргызского народа в 1916 году.
Как будто в документах Османской империи 1915 года записано, что турки совершили геноцид армянского народа, или в официальных бумагах режима Пол Пота в Кампучии в 1970-е встречаются слова про геноцид собственного населения. А Радован Караджич даже в Гаагском трибунале пытался доказать, что в 1995 году в Сребренице не было никакого геноцида сербских мусульман.
Геноцид ведь – не только массовое физическое истребление людей, это и разрушение культурных ценностей и исторического наследия, и систематическое изъятие археологических артефактов, и ограничение использования родного языка и так далее. Царская же администрация планировала и начала осуществлять к 1916 году силовое переселение кыргызов из Чуйской и Иссык-Кульской долин в высокогорные районы.
Но вопрос сейчас не в этом. Проблема в том, что мы сами до сих пор не можем исследовать и писать свою историю (хоть древнюю, хоть новейшую), а наши историки давно стали и остаются прислугой политиков и не могут подняться даже до уровня критикуемых всеми советских ученых. Политики же выполняют то, что для них программируется в бывшей метрополии, которая уже снова вернула себе эту роль.
Мы даже отмечаем столетие не самого восстания, а жестокого истребления восставших и мирного населения. Чтить память жертв надо, но разве, чтобы помнить восстание Спартака, нужно говорить только о его разгроме армией Красса на реке Силар в 71 г. до н.э., и почти забыть про предыдущие два года восстания? Эту дату пусть отмечает Римская империя, но не те, кто против нее восставал.
Первый протест в Центральной Азии произошел 4 июля 1916 года в Ходженте, в Уральске – 8-го, в Намангане – 11 июля, а к 13 июля движение охватило всю Ферганскую долину. Беспорядки в Усть-Каменогорске и Зайсане (за тысячи км от Ферганы) возникли 14-го, в Верненском уезде – 23 июля, в Чуйской долине они начались 7 августа, а 10-го – в Пржевальске, но эти даты мы совершенно не отмечаем.
Уже с 15 августа начались карательные операции, когда целые села – а это иногда тысячи семей – сравнивались с землей. Это мы помним, так как такие факты фиксировалось в донесениях. Жогорку Кенеш постановил 18 апреля 2008 года отмечать ежегодно в первую пятницу августа День памяти жертв 1916 года. И мы до сих пор говорим только о жертвах, а поставить памятник возглавившему восстание Канату Абукину, и даже упоминать о нем – духу не хватает.
Теперь мы открываем мемориалы уже в сентябре и повторяем то, что диктуют кураторы, которые не способны даже приносить извинений. Мы сами говорим: "Попытки дать оценку, основываясь лишь на отдельных источниках, являются дешевыми политическими спекуляциями", мы до сих пор мыслим и действуем только так, как нам советуют сверху, поддерживая атмосферу безысходности.
И то, что гости из Москвы, приехав в места карательного истребления населения, утверждают, что никакого геноцида не было – это достаточно сильный идеологический упреждающий удар, чтобы никто не смел этот вопрос в будущем поднимать – и он уже долго теперь подниматься не будет. Рабская психология позволяет возражать (и не только возражать) только тем, кто от вас зависим.
Нарын АЙЫП
Заноза, 05 сентября 2016
|