Секретный сирийский протокол. Кому выгодно делать тайну из мирных договоренностей, - НВО 09:02 16.09.2016
На следующий день после вступления в силу договоренностей между Россией и США о прекращении огня в Сирии глава российского МИДа Сергей Лавров предложил сделать эти договоренности предметом гласности – то есть рассекретить текст от заглавной буквы до финальной точки. Более того, он же предложил повысить статус заключенного на женевских переговорах соглашения по сирийскому вопросу до резолюции Совета Безопасности ООН.
Надо отметить, что именно засекреченная часть соглашения по Сирии вызвала у мирового сообщества определенную настороженность. Здесь и навязчивая аналогия с секретным протоколом к пакту Молотова–Риббентропа, и опасения других участников ближневосточного процесса – как бы дипломатический "междусобойчик" сверхдержав не стал помехой их геополитическим интересам в регионе. Именно для того, чтобы развеять сомнения той же Анкары с Тегераном или, скажем, Тель-Авива с Эр-Риядом, Москва и предложила Вашингтону открыть карты.
Впрочем, имеются у Кремля и "личные мотивы". На этот счет Сергей Лавров дал исчерпывающий комментарий: "Чтобы не возникали сомнения насчет того, как мы будем выполнять договоренность в том виде, в котором она заключена, мы предложили эту договоренность опубликовать, а не сохранять ее в секрете, как этого хотели бы наши американские партнеры. Нам скрывать нечего, все, что там написано, – это предмет согласия". При этом глава МИД РФ назвал "странными" заявления представителя Белого дома Джоша Эрнеста, в которых тот выразил сомнение американских властей в том, что российская сторона будет выполнять условия сделки.
В данном случае ключевое слово для понимания ситуации – "странные". На самом деле на Смоленской площади, конечно же, отлично понимают, куда клонит Джош Эрнст. Не надо быть провидцем, чтобы предположить: Вашингтон готовит почву, чтобы в удобный момент денонсировать договоренности, переложив на Москву всю ответственность. И пока основная содержательная часть соглашений скрыта под грифом "секретно", больших проблем осуществить это не будет. Тем более что именно США чуть ли не в ультимативной форме настояли на заключении соглашения о прекращении огня в Сирии. Госдеп твердил на всех углах, что его терпение (в отношении России) кончилось, а Пентагон намекал на готовность сбивать не только бомбардировщики Башара Асада, но и российские самолеты.
Отчего это у американцев, разбомбивших не одно государство, вдруг появилась столь сильная тяга к мирному урегулированию в одном отдельно взятом регионе? Ответ, можно сказать, лежит на поверхности.
Во-первых, из тактических соображений. Даже не слишком искушенные наблюдатели могли заметить, что разговоры о перемирии начинались именно тогда, когда сирийская армия прижимала хвост боевикам запрещенного в РФ "Исламского государства" и их союзникам. Ничего сверхъестественного не случилось и сейчас: как только часть джихадистов (кто разберет, где там умеренная оппозиция) оказалась окруженной в Алеппо, тут же к процессу подключилась американская дипломатия крупного калибра. Оно и понятно: еще немного – и от доброй части западных союзников не осталось бы и следа. И вообще вряд ли "сирийский Сталинград" пошел бы на пользу американскому военному престижу.
Во-вторых, на мирные инициативы американцев подтолкнули президентские выборы. Военный разгром оппозиции в Алеппо мог бы стать весьма неприятным сюрпризом для кандидата в президенты от Демпартии Хиллари Клинтон, а у ее противника республиканца Дональда Трампа появились бы дополнительные основания утверждать, будто демократы – хронические неудачники. Но теперь сирийские договоренности дают возможность вероятной преемнице Барака Обамы дистанцироваться от политических и военных провалов своего предшественника, которые Трамп активно использует в предвыборной борьбе. И не только. Если мирный процесс сорвется (или его намеренно сорвут), уже ничто не помешает ей утверждать, что договариваться с Москвой бесперспективно. А если продвинется – вот вам свидетельство непревзойденного политического мастерства демократического кандидата: даже с русскими может наладить контакт…
Ради такого карт-бланша для товарища по Демпартии Джон Керри пошел в Женеве на значительные уступки. Первоначально, как утверждала Washington Post, американская сторона требовала, чтобы армия Асада вообще прекратила боевые действия – по всей территории страны, а его авиация больше не поднималась в воздух. Кроме того, Дамаску ставилось условие разблокировать все дороги, которые были отбиты у оппозиции, якобы из гуманитарных соображений, хотя по этим маршрутам в Алеппо регулярно поставлялись боеприпасы и подкрепление. А в конечном итоге, как планировал Вашингтон, вся власть в Сирии должна была оказаться в руках некоего переходного правящего органа. И вряд ли в этой структуре предусматривалось место для тех сирийцев, которые продолжают считать Башара Асада своим президентом.
Как известно, переговоры в Женеве продолжались 14 часов, 5 из которых Керри потратил на согласование с Белым домом. И судя по тому, что американцы не горят желанием обнародовать секретную часть договоренностей, не все их в этом документе устраивает, а подпись госсекретаря Керри – шаг вынужденный. По каким причинам это произошло, уже понятно. Ну что ж, в дипломатии, как и в шахматах, совсем не обязательно выигрывает тот, кто начинает первым. По крайней мере на этом этапе заокеанским партнерам пришлось согласиться, что договоренность о прекращении огня к террористам не относится. В первую очередь к "Джебхат ан-Нусре", которую в США рассматривают главным инструментом для смены власти в Сирии.
Как сообщил начальник главного оперативного управления Генштаба Сергей Рудской, российские ВКС продолжат нанесение ударов по террористам в Сирии, но уже в координации с Пентагоном. По договоренности должна подключиться к этому процессу и авиация США. Тогда и выяснится – не будет ли нашим и американским пилотам слишком тесно в сирийском небе. 16.09.2016
|