Как быть нам, султанам? Многоженство – любимая мозоль в Казахстане, - "Э-К" 17:30 19.11.2016
Многоженство – любимая мозоль в Казахстане, от бани и до парламента. Когда скучная беседа угасает, едва тлея последними угольками, кто-нибудь вдруг вбросит эту тему, и дискуссия вновь вспыхивает ярким пламенем.
Как вообще прожить без многоженства? Готовит, стирает, убирает – и все одна? Боже, да ты еще и спишь с этой лошадью?
Доказано, что в полигамных семьях дети здоровее, чем в моногамных. По данным исследования, проведенного в 2008 году этнографом Вирпи Луммаа из Шеффилдского университета, средняя продолжительность жизни мужчин в странах, где легализовано многоженство, больше, чем там, где многоженство не разрешено. А какие это страны? Их всего 10, и они не обязательно мусульманские. Среди них – Бруней, ЮАР, Сирия, Египет, Конго, Алжир, ОАЭ, Мьянма. Нигерия, Саудовская Аравия. Скажем прямо: сверхдержав среди них не наблюдается.
Но даже если страна мусульманская, так ли широко распространено там многоженство? Спросите об этом студентов из исламских стран, их довольно много в Алматы. Парадоксально, но среди них все женатики состоят в банальном моногамном браке. Почему бы не взять вторую жену, раз Коран позволяет?
Ответ будет стереотипным:
– Коран позволяет. Кошелек не позволяет.
Бывает и наоборот. В Африке есть "пояс многоженства", протянувшийся от Сенегала до Танзании. Там от одной трети до половины всех женщин состоят в браке с многоженцем – и наплевать, что было записано в местной Конституции. Кошелек позволяет! Именно поэтому дети в полигамных семьях упитаннее, чем в моногамных. Папа заведомо богатый, все кушают хорошо.
Возьмем Турцию. Мусульманская страна? Безусловно! Разрешено там многоженство? Никак нет! В Турции действует Конституция, разработанная на основе швейцарской. Значит, это Ататюрк виноват, потомкам янычар удовольствие испортил? Нет! Лидер и форпост мусульманского мира Турция и раньше была практически моногамной.
Приведу свидетельства. Немецкий католический священник Соломон Швейгер, посетивший Османскую империю в конце XVI века, сообщал: "Многоженства нет. Наверное, они попробовали, поняли, что это связано с излишними хлопотами и расходами, и отказались от такой практики".
Это ХVI век. Четыреста лет назад!
Впрочем, знаменитый венгерский путешественник Арминий Вамбери даже в конце XIX века одного многоженца в Турции нашел. Это был дурачок, на которого так называемые друзья "повесили" своих старых любовниц.
Французский граф Жерар де Нерваль, путешествовавший по Востоку в 1840-е годы, писал: "Замужняя женщина в Турецкой империи имеет те же права, что и у нас. Она может запретить своему мужу завести себе вторую жену, сделав это непременным условием брачного контракта. И не думайте, что эти красавицы готовы петь и плясать, дабы развлечь своего господина – честной женщине, по их мнению, не пристало обладать подобными талантами".
Какие бы знойные сцены не возникали в воспаленном воображении истекающих слюной европейцев, реальность была гораздо прозаичнее. Турок много, гаремов мало. Кто озабоченный – пожалуйста, на базар. Там, по свидетельству Марка Твена, побывавшего в Османской империи в 1867 году, "отборные черкешенки – 200 фунтов стерлингов. Девятнадцать валахских (молдавских) девушек среднего качества – по 130–150 ф. стерл. за штуку". Зверски дорого! Но если кошелек позволяет…
В общем, аргументы религиозного характера при обсуждении проблемы многоженства сомнительны. Его адепты будут ссылаться на мусульманские страны и обычаи, существующие, скорее, в их воображении, чем в реальном мире. На самом деле все гораздо сложнее. Что, арабский шейх, вернувшись домой в дурном расположении духа, рявкнет на жену: "Талак! Талак! Талак!", и она уйдет, обливаясь слезами? Да как бы не так! У нее папа есть? У нее родственники есть? Законы, суды есть? Формальности имущественного характера имеются?
Да что это мы все про мужчин, что об этом думают женщины? Феминистки, вероятно, порвут идею многоженства в клочья. Дамы, задавленные бытом и венцом безбрачия, будут не столь категоричны. В конце концов, чем они рискуют? "Осторожнее, дорогой, а то залюбишь насмерть!".
В конце концов, вопрос многоженства – это вопрос юридического закрепления, кто будет официально обязан кормить женщину и ее детей. Страсть тут не главное. Этот вопрос решается проще всего, даже если многоженец окажется как мужчина не очень. Общество поможет. Деньгами вряд ли, но с этим делом…
Не намекая на разврат, Всегда готов наш непоседа, Возделав собственный свой сад, Слегка помочь в саду соседа…
В общем, идея многоженства – замечательная, красивая. В конце концов, она стопроцентно соответствует древнему, как вопль птеродактиля, мужскому стремлению пролезть в альфа-самцы и покрыть как можно больше самок. Если какие-нибудь изысканные питерские интеллигенты будут уверять вас, что они лично думают о другом, – не верьте. Правду скажет только дедушка Фрейд. Но эта идея, к сожалению, не пройдет.
Казахстан – це Европа! Обратите внимание, что в организационной структуре всех международных организаций Казахстан проходит как типичная восточноевропейская страна. И отношение к нам такое же. Если мы вдруг примкнем к шести процентам стран мира, официально разрешившим многоженство, нас просто не поймут. Это будет вразрез с имиджем, наработанным страной за четверть века. Да и зачем это надо – кому кошелек позволяет?
Если хотите, то разговоры о многоженстве – это такая разновидность мужского кокетства. Это все равно, что зайти в салон "Бентли" и заявить продавцу: "Не куплю! Цвет бампера не понравился".
Так и здесь. Ведь приятно помечтать в мужской компании: "Эх, завести бы штук шесть красавиц… Да при чем тут мой кошелек? И потенция тоже ни при чем! Чертовы парламентарии, до сих пор закона о многоженстве не приняли, а без него я не могу. Вот такой я законопослушный!".
от 18 Ноября 2016 | Александр КАМИНСКИЙ | Алматы
|