Безопасность.kg. Кто защитит покупателя? - А.Мамытова 19:15 21.11.2016
О том, что наши граждане не защищены "Законом о правах потребителей" - писано-переписано. Как, впрочем, и о том, что им приходится по многу лет судиться, чтобы отстоять свои права. Корреспондент ИА "24.kg" пробует разобраться, почему это происходит.
Дела житейские
В редакцию попало исковое заявление гражданки КР, которая в апреле 2015 года приобрела почти за 14 тысяч сомов кухонный шкаф в одном известном и модном магазине, обеспечивающем его бесплатную доставку в пределах города и установку. Покупатель произвел оплату, но когда покупку привезли, мебель не подошла ни по размеру, ни по цвету. На просьбу потребителя поменять шкаф в магазине сделали встречное предложение - штраф в две тысячи сомов.
Общеизвестно, что штраф может наложить только уполномоченный государственный орган либо суд. Он может быть и в том случае, если между покупателем и продавцом составлен договор купли-продажи, в котором прописаны санкции. В нашем случае покупателю выдали товарный чек с датой, номером, кодом и названием магазина, но почему-то забыли выдать гарантийный талон, заверенный печатью. На чеке также отсутствовала отметка о его выдаче и сроке годности товара.
Дела судебные
На защиту гражданки встало Общественное объединение "Кыргыз Транс Контроль" в лице его главы Виктора Горева, который, исполняя процедуру досудебного разбирательства, направил главе компании письмо с претензией. Но в магазине требования покупателя удовлетворить отказались.
Тогда ОО обращается в один из бишкекских райсудов. В ходе рассмотрения дела возникла спорная ситуация, поэтому руководство компании обязали провести экспертизу кухонного шкафа за свой счет. Вот тут-то и начинается самое интересное…
Дела ничейные
Вопрос на засыпку: знаете ли вы, кто в Кыргызстане уполномочен проводить экспертизу? Вроде есть Государственный испытательный центр при Национальном центре стандартизации и метрологии КР. Но он не имеет права проводить экспертизу. Не имеют таких полномочий ни управление технического регулирования при Минэкономики, ни отдел по выдаче предписаний на проверки, центр стандартизации и метрологии (ЦСМ) и Кыргызский центр аккредитации (КЦА). То есть нет ни одной организации - ни частной, ни государственной - для проведения экспертизы.
Дела государственные
Зато при правительстве КР есть ведомство с громким названием - Государственная инспекция по экологической и технической безопасности, задачами которой являются:
•надзор и контроль за соблюдением требований НПА, технических регламентов по механической, сейсмической, пожарной, экологической, промышленной, энергетической, биологической, химической и радиационной безопасности в отношении продукции (объектов) и/или связанных с ней процессов производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, использования, реализации, захоронений, размещений и утилизации.
А дальше плакать хочется от того, как же нас государство в лице этой самой Гостехинспекции должно оберегать, ибо им предписано вести:
•госнадзор и контроль за обеспечением соблюдения норм и требований безопасности жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды и предупреждение негативных последствий.
Увы, и у этого "народного защитника" нет права на экспертизу, ибо нет квалифицированных и сертифицированных специалистов, как того требует Закон "Об основах технического регулирования в КР", принятый в 2005 году.
А стало быть, все предписания этого ведомства не имеют юридической силы. И те, кому Госэкотехинспекция понавыписывала штрафы, имеют полное право в судебном порядке оспорить их. Пресс-секретарь ведомства с грустью подтвердил ИА "24.kg", что экспертизу они не проводят, а ведь НПА со всеми процедурами должны были разработать много лет назад, еще в 2005-м.
Пустыня, однако
С апреля 2010 года вступил в силу Закон КР "О нормативно-правовых актах", который мигом отменил все предыдущие, а новые НПА государство разработать не удосужилось. Вот вам и правовой вакуум. Специалисты не обучены, у государства нет средств, опыта, нет сертифицированных экспертов, и случись что, бежать-то, собственно, и не к кому. Исполнительная власть пустила все на самотек. О какой безопасности жизни человека может идти речь?
Берем пример
А вот в России государство уже начало оберегать своих граждан. Там проводятся контрольные закупки, экспертиза продуктов питания, бытовой техники, косметики, строительных материалов и многого другого. Показателен недавний случай в Норильске. Чуть больше месяца назад там разгорелся скандал вокруг продажи мебели из детского сада, где закрыли несколько групп.
Роспотребнадзор по пробам воздуха в помещении, где стояла эта мебель, установил значительное превышение предельно допустимой концентрации формальдегида, фенола, аммиака и диоксида азота. На шкафчики и кровати подозрение пало только потому, что поставщик не смог предоставить на них внятные документы.
Что касается судебного разбирательства по заявлению нашей гражданки о кухонном шкафчике, о котором мы писали вначале, "внятные документы" магазин тоже не представил. А ведь по техническому регламенту "О безопасности мебельной продукции", действующему с 2012 года, каждое изделие должно иметь маркировку на государственном и официальном языках.
А у нас…
Для эксперимента на выходных прогулялась по трем мебельным салонам Бишкека: ни на одном товаре маркировок не обнаружила. А это значит, что, купив комод или кухонный гарнитур, поменять или вернуть их вы не сможете. Более того, рискуете увязнуть в судах, ибо нет у нас в стране документов и организаций, способных доказать, что продукция вредная. Менеджеры при слове "маркировка" просто не понимают, чего от них хотят.
А действительно, чего? Да всего лишь знать, безопасна ли продукция, которую нам продают в магазинах, и сможет ли кто-то провести экспертизу в случае нашей претензии. Государство должно строго стоять на защите нашего здоровья и прав, но ему пока некогда, оно занято более важной ерундой.
18/11/16 Анара МАМЫТОВА
|