Кыргыз и кийит. Как не стать "адидосом", - Султан Жумагулов 11:07 16.12.2016
Журналист Султан Жумагулов предлагает очередное эссе на тему, как бедные кыргызы тратят на кийиты* миллиарды, поднимая экономику соседей.
(Как кыргызы обогащают китайцев?)
Начну с трех недавних событий.
Пришел приятель, с которым "дружим домами", с печалью: "Не могу купить себе носки, а тут как назло сын надумал жениться. Готовьте свои кошумча**, буду готовиться к свадьбе". Собрали. Потом состоялась свадьба. Наш оставшийся без носок аяш*** преподнес в ресторане каждому из приглашенных 200 гостей... по одному подарку. Китайский ширпотреб, никто им не пользуется, которого полно в каждом кыргызском доме...
Сосед чествовал сватов. Заранее договорились, что кийита не будет, но сваты нарушили договор и прибыли вместе кийитом. Наверняка нашелся среди них "знаток", предложивший не нарушать традицию и преподнести что-то символическое. Сосед запаниковал, хорошо еще, что в каждом кыргызском доме в шкафах целые залежи бесполезных, внешне блестящих, но сомнительного качества китайских тряпок, раздали и вышли из положения...
В Оше во время празднования то ли 5-летнего, то ли 10-летнего юбилея одного учреждения надели на молодых руководителей (в возрасте около 30-ти) кементай****, Бакай калпак, а снимки опубликовали в Фейсбуке. Как я заметил, это были китайские дешевые синтетические кийиты. Ладно это, но удручило, что совсем молодые джигиты надели кементаи, которые гоже носить старикам, и с довольным видом позировали на камеры. Но виню не этих джигитов, а нас, вполне зрелых людей, которые внушили им с малых лет, что надевать кийит – это и есть высшее проявление почитания.
Кийит для кыргызов – это... как бы выразить? Ошибусь ли, сказав, что это пережиток? Короче, обычай, который никак не соответствует 21 веку, мягко говоря. Дорогие родичи-собратья, Почему мы, понимая, что преподносить кийит сегодня – абсурд, нелепица, бессмысленная практика, тем не менее от него не отказываемся?!
Кийит – отголосок тотального дефицита советского времени. Помню, что в поисках кийита сватам в те времена искали знакомых в потребсоюзе, при крайней нужде доходили до начальника исполкома, умоляли и примазывались, чтобы достать каракулевые шапки в качестве кийита для свата, а для сватьи – пальто с меховым воротником. Позже появились ламовые пальто, женщин а таких пальто разглядывали, выпучив глаза, и полагали, что обрести такое пальто является мечтой каждой женщины.
Казалось бы, что давно пора привыкнуть нам к товарному изобилию в виде как одноразовых, так и качественных китайских шмоток. Успели ведь проносить пару раз и глубоко разочароваться в "адидосах" (да, прибывали с надписью "адидос") с торчащими нитками, которые нашили наши соседи с той стороны Ала-Тоо, шубы, облезавшие за одну зиму, кожаные куртки, дубеющие и трескающиеся на морозе.
А ведь молодцы в далеком прошлом подвергавшиеся набегам наших предков китайцы, легко обогащающиеся за счет шмоток, которые вследствие "куру намыса" покупают и передают из рук в руки в безостановочном обращении такой беспечный, бесхитростный народ, как мы!
Мы этого не знаем? Знаем. Разве мы не знаем, что купленные на базаре в ожесточенном торге синтетические рубашки, калпаки, чапаны, платки, совершив круг, снова вернуться в наши руки? Знаем. Не глупы, чтобы не понимать абсурдности таких вещей. Но ведь знаем, но делаем!
Перед нашими девушками, женщинами можно только преклоняться! Но есть и ваша большая вина, что никак не изживется, более того, усиливается практика кийитов! "Отступить от обычаев?", "Те тоже дали!", "Как можно из благословенного дома проводить с пустыми руками?" и т.п., как будто сговорившись с китайскими предпринимателями...
Чем же тогда одаривать наших почетных гостей, сватов, друзьям на юбилеи? У нас самих полно подарков, достойных вручения. Недавно одному однокурснику купили и подарили трехтомник Шайлообека Дуйшеева "Агындылар". Уважаемым людям я дарю картины кыргызских художников, продукцию наших ремесленников. Кто будет против, если подарят кыргызские мелодии, словари, детские книги? Если уж так приспичит преподнести именно кийит, то правильнее будет подарить более-менее качественную одежду, сообразно росту человека.
Каждый кыргыз самоутешается тем, что кийит обошелся ему на рынке задешево. Но ведь дешевый кийит, которые не одевают, каждая кыргызская семья покупает минимум два-три раза ежегодно! А теперь подсчитайте, и если это не миллиарды сомов, то приходите ко мне!
А между тем посмотрите на длинные очереди в больницах и поликлиниках в районе, области или центре! Везде томятся в ожидании кыргызы... На кийит обязательно находим деньги, пусть даже придется влезть в долги, умолять и выпрашивать, рыть головой землю. Но на собственное здоровье денег у нас никогда нет! (о кыргызском отношении к собственному здоровью будет особый разговор).
Несколько известных персон сказали мне, почему я зацикливаюсь на таких мелочных вещах, когда есть важные темы внешней политики. Отвечаю сразу: в политической жизни всегда были и будут происходить устаревать и постепенно забываться различные резонансные события. В условиях безостановочного движения человечества, борьбы за качество жизни, обязаны хотя бы единожды окинуть критическим взглядом свое поведение, устои, традиции, обычаи – и нет бо́льшей политики, чем эта!
В средствах информации, на различных форумах, в парламенте поднимается вопрос, что наши отдельные традиции, понятийного мышления не соответствуют новому времени, не развивают, а тянут нацию назад. Значит это давно назревшая тема, более того большая проблема национального масштаба.
Из прошлой истории мы знаем, что многие страны в момент определенного исторического поворота пересматривали багаж вековых традиций, обычаев, образа действий и мыслей, от отдельных без сожаления, решительно избавлялись, другие трансформировали соответственно эпохе. Мы знаем, что таким путем добивались стремительного прогресса. Например Петр I насильно изменил образ жизни русского народа, путем отказа от тормозящих прогресс устоев смог добиться того, Россия стала передовой страной. Как мы знаем приходилось лично рубить бороды мужикам. В пример можно привести Ататюрка, приведшего Турцию от феодально-религиозного правления к индустриальной, образованной республике; Ли Куан Ю, который вытащил из болота маленький, но раздробленный междоусобицами Сингапур и превратил его в вызывающую восхищение других "картинку". Таких примеров много.
И нам надо посмотреть на себя другими глазами. Например, подумать, стоит ли тратить добываемые с большим трудом нашими мигрантами средства на кийиты, которые не носим и на яства, которые несъеденными выбрасываются в помойку.
Не согласен и с тем, что кыргыз скажет: "Да, твоя правда", - но привычно продолжит свое. Недавно в очередной раз был в Нарыне. Участилась практика не съедать зараз по 10-15 овец, вместо этого скот дарят молодоженам или выдают их стоимость в денежном эквиваленте. Рассказали, как в Нарын прибыли сваты из Оша, и после сравнительно умеренного чествования стороны выделили деньги и купили дом молодым...
Оказывается можно меняться, изменять, если делать, не ссылаясь на общество и не приводя аргумент: "Что скажут люди?"
* кийит - подарок одеждой;
** кошумча – помощь в устройстве какого-либо мероприятия, чаще деньгами
*** аяш - друг мужа или жена друга
**** кементай – верхняя одежда из войлока
Автор: Султан Жумагулов
16 декабря 2016
|