КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 19.12.2016
22:43  Посла России в Турции убили салафиты, - А.Игнатенко
22:40  Кто может стоять за убийством посла России в Анкаре? - М.Юсин
20:33  Турецкие СМИ сообщают о кончине в результате покушения российского посла Андрея Карлова
19:51  СНГ – исчерпанный потенциал или предвестник интеграции на постсоветском пространстве? - А.Гущин
19:30  Новостные ленты Турции с пометкой срочно сообщают о покушении на посла России Андрея Карлова
19:07  Казахстан и Узбекистан обсуждают создание совместной экономической зоны
19:03  Правда о "мертвой" царевне Гульнаре Каримовой, - Е.Дьяконов

18:48  Семерых мелких акимов Южного Казахстана, задержанных по подозрению в хищении денег, отпустили под залог
17:25  Глава госкомспорта Западного Казахстана Шаяхметов задержан за взятки
16:05  В Сирии погиб комбат российского ДШБ майор Санал Санчиров, родом из Калмыкии
15:43  Казахстан: Раны Жанаозена затянулись, но осталось ощущение несправедливости, - Джоанна Лиллис
15:33  Досрочный роспуск Кыргызского Жогорку Кенеша. Мнения экспертов, - 24.kg
15:24  Алеппо: между Москвой, Тегераном и Иерусалимом, - Эяль Зисер
15:18  Монгольская красотка Алтангэрэл Баярцэцэг выиграла конкурс талантов на "Мисс Мира-2016"
15:04  От "благодарных" подонков. В Семее надругались над памятником героям Октябрьской революции и Гражданской войны
11:58  Великий поход. Компартия Китая проводит мобилизацию, - Юрий Тавровский
11:53  УкрАрмия вновь пошла в атаку на Дебальцево
11:47  Грабь укр-награбленное. Порошенко "национализирует" банк Коломойского
11:29  Монгольский 4-классник Тогтохбаяр стал Чемпионом мира среди юниоров по шахматам
11:27  АПЛ "Иранский комсомолец" подкрадется к США
10:42  Третьей на "Мисс Мира-2016" стала Наташа из Индонезии (фото)
10:29  Бывший министр здравоохранения правительства "Талибана" Мохаммад пытался получить убежище в Германии
10:26  Сирия превращается в лоскутное одеяло - кому и зачем нужны мирные посиделки в Астане?
10:16  Герои и предатели: Зоя Космодемьянская против бильжей и жовтисов, - Г.Кашкин
10:10  Варшавский "майдан": по-польски дурной и совсем не бархатный, - С.Стремидловский
10:08  ЕАЭС: разочарованная Киргизия и торжествующий Китай, - Ж.Анарбаев
09:55  Что будут делать джихадисты, прибывающие из Сирии в Турцию? - Эрк Аджарер
09:46  В Казахстане опять идет большая работа над очередной реорганизацией правительства, - Д.Ашимбаев
09:20  Алексей Иванов написал роман про магически-реалистичную историю Сибири "Тобол. Много званых"
09:10  Как российская кибердержава вторглась в США, - New York Times
08:51  Азиатский банк развития поставил на Азербайджан. Баку получит средства для газообеспечения Турции и Европы
07:05  Террористы, захватившие замок крестоносцев Эль-Карак в Иордании, ликвидированы
01:26  Зоя Космодемьянская – духовная скрепа поколения героев, - Эрик Ханымамедов
00:59  Алтайские Шорцы и их сеоки, - Элери Битикчи
00:58  Темный Кыргызстан: почему в стране часто отключают свет, - Ю.Костенко
00:17  "Бог дал, Бог взял" – как выживают в Таджикистане многодетные семьи
00:11  Кто придет на смену Порошенко? - центры силы и вероятные сценарии, - О.Царев
00:10  Евразийские "союзники" России. Темные пятна на белых перчатках, - А.Уваров
00:06  Кыргызстан. Парламент чудес, или Чемпионат профессиональной никчемности, - Д.Подольская
Воскресенье, 18.12.2016
17:52  В Иордании боевики захватили средневековую крепость Эль-Карак и расстреливают туристов
17:20  Йоулупуккины дети. КырДепутаты предлагают внедрить в Киргизии "финскую модель образования"
16:18  В Малайзии на 5 лет выбран... новый король - Мухаммад V Янг ди-Пертуан Агонг XV-й
15:16  Таджикская поэтесса Шахзода Назарова получила премию за лучшую женскую работу на литературном фестивале в Лондоне
14:59  Скончался Герой Труда Казахстана аграрий Геннадий Зенченко
14:49  Задача века - информационная безопасность, - Р.Устраханов
13:49  Харе Кришна! Президент Кыргызстана вылетел с визитом в Индию
13:14  Распугав папуасов. В Индонезии разбился военный самолет - 13 погибших
12:49  Жаркое лето 14-го. Война в Донбассе глазами министра госбезопасности ДНР А.Пинчука
12:27  Буряты и тюрко-монгольское единство, - Элери Битикчи
11:30  Эрдоган заговорил о планах "B" и "C", - С.Тарасов
11:20  Смертник взорвал 30 йеменских солдат, пришедших за зарплатой
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Алексей Иванов написал роман про магически-реалистичную историю Сибири "Тобол. Много званых"
09:20 19.12.2016

Алексей Иванов: "Мы еще не нашли адекватный времени язык"

Писатель и сценарист - о новом формате драматических сериалов, исторической правде и популярности "Игры престолов"

В свет вышел новый роман российского писателя Алексея Иванова "Тобол. Много званых". Автор снискавших популярность исторических фэнтези "Сердце Пармы" и "Золото бунта" рассказал "Известиям" о том, как сегодня меняется формат современного романа и почему он так любит "дела давно минувших дней".

- В редакции Елены Шубиной (АСТ) вышла ваша новая книга "Тобол. Много званых", представленная на выставке-ярмарке интеллектуальной литературы Non-fiction. Почему вы выбрали темой именно исторические события вокруг Тобольска?

- Тобольск - столица Сибири, и все основные события XVII–XIX веков, происходившие в Сибири, так или иначе касались этого города. Но вообще изначально я не выбирал тему, а просто согласился работать над сценарием большого исторического фильма. Предложение меня заинтересовало, потому что я неплохо знаю историю Сибири. Это будет восьмисерийный проект, который выйдет в конце 2018 года. Уверен, что формат современного романа приходит из драматического сериала.

- То есть "Тобол" написан по сценарию?

- Да. Когда я написал сценарий, то подумал, что хорошо бы на его основе написать и роман.

- Обычно бывает наоборот - на основе романов, в том числе и ваших, пишут сценарии. Как вы, кстати, относитесь к экранизациям своих произведений?

- Пока вышла только одна экранизация моего романа - "Географ глобус пропил". Но сейчас готовится еще три: "Ненастье" режиссера Сергея Урсуляка, "Сердце пармы" Сергея Бодрова и "Псоглавцы" Егора Кончаловского. В современной культурной ситуации, когда на первый план выходит игровое начало, произведение должно существовать во всех возможных версиях, чтобы жить полноценной жизнью. Мои романы легко экранизировать, потому что я ценю сюжетность, фактуру и яркие образы.

- Но вашу прозу отличает сложный художественный стиль, причем в каждом романе - новый. А сценарий - это сухой текст. Несложно переключаться?

- Для меня переключить регистр не проблема. Я легко меняю жанры и лексические пласты, пишу художественную прозу, нон-фикшн и сценарии. И потом роман это не только язык, в нем есть сюжет и система образов. Сценарий лишен языкового многообразия речи от автора, но ведь в нем есть речь героев. Так что сценарий все равно остается литературным произведением, хотя и для узкой аудитории - создателей фильма.

- Как вы оцениваете состояние нашего кино в целом? Не боитесь отдавать свои произведения в руки режиссеров?

- У кино, конечно, немало проблем, но оно живо и развивается динамично. Сейчас в России много хороших режиссеров, актеров и операторов. Авторское кино постоянно преподносит новые открытия. Да и высокобюджетные фильмы выглядят вполне достойно, когда на них хватает денег. Экранизации меня больше всего привлекают в формате драматического сериала, но в этом мы не дотягиваем до мировых образцов, хотя случаются и прорывы.

- А в чем проблема с телесериалами - нет хороших сценариев?

- На мой взгляд, проблема в правильной организации индустрии. На Западе у лидеров производства сериального контента, на крупных каналах, есть четкое разграничение обязанностей: проектом руководит шоураннер, а режиссеры и сценаристы подчиняются ему и не залезают на территорию друг друга. Шоураннер придумывает историю для фильма и задает параметры. Он может принимать участие в написании сценариев или в съемках, но его задача - общее художественное руководство. Сценаристы не выходят за границы утвержденного синопсиса. Режиссеры снимают не весь фильм, а всего несколько серий.

- У нас - иначе?

- А у нас сериальное кино - режиссерское. Или продюсерское. Однако режиссер - не драматург. А продюсер не только дает деньги на проект, но и диктует сюжетные ходы, исходя из реакций фокус-групп. Подстраиваясь под них, сценаристу приходится ломать драматургию своего произведения. А вот адекватна реакция или нет, повторится ли она, когда фильм пойдет по-настоящему, - большой вопрос.

- Но тем не менее сегодня все больше известных режиссеров и актеров уходят на телевидение.

- Потому что полнометражное кино сейчас превращается в зрелище, перегруженное спецэффектами и интересное только подросткам. Если режиссер хочет говорить со зрителем во всеоружии средств художественной выразительности, то он обращается к формату драмсериала, где может выразить себя гораздо полней. Сериал сейчас становится главным кинопродуктом: получает важные кинопремии и привлекает всеобщее внимание. Например, "Игра престолов" по количеству потраченного на нее зрительского времени, наверное, достигла уровня "Титаника".

- "Тобол" - историческая сага и сериал, соответственно, тоже. Насколько для художественного телепродукта важна историческая достоверность?

- Историческая достоверность, разумеется, важна, но с фактами работает историк, а вотчина художника - образы. Для того чтобы образ более ярко и полно отражал историю, порой необходимо немного отойти от факта. Но немного. И надо помнить, что мы живем в эпоху постмодерна, и сейчас кондовые байопики выглядят уже архаично. Особенность драмсериала в том, что в нем, как в продукте постмодерна, сочетается то, что раньше не сочеталось. Это и делает жанр интересным, интерактивным. Возьмем ту же "Игру престолов". Это и фэнтези, и исторический натурализм. Фэнтези - выдумка, историзм - всегда опора на реальность. Фэнтези - высокий жанр, натурализм - низкий. Вещи вроде бы несочетаемые, но в "Игре" они слились органично, и получился проект, от которого не оторваться.

- Как вы применяете эти принципы в своем творчестве?

- "Тобол" можно считать историческим произведением в жанре магического реализма. Магический реализм - не когда автор взял и выдумал какие-то чудеса, а когда эти чудеса идут из культуры, социума, исторического контекста эпохи. Автор создает их, опираясь на культурный бэкграунд. Скажем, в "Тоболе" действует известный исторический персонаж - митрополит Филофей, креститель Сибири. Он канонизирован. Есть Житие Филофея, в котором описаны разные чудеса, случавшиеся во время миссионерских экспедиций. Я переформатирую эти чудеса в нечто вроде фэнтези. Так и получается, что вымысел и опора на исторический документ не противоречат друг другу.

- В романе есть интересный герой - архитектор Ремезов, мечтающий украсить Тобольск башнями. И он спорит с губернатором Сибири. В этом образе вы отразили взаимоотношения художника с властью?

- Ремезов и его конфликт с губернатором - главный нерв романа. Это вечная тема, но неправильно считать, что художник должен либо противостоять власти, либо поддерживать ее. Спор царя и поэта - это диалог о развитии всего общества, а не о том, какую позицию по отношению к власти должна занимать культура. Суть противостояния Ремезова и губернатора в том, что архитектор знает исторически сложившийся порядок вещей в Сибири, а вновь прибывший губернатор не считается с местными реалиями и обрекает свои же реформы на поражение. Это спор между идентичностью и актуальностью.

- И кто же выходит победителем?

- Поэт. Потому что он оперирует более долговечными категориями, нежели сиюминутное мнение государственных чиновников.

- "Тобол" - произведение очень внушительного объема. Каждый из двух томов - более 700 страниц. А говорят, что формат большого романа умирает и читатель сегодня предпочитает короткие "клиповые" тексты…

- Да ничего подобного. Эпопеи Джорджа Мартина или Джоан Роулинг - толстенные книжищи. Сейчас существует все: есть маленькие клиповые романчики, есть безвкусные, как дистиллированная вода, евророманы, есть даже кондовые сочинения в духе соцреализма. Меняется лишь степень востребованности.

- Предыдущая ваша книга "Ненастье" была о современности, а не о прошедших веках. Не планируете снова вернуться к нашему времени?

- Увы, сейчас бессмысленно писать реалистический роман о современности. Мы вошли в новую эру коммуникации, стали обществом социальных сетей. Это очень изменило восприятие художественного текста. Когда-то Достоевский писал свои романы по стенограммам судебных заседаний, а теперь сами романы воспринимаются читателями как судебные хроники. Людям кажется, что реальность и художественное повествование соотносятся друг с другом как онлайн и офлайн. А это неверно. И потому о современности можно говорить лишь через некую искажающую призму: через выверты постмодернизма, жанровую литературу или историю. Эпоха новых коммуникаций изменяет культуру, и мы еще не нашли адекватный времени язык.

Справка "Известий"

Алексей Иванов - российский писатель и сценарист. Родился 23 ноября 1969 года в городе Горький. Окончил факультет истории искусств Уральского государственного университета. Автор романов "Сердце Пармы", "Золото бунта", "Географ глобус пропил". Сценарист фильма Павла Лунгина "Царь" (2009) и драматического сериала "Тобол" (выход запланирован на 2018 год). Продюсер телепроекта "Хребет России".

19 декабря 2016, | Анастасия Рогова |

Источник - izvestia.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1482128400


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх