Тувинцы - потомки древних дубо, - Элери Битикчи 12:19 20.12.2016
Эгизэл: Тувинцы
Читать 1 часть - Хакасы (тадар) Читать 2 часть - Алтайцы Читать 3 часть - Буряты Читать 4 часть - Шорцы
В Тыве берет свое начало река Енисей. Река, которую наши общие предки называли – Мөңгү суу – Вечная вода (отсюда название Минусинской котловины). Историки и географы часто спорят о том, к чему относится Тыва – к Сибири или к степной зоне Евразии – но, в конце концов, зачастую смотрят, что большая часть Тывы относится к бассейну реки Енисей, которая течет в Сибирь.
Верховья Енисея
Территория Тывы немного меньше, чем площадь Кыргызской Республики и составляет 168 604 км², население - 315 637 чел. (2016) – из них тувинцы составляют 82%. Всего в мире насчитывается до 300 тысяч тувинцев, которые в основном живут в Республике Тыва и различных регионах России.
Небольшая часть тувинцев живет в Монголии (более 5 тысяч) и Китае (около 4 тысяч). Самоназвание – тыва, по верованиям – буддисты и шаманисты.
Самоназвание тувинцев связано с древним народом дубо (туба, туво), которое упоминается в китайских источниках еще с V века, где говорится о том, что дубо – одно из поколений теле. В Танской хронике (Х век) дубо описываются как принадлежащие к поколению тюркских лыжных племен. Лыжи были приспособлены для катания в горах и были обиты камусом. Камус - шкура, снятая с голеней копытных животных - оленей, лошадей, лосей. Короткая шерсть на этих местах держится особенно прочно и практически не вытирается. Ее приклеивают к лыжам шерстью по направлению скольжения. Она не мешает движению вперед, но совершенно не дает лыжам скользить назад.
Лыжи с камусом
"Березовую корою покрываются дома. Много хороших лошадей. Обычно ездят на деревянных лошадях (мума), бегая по льду. Досками подпирают (подставляют) ноги; если на кривое дерево (палку) упереть подмышку, то внезапно с силою устремляются на 100 шагов".
Изображения лыжников на скалах у Енисея (V в. до х. э.)
"Разделялось на три аймака, из коих каждый управлялся своим начальником. Они не знали годовых времен (не имели календаря): жили в шалашах из травы; ни скотоводства, ни землепашества не имели. У них много сараны: собирали ее коренья и приготовляли из них кашу. Ловили рыбу, птиц, зверей и употребляли в пищу. Одевались в соболье и оленье платья, а бедные делали одежду из птичьих перьев. При свадьбах богатые давали лошадь, а бедные приносили оленьи кожи и саранные коренья".
Сарана
Интересно, что сарана, точнее сушенные луковицы, употреблялись "якутами в виде муки для приготовления молочной каши; киргизы кладут луковицы в овечий сыр для приправы" [Знаменский, И.Е. IV. Растительное сырье // Дикие съедобные растения: Химико-технический справочник / Под ред. проф. В.Н.Любименко. - М.: Госхимтехиздат, 1932. - Т. 12]. Турки называют это растение – "тюркская лилия". Интересно, что каша из сараны сохранилась у саха (якуты). Считается, что потомки курыкан и дубо, проживавшие в Прибайкалье, под напором войск Чингисхана ушли на север, где сейчас живут якуты ("урянхай-саха"). Тувинский народ именовался вплоть до 1920-х годов урянхайцами, а тувинская земля - Урянхайским краем.
Урянхайцы – старое название тувинцев
Настоящей сенсацией стали раскопки в группе курганов Аржан, когда были найдены множество ценных вещей в долине реки Уюк в Западных Саянах ("Аржан" – целебный источник – "Арашан"). Находки датируются IX–VIII вв. до н.э.
Реконструкция одежды и украшений из кургана Аржан
Золотые лошади (найдено около 20 кг золотых изделий)
Свернувшийся хищник (звериный стиль)
Считается, что с тувинцами тесно связаны такие малые народы как тофалары (самоназвание – "тофа", численность – до 800 человек), живущие на северо-восточных склонах Восточного Саяна в Нижнеудинском районе Иркутской области России. Тофалары сохранили самоназвание древнего народа дубо, видоизмененного временем.
Тофалары (начало ХХ века)
Сойоты (соед, сойыт, саяты) – малочисленный народ (около 3700 человек), по языку близкий к тувинцам, тофаларам и цаатанам. Основное занятие кочевое оленеводство и яководство, живут на западе Бурятии.
Сойоты жили как в юртах, так и в чумах
Особой группой тувинцев считаются тоджинцы (самоназвание "туга", "туха"), основным занятием которых было оленеводство. Тоджинцы живут в восточной Тыве, численностью до 4,5 тысяч человек. Постепенно оленеводство в Туве уменьшается и по республике насчитывается около 2000 оленей.
Чумы тоджинцев крытые берестой (1924)
Цаатаны – народ тувинского происхождения, живущий на территории Монголии ("Цаа" значит "олень", "цаатаны" - "те, кто владеет оленями", то есть "оленеводы"). Численность около 300 человек. Занимаются оленеводством.
Цаатаны
Чумы, представляют собой простейшей жилище для кочевого образа жизни, которые могли быть сооружены в любых полевых условиях. У других тюркских народов они сохранились под названием "алачык".
Собственно, тувинские роды представлены на этой карте.
Интересно, что тувинский род Кыргыс, проживает на территории, смежной с Монголией, где прямо к югу находится озеро Хяргяс нуур
Хяргяс нуур
Природа Тывы совмещает в себе горностепные пейзажи с сибирской тайгой
На одном из озер на острове примерно в VIII-IX веке была построена крепость, которую современные тувинцы называют Пор-Бажин. Считается, что она была форпостом Уйгурского каганата против кыргызов и была разрушена во время войны 820–840 гг.
Традиционная одежда тувинцев вобрала в себя стили тюрков и монголов региона.
В женской этнической моде тон задает театр "Эдегей".
Традиции поддерживаются ежегодными играми "Наадым" (от монгольского "Наадам" - празднество, состязание, игрища).
Хуреш
Как и в Монголии главными там являются "три игры мужей": национальная борьба "хуреш", конные скачки, стрельбу из лука. Конечно же игры не ограничиваются этим и проводятся различные конкурсы и спортивные состязания с национальным уклоном. Даже буддийский монастырь становится не только религиозным, но и культурным центром. В монастыре Үстүү-Хүрээ с 1999 года регулярно проводится международный фестиваль живой музыки и веры. Монастырь был основан в 1905 году нойоном Хандыпом, разрушен в 1930 году, когда многие ламы были расстреляны и восстановлен в 1999 году.
Үстүү-Хүрээ - верхний хурээ (буддийский монастырь)
Тыва знаменита мастерами горлового пения, которые приобрели мировую известность, поэтому в разделе о тувинцах будет уместно рассказать об этом подробнее. Горловое пение есть у ряда тюрко-монгольских народов, таких как тувинцы, алтайцы, башкиры, хакасы, саха, казахи (возрождается), кыргызы (возрождается), монголы, буряты, калмыки. У алтайцев и хакасов распространен стиль кай, хай, в первую очередь предназначенный для исполнения длинных эпических сказаний. Горловое пение башкир называется "узляу". А у саха оно имеет название "хабарҕа ырыата", что в переводе означает "горловое пение". По звучанию и технике исполнения этот древний якутский стиль идентичен с тувинским стилем "каргыраа". У них существуют такие техники исполнения горлового пения: каргыраа (кыркыра), хоомей (кюмей, көмөкөй), сыгыт (сыхыт), борбаңнадыр (бербендер), эзенгилээр. Термины даны в тывинском произношении – у тывинцев в силу того, что они долгое время оставались относительно независимыми (СССР аннексировало Тыву только в 1944 году), горловое пение сохранилось в наиболее полном объеме. Кроме перечисленных, существуют несколько разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).
1. Происхождение термина "хоомей" трактуется через обозначение в различных тюркских языках глотки, гортани или язычка в горле (кыргызча: "көмөкөй"). Хоомей может исполняться без слов, просто как отдельная музыка или сопровождение к музыке. У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение "хоомей".
2. Стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от "сыгыт" – "свист", "сыгыр" – "свистеть". Термин "сыгыт" в тывинском также означает причитание, плач, как производное от этого слова "сыгытчы" - "причитающий или стонущий".
3. Стиль каргыраа - хриплые звуки, которые часто сравниваются с карканьем вороны, бурлением воды или каши при кипении. У тывинцев даже есть легенда о происхождении стиля каргыраа от подражания голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.
4. Наименование стиля "эзенгилээр" происходит от слова "эзенги" (кыргызча: "үзөнгү") – "стремена" и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.
5. Название стиля борбаңнадыр произошло от тувинского глагола "борбаңнат" - "перекатывать что-то круглое". Этот стиль имеет ритмические формы.
Тыва по регионам России занимает третье место по приросту населения. Республика Тыва одна из немногих регионов России, где коренное население составляет большинство.
Тыва вполне способна стать лидером национально-культурного возрождения региона Саяно-Алтая, который становится единым не только благодаря территориальной принадлежности России, но и благодаря множеству объединяющих факторов, которые делают их народами-близнецами (эгизэл).
Элери Битикчи
|