КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 22.12.2016
21:49  Идеология и крах советского строя, - Борис Капустин
21:34  Россия беременна монархией, - Р.Устраханов
21:18  Набиуллиной не дают покоя лавры Улюкаева. Российская экономика третий год нащупывает дно...
21:11  Российский "Корнет" жжет "Абрамсы" десятками (видео)
20:24  Биткоин набрал массу. Рыночная капитализация криптовалюты достигла исторического максимума
20:21  Летчик разбившегося казахстанского Су-27: "Всеми путями я уводил самолет от города"
18:15  Гюлен осудил убийство посла России и категорически опроверг свою причастность

17:59  Мамбетжанова выгнали из директоров ФОнда госимущества Кыргызстана
16:04  Экс-студентку МГУ Караулову посадили на 4,5 года, за вступление в ДАИШ
15:31  В Москве на улице умер внук Иосифа Сталина - строитель Байконура Евгений Джугашвили
14:22  В Иссык-Кульской области религиозные деятели советуют родителям не отправлять детей в школы
14:19  Европейцам надоели мигранты, - Вера Светлова
13:24  Светлый Кыргызстан: как строилась энергетика страны
13:20  Издан роман в стихах Ораза Абдуразакова об Амире Темуре
13:18  На кыргызской Токтогульской ГЭС вышел из строя гидроагрегат. Чинят россияне
13:11  Благословенен ли волк? Как представления о волке расходятся в Европе и Азии, - Улан Бигожин
13:07  Китайцы хотят выкупить 49 процентов доли "Эйр Кыргызстан"
12:23  Узбекистан. Прежде это называлось воровством, а теперь - умением жить, - Б.Мусаев
12:20  Китай поможет Филиппинам оружием и песком. Сближение двух стран переходит в практическую плоскость, - "Къ"
12:17  Туркменистан. Прошло 10 лет с момента смерти президента Сапармурата Ниязова...
12:06  Детей афганских памирских кыргызов будут учить в кыргызских школах
12:02  Памятник в Таксиме и реальность турецко-российских отношений, - Мурат Бардакчи
11:48  Одиозный кыр-политик Бекназаров выпустил 2-томник скандальных мемуаров "Я - кыргыз"
11:46  Прошел референдум, парламент будет распущен? - Майдан.kg
11:04  Барский оброк. Что происходит в кыргызских школах, - А.Адылов
10:44  Пароксизм. В чем смысл нового укр-наступления на Дебальцево?
10:15  Лицом к Азии. Итоги поворота России на Восток в 2016 году, - Тимофей Бордачев
10:12  Минтранс России восстановил авиасообщение с Таджикистаном
09:59  На Ближнем Востоке – новый передел сфер влияния, - Игорь Субботин
09:28  Сунниты мстят западному миру, - Эфраим Хараре
09:24  Национализация УкрПриватБанка: экономическое оздоровление или очередное ограбление? - В.Катасонов
09:22  "Большая ближневосточная тройка" способна дать Сирии мир, - П.Акопов
09:10  Россия выделила $5 млн на поддержку беднейших киргизов
09:07  Возможный крах "ИГ" и новые угрозы, - Д.Миллер, А.Вальсамаки
09:03  Грядет новый миропорядок - постфактологический мир "всеобъемлющего недоверия", - Ф.Фукуяма
08:57  Тимур Бекмамбетов: "Цензуры в кино в России нет"
08:56  Средний класс в Китае растет, а в России – сокращается
Среда, 21.12.2016
22:29  Скончался популярный советский-российский актер Вячеслав Шалевич
18:29  Итальянский князь Одескальки арестован за выращивание конопли в фамильном замке XII века
16:26  В Казахстане разбился Су-27. Летчик майор А. Искаков катапультировался
15:41  Агентура безвластия. Исламисты перевоплощаются в европейский электорат, - Е.Сатановский
15:40  Органичность евразийства. Мы стоим на пороге принципиально новой модели мирохозяйственных отношений, - Сергей Глазьев
15:21  Послу Карлову посмертно присвоили звание Героя России
15:12  Генерал Алматов, ответственный за резню в Андижане, возвращается в Узб-правительство? - "РО"
15:08  Ответственность за убийство посла Карлова взяла на себя сирийская группировка "Джейш аль-Фатх"
14:20  Шахматный супер-турнир в Лондоне неожиданно выиграл новая молодая супер-звезда - американский китаец Уэсли Со
14:14  Я был самым богатым человеком в Кыргызстане, но большую часть бизнеса у меня отобрали, - президент А.Атамбаев
13:40  Зачем Ангела Меркель поджигает Ближний Восток? - В.Гулевич
13:14  Андижанских учителей обязали выращивать лимоны
12:57  "Убеженство". Меркель совсем превратилась в зомби, - Н.Янкова
12:56  Таджикистн возмущен авиационным "давлением" России
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Благословенен ли волк? Как представления о волке расходятся в Европе и Азии, - Улан Бигожин
13:11 22.12.2016

Благословенен ли волк? Как представления о волке расходятся в Европе и Азии?

Для населения Евразии, Ближнего Востока и коренных народов северной Америки образ волка благороден. Это идеальный охотник, воин и борец дикой среды, даже если пастухи его опасались. Народы этих регионов стремились подражать волку, который, согласно мифам, обладал магической властью. Для народов Европы и европейских иммигрантов Америки волк, чаще всего, хищное, свирепое животное. О расходящихся представлениях о волке рассказывает статья Дэвида Ханта "The Face of the Wolf is Blessed, or is It? Diverging Perceptions of the Wolf", опубликованная в журнале Folklore, (декабрь 2008).

В 1976 году в ряде русских и киргизских школах был проведен эксперимент, описанный советскими лингвистами Верещагиным и Костомаровым. В этих школах собирались театрализовать известную басню Крылова "Волк и ягненок". Однако если в русских школах дети наотрез отказывались играть роль волка, то в киргизских ситуация была противоположна: практически все ученики с большой радостью соглашались играть волка. Если в русском языке фраза "этот человек как волк" обозначает враждебного, опасного человека, то в кыргызском, наоборот, данная фраза обозначает храбреца, личность бесстрашную, смелую и полную физической силы.

В Центральной Азии и на Кавказе к волку сформировалось позитивное и уважительное отношение, что резко контрастирует с отрицательным отношением к этому животному в христианских культурах.

В европейских языках и словарях ряд поговорок, пословиц и идиом несут в целом негативную оценку волка. К примеру, Оксфордский словарь английского языка дает различные толкования термина "волк", включая обозначение человека с "характером волка", подразумевающее личность с жестокими, беспощадными или хищными наклонностями. Образ волка имеет много значений – одиночество или выносливость, но даже эти характеристики, скорее, несут негативный оттенок. Русская пословица "С волками жить - по-волчьи выть" предсказывает мрачность сосуществования с этими животными, "волк в овечьей шкуре" - хитрый враг. В народных сказках ("Красная шапочка") волк играет роль злодея. Недаром, под влиянием такого восприятия европейские переселенцы в Северной Америке даже попытались уничтожить волков как популяцию. Хотя статистически медведь являлся более опасным зверем, чем волк, медведь воспринимается позитивнее в США, где любимой игрушкой является мишка Тедди.

Если рассматривать образ волка в культуре народов Евразии, то мы увидим противоположную картину. У даргинцев Дагестана, которые имели контакты с представителями тюркско-монгольской культуры, есть слово "бетсиван" (как волк), являющееся синонимом храбрости и бесстрашия. Волк в представлении даргинцев – молодой и свободолюбивый герой: как говорит пословица, "волк и молодой храбрец найдут свою пищу на дороге" (точно такая же поговорка присутствует в казахском языке – У.Б) или "волк может перенести голод, но никогда – рабство".

Во времена, когда господствовало холодное оружие, на силу и храбрость отдельных героев или батыров полагался весь род или клан, и бесстрашие их восхвалялось и почиталось превыше всего. Такое повторяющееся поведение волка в народных сказках Кавказа, как охота, грабеж скота, борьба и выживание, соединяет человека и волка, где человек восхищается волком и стремится повторить его успех.

Во время беседы польского ссыльного революционера Адольфа Янушкевича с казахским султаном Бараком, Янушкевич, прослушав рассказ о замечательной генеалогии султана, заметил: "Зря вы начали свое происхождение с таких возвышенных основ, вашими праотцами являются три брата – белый волк, серый волк и черный волк. Ваша жизнь вам дана только, чтобы услаждать и благодарить свой желудок, а это говорит о волчьем происхождении". Султан в ответ только рассмеялся.

В тюрко-монгольском эпосе волк – основатель царствующих династий. Подобно древнеримской легенде о Ромуле и Реме, волчица пестует, выкармливает своим молоком оставленного младенца в самых ранних тюркских мифах, в поздних мифах, стремящихся к большей правдоподобности, волк охраняет правителя и дает ему советы. Волчица – праматерь клана Ашина, которые произошли от союза волчицы и мальчика хунну. Волчица ушла в горы и родила в пещере 10 сыновей, которые стали прародителями клана Ашина и правителей тюркских каганатов. Образ волка встречается уже в более поздней этимологии, связанной с происхождением Чингисхана. В одной из версий о его происхождении говорилось, что Чингисхан произошел от луча света и серого волка.

Происхождение одного из кыргызских родов "саяк" также идет от волчицы. Согласно этому мифу, один путешественник нашел ребенка, которого выкармливала своим молоком волчица. Мальчик имел длинные волосы и получил прозвище жалдуу Каба (длинногривый Каба). Потомки Жалдуу Каба делились на Ак-Тери (светлошкурых) и Боз-Тери (серо- или сивошкурых). Легенды о младенцах, выкормленных волчицей, присутствуют среди алтайцев, балкарцев, ингушей (в балкарском мифе мальчик, выкормленный волчицей, считался ценным для пастухов, так как "волки никогда не нападут на кошару, где живет такой человек"). Сцены, изображающие волчицу с двумя младенцами, сосущими ее молоко, присутствуют даже в Шахристане, Таджикистан.

Многие народы Евразии пытались "получить" такие качества волков, как навыки охоты, умение загонять добычу или скот в нужном направлении, выживаемость. Для того, чтобы получить такие волчьи качества, существовали определенные ритуалы, связанные c волком. Например, костяные талисманы или кусочки шкуры волка использовались охотниками и воинами как оберег, а суп из волчьего мяса и костей помогал излечиться от болезней. У алтайских народов изображение волка присутствовало на бусах шаманов, и шаманы адресовали свои молитвы волкам. Балкарский герой, нарт Иорузмек носил шкуру, как оберег от "шайтанов", которые боялись даже произносить слово "волк". В бурятском эпосе героиня эпоса надевает шкуру волка и превращается в синюю волчицу, способную преодолеть длинные расстояния. В "Слове о полку Игореве" князь Игорь хочет сбежать от половцев, но зная, что их кони быстрее его собственных, превращается в волка, который может безопасно доставить его в родные края.

Для центральноазиатских кочевников, для которых охота была главным экономическим занятием, было естественным наблюдать за хищниками и имитировать их навыки. В их фольклоре волк – "властелин гор, лесов и земель", что взывает к древним убеждениям, что охота контролируется звериным духом, который строго регулирует, какое количество животных может быть убито, и который благоволит и делает успешными охотников. Игра "кокпар" это, может быть, отражение более древнего ритуала "кок беру тарт" (дословно, обдирание волка), когда всадники преследовали молодого волка в степи (который был заранее отловлен, а перед началом преследования отпускался в степь).

В воинской культуре народов Евразии волк занимал специальное место. Юсуф Баласагуни среди различных качеств отмечал, что идеальный полководец должен быть подобен волку. Знамена монголов эпохи Чингисхана украшала золотая голова волка, и средневековые кыпчаки имели похожие символы на своих знаменах. Оружие номадов, и в недавнем прошлом, украшалось рисунками с изображениями волков.

Даже среди пастухов отношение к своему противнику, волку, было более смешанным. На Кавказе пастухи верили, что тотем сам забирает свою жертву, нападая на скот, и таким образом, принеся эту жертву, можно надеяться на обильный приплод, защиту от болезней и других неудач. Пастухи опасались произносить слово "волк" вслух и говорили так, например: "вчера зверь напал на стадо, да будут его зубы здоровыми, и уничтожил сотню овец". В одной чеченской легенде говорится, что бог создал овец для волков, но человек попросил свою долю, обещав волку "присматривать за овцами для тебя и меня". Кстати, согласно наблюдениям на Кавказе, после убийства волка человек должен постоять перед шкурой убитого животного и попросить прощения.

Взаимоотношения между волками и людьми нашло также отражение в исламе. К примеру, в Дагестане чабаны проводили обряд "завязывания пасти волку" в присутствии муллы с определенными молитвами. Интересно, что в 2014 году в одном из аулов Приыртышья в ходе полевых работ был обнаружен дореволюционный Коран с многочисленными закладками, рукописными дуа, где одна из коротких молитв предназначалась для отпугивания волков от жилищ и пастбищ.

Отношения народов Евразии с волками были тесными, особенно, в тех регионах, где господствовал кочевой образ жизни, а также среди горных жителей. Тесное сосуществование, однако, способствовало росту уважению людей к хищникам и мечте перенять их качества. В эпосе о Коркыте рассказывается, как полководец Казанбек ищет свою орду и в ее поисках вопрошает у волка, чье "лицо благословенно" так:

С наступлением темного вечера для тебя восходит солнце;
в снег и дождь ты стоишь, как герой;
черных благородных коней ты заставляешь ржать;
увидя красных верблюдов, ты заставляешь их реветь;
увидя белых баранов, ты бьешь их, ударяя хвостом;
ударив их по спине, ты разбиваешь стену крепкой ограды;
вытащив жирных баранов, ты, ударяя окровавленным хвостом,
пожираешь их с громким чавканьем.
Твой голос наводит ужас на сильных собак;
выходящих пастухов ты ночью заставляешь бежать… (перевод Бартольда В.В.)

David Hunt, "The Face of the Wolf is Blessed, or is It? Diverging Perceptions of the Wolf", Folklore, Vol. 119, No. 3 (December 2008), pp. 319-334

Улан Бигожин

21.12.2016

Источник - caa-network.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1482401460


Новости Казахстана
- Ряд международных соглашений рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- Мажилис одобрил законопроект по борьбе с лудоманией в первом чтении
- О правящей элите и бюрократии
- Снижение цен на социально значимые продукты отмечается вторую неделю подряд в РК
- Канат Бозумбаев дал ряд поручений по противопаводковым мерам в ЗКО
- О традициях
- Кадровые перестановки
- Два техрегламента ЕАЭС усовершенствованы по инициативе Казахстана
- Казахстан принял участие в 80-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана
- Непродуктивные посредники исключаются из цепочки электроснабжения
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх