Родина-мать своих детей признает неохотно. Соотечественники идут на репатриацию, а попадают к чиновникам на кастинг, - "НГ" 00:45 13.01.2017
Как выяснила "НГ", совсем не единичными являются ситуации, когда российские соотечественники пытаются вернуться на историческую родину, но она встречает их вовсе не тепло. Больше всего претензий высказывается к чиновникам, которые как будто намеренно создают людям препятствия при оформлении документов. В результате уже тысячи переселенцев стали нелегалами поневоле. Правозащитники требуют от властей придать российскому законодательству о гражданстве по-настоящему репатриационный характер.
Люди, которые родились в России и являются этническими русскими, но при этом годами не могут получить российского гражданства, считают себя жертвами постоянно меняющихся законов и всевозможных внутриведомственных инструкций.
Как выяснила "НГ", многие убеждены, что в стране действует негласная политика по сдерживанию массового возвращения соотечественников. Напомним, что в России уже почти два десятка лет действует госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, есть и закон об их статусе и привилегиях.
"Нас просто вышвыривают из программы, без объяснения причин", – сообщил "НГ" один из ее участников Сергей Майоров. Сам он дважды получал отказ: "Когда попытался обратиться снова, то увидел в журнале у чиновника из посольства свою фамилию, напротив которой было слово "жалобщик".
Жительница Ташкента Анна Шубина работает в структурах при посольстве РФ в Узбекистане: "К нам часто приходят люди, которые хотят получить российское гражданство, при этом едва говорят по-русски. Но все же получают желанный документ. А вот этнические русские собирают огромное количество документов, но получают отказы". По ее словам, даже записаться на сдачу документов – целая проблема.
Юрист по миграционным вопросам Алексей Якубенко подтвердил "НГ", что придумываются какие-то внутренние правила, ведомственные инструкции, чтобы только ограничить прием людей. "Соотечественники неделями стоят в очередях, за это время у них заканчиваются сроки действия справок", – утверждает эксперт. В такую ситуацию и попала Татьяна Долина, приехавшая в Россию из Казахстана: "Когда сюда хлынул поток украинских беженцев, у нас отказались принимать документы на квоту – мол, она закончилась, приходите через месяц". Однако к тому времени у нее уже истекал срок миграционной карты – и ее отказались ставить на учет. "Я попыталась обратиться к властям, однако меня оперативно выдворили без имущества из собственного жилья в России обратно в Алма-Ату. Суд лишь развел руками: дескать, сочувствуем, но помочь ничем не можем", – пожаловалась Долина "НГ".
По словам Инги Самадовой, которой все же удалось обосноваться в Приморском крае, ежедневно в очереди на оформление гражданства стоит около 60 человек. А приемный день лишь понедельник – с двух до пяти. Инспекторов двое, они успевают принять до 10 просителей. Но считается, что служба работает в штатном режиме.
На сайтах российских посольств говорится, что в программе преимущественно должны участвовать специалисты, востребованные в регионах. Чиновники восприняли это слово буквально. Отказы идут самые нелепые, говорят соотечественники, – "стажа мало", "образование не совсем то", нет подходящей специальности в конкретном регионе. Как поведал "НГ" Антон Вахонин, который не первый год пытается попасть в программу, на собеседовании один из чиновников поинтересовался, какую реальную пользу я могу принести России. То есть если у меня есть, скажем, инвалидность, то и проваливай в свое ближнее зарубежье? Но мы же не трудовые мигранты, хотя, по сути, Россия рассматривает соотечественников лишь как полезный ресурс". По его словам, инспектора приватно признаются – интересен узкий круг переселенцев, которых можно направить в регионы с дефицитом рабочих кадров.
Для получения вида на жительство даже малообеспеченные или неработающие соотечественники также должны иметь на счету крупную сумму. "Я была шокирована, когда сказали что без официального трудоустройства нужно подтвердить доход как минимум в 120 тыс. руб. за год. И из них еще оплатить налог – то есть около 16 тыс. руб. То есть гражданство мне еще не выдали, а я уже обязана пополнять российскую казну?" – сообщила "НГ" пенсионерка Зинаида Иванова из Твери.
Напомним, что в конце года соотечественники направили президенту Владимиру Путину обращение. Петицию об упрощении получения гражданства РФ для русских подписало уже более 12 тыс. человек. Как отмечает ее автор Юрий Добрынин, глава государства уже не раз давал команду упростить процесс, но его поручения не спешат выполнять. "Стоит соотечественнику начать оформлять документы на гражданство, как он вдруг понимает, что из театра с роскошными декорациями попал за кулисы, где он никому не нужен", – говорит Добрынин.
По оценкам экспертов, сейчас на территории РФ с неурегулированным статусом пребывает до 400 тыс. соотечественников. Правозащитники считают необходимым провести для них иммиграционную амнистию. Замглавы Совета по правам человека (СПЧ) Евгений Бобров сказал, что проблема не столько в программе, сколько в ее применителях: "Соотечественники и чиновники не могут договориться между собой. Первые жалуются, а вторые за это начинают вставлять им палки в колеса". Бобров подтвердил, что в совет письма приходят пачками. "Чиновники мне хамили и в лицо называли чуркой. Мол, я ничем не отличаюсь от тех, кто приехал на заработки", – написала правозащитникам Светлана Калужская, прибывшая в Россию из Ташкента. А вот выдержка из другого обращения: "Потеряв надежду на программу, хотела спросить о получении гражданства на общих основаниях. В ответ услышала, что я не выдающаяся личность и это мне не светит".
Правозащитница Марина Павлова оказывает помощь переселенцам. Она рассказала "НГ", что даже тех, кто получил удостоверение участника программы переселения, зачастую отсеивают при въезде в страну: "Были случаи, когда без проведения экспертизы соотечественников обвиняли в подлоге документов и временно им закрывали въезд. Миграционные карты забирали. В досудебном порядке эти решения отменять отказывались. А представлять свои интересы в суде, будучи за пределами РФ, люди просто не могут".
Екатерина Трифонова Корреспондент отдела политики "Независимой газеты" 12.01.17
|