Отношения США и КНР превратились в минное поле, - В.Скосырев 00:46 16.01.2017
В Пекине не исключают возможности столкновений ВМС двух стран
Китай отверг предположение избранного президента США Дональда Трампа о том, что он может использовать американскую политику по Тайваню как козырь в торге двух держав. Представитель МИД Лу Кан заявил, что формула "существует только один Китай" не может быть предметом переговоров. Признав Китай в 1979 году, Вашингтон поддерживал только неофициальные связи с Тайванем. Будущий хозяин Белого дома грозится отбросить такой подход. Как отмечает эксперт, это личный удар по престижу председателя КНР Си Цзиньпина.
Позиция Китая состоит в том, что "в мире есть только один Китай, а Тайвань представляет собой "неотъемлемую часть его территории". Но Трамп в интервью Wall Street Journal заявил, что все, включая "один Китай", будет предметом переговоров.
Такой вариант для Пекина неприемлем. "Принцип "одного Китая" служит политической основой развития китайско-американских связей. Мы призываем американскую сторону придерживаться обязательств, взятых прошлыми администрациями США". Если США не поступят так, то это может привести к разрыву устойчивых китайско-американских отношений, предупредило китайское дипломатическое ведомство.
Каковы могут быть последствия этой перепалки через Тихий океан? На этот вопрос "НГ" попросила ответить заместителя директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрея Карнеева. "Мы ждем инаугурации Трампа. А пока мнения экспертов разделились. Одни считают, что после того, как пройдет 100 или 200 дней, как Трамп стал президентом, он вникнет в существо вопроса и вернется к той позиции, которую на протяжении 30 лет американские президенты занимали, – сказал он. – Другие эксперты полагают, что, поскольку Трамп не политик, а бизнесмен, у него нет желания придерживаться тех обязательств, которых придерживались до него. Он попытается получить от Китая уступки, прежде всего в торгово-экономической сфере".
Понятно, что это сильно раздражает руководство в Пекине. В частности, потому, что генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин позиционирует себя чуть ли не как такая же по авторитету фигура, как Мао Цзэдун или Дэн Сяопин. Это серьезный удар по престижу с точки зрения "соблюдения лица" в китайской политической культуре.
"Но я думаю, что и Трамп не знает еще, как будет себя вести. Он находится в инерции предвыборных речей, – продолжил Карнеев. – Но предвещает ли это серьезные конфликты? Уместно вспомнить: когда Буш-младший пришел к власти в 2001-м, он собирался основное давление оказать именно на Китай. Но после 11 сентября Китай отошел на второй план, отношения нормализовались". Нельзя исключать, что такой сценарий повторится.
Однако многие аналитики в самом Китае и в Гонконге не исключают более негативного сценария. Газета Global Times утверждает: "Если дипломатическая команда Трампа будет формировать китайско-американские отношения так, как он делает сейчас, то обеим сторонам лучше всего начать подготовку к военному столкновению".
А Чжу Фэн, профессор университета в Наньцзине, говорит: "Все аспекты отношений между США и Китаем превратились в минное поле. Не осталось ни одной площадки, куда можно без риска поставить ногу".
В Гонконге комментаторы проанализировали целый ряд возможных шагов, которые может сделать будущая американская администрация, чтобы принудить Пекин к уступкам. Среди них – санкции против китайских граждан и организаций, которые помогали строить искусственные острова в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Военные корабли США могут предпринять новые рейды не только рядом с китайскими искусственными островами, но и внутри 12-мильной зоны. США также могут ускорить размещение средств ПРО в Южной Корее и расширить взаимодействие с Японией в этой области.
Владимир Скосырев
16.01.17
|