Европу ждет обострение миграционной проблемы, - О.Никифоров 06:13 30.01.2017
Немецкие политики явно переоценили возможности страны по приему беженцев
На днях я получил от приятеля в Гамбурге Экхарда тревожное письмо. Знаю его не первый десяток лет и доверяю его оценкам. А не называю его фамилию, поскольку боюсь, что его в Германии за это могут подвергнуть остракизму. Но так, как он, думают в Германии многие. По данным журнала Focus, пребывание в Германии небезопасным для себя считают уже более половины немцев. В любом случае, прочитав 23 января сообщение этого журнала о том, что во время прогулки вдоль реки Изар, рассекающей Мюнхен, трое молодых немцев подверглись нападению банды из 20 человек и были ограблены, я решил все-таки привести послание Экхарда в моей статье.
О растущей внутриполитической напряженности, в частности, свидетельствуют и опросы общественного мнения, подтверждающие, что за правопопулистскую партию "Альтернатива для Германии" (АдГ), требующую прекращения доступа беженцев, готовы голосовать 10% граждан, а за баварский Христианско-социальный союз (ХСС), который выступает за ограничение количества приема беженцев, – 7%.
Экхард пишет: "Здесь в Германии одно изнасилование мигрантами следует за другим. Вчера полиция застрелила сирийца, который с ножом пытался напасть на полицейский участок. Вчера же в парке группа африканцев сымитировала крики о помощи. Когда проходившая мимо женщина поспешила на помощь, она была избита, ограблена и изнасилована. Полиция нашла ее полузамерзшей, и это продолжается бесконечно. Средства массовой информации по большей части эти случаи замалчивают. Относительно нападения в Берлине на рождественский рынок в конце 2016 года (12 погибших и 36 раненых) здесь уже никто и не вспоминает. Демократический режим, очевидно, намерен приучить население к подобным выходкам мигрантов. В 2016 году в Германию опять прибыло более 300 тыс. мигрантов, а в 2015-м их было не менее полутора миллионов. Страна этого не выдержит. Политики не говорят даже о среднесрочных последствиях подобного "наводнения". Тех, кто пытается указать на последствия, истеблишмент ставит к позорному столбу. Что за страна!"
Действительно, Германия оказалась неподготовленной к нашествию беженцев, хотя политики правящих партий и пытаются делать хорошую мину при плохой игре. Welt отмечает, что через 16 месяцев после начала миграционного кризиса ясно видны различия ожиданий с реальностью. В свое время федеральный министр труда Андреа Налес (СДПГ) предполагала, что прибывающие беженцы из Сирии, Афганистана и Африки представляют собой "рабочую силу завтрашнего дня". Но, пишет газета, "министр смотрела через розовые очки". На деле "к нам прибыла толпа неквалифицированных лиц".
По мнению Карла Бренке, эксперта по труду экономического института DIW, имеются две причины, по которым не удается решить вопрос вовлечения мигрантов в трудовой процесс. Согласно анализу федерального ведомства по труду, примерно 80% беженцев не имеют профессионального образования. К тому же у них только приблизительное представление о немецком языке. Это, делает он вывод, "скорее всего рабочая сила послезавтрашнего дня".
Последствия нашествия мигрантов недавно проанализировала консалтинговая фирма McKinsey по поручению Федерального ведомства по миграции и беженцам. Фирма рассматривает Германию в качестве предприятия, а прибывающие в страну беженцы представляют собой расходные статьи. Необходимо прежде всего, считают эксперты, наладить учет мигрантов, которым отказано в убежище. Такие беженцы должны размещаться в специализированных местах и не иметь возможности, как сейчас, свободно перемещаться по стране. Ведь не случайно многие из устраивавших бесчинства на кельнском вокзале в памятную новогоднюю ночь были беженцами, которым отказали в убежище.
Все беженцы должны быть поставлены на компьютерный учет в централизованном центре для иностранцев. Ведь сейчас в Германии, как отмечает агентство DPA, можно встретить многократную регистрацию беженцев в различных местах. При существующей свободе передвижения по стране власти земли Нижняя Саксония столкнулись с фактами наличия множества мест проживания отдельных беженцев. То есть один и тот же мигрант регистрируется в разное время в различных местах. У многих отсутствуют какие-либо документы, и им их выдают сами немецкие власти, как говорится, с их собственных слов. Это позволяет многократно получать полагающиеся им по закону ежемесячно 320–350 евро на обустройство в Германии. Обязательной сдачи для беженцев отпечатков пальцев нет. Поэтому известны случаи, когда, перемещаясь по Германии, некоторые получали ежемесячно до 45 тыс. евро.
Становится понятным предложение главы федеральной полиции Дитера Романна о передаче функций по выдворению беженцев от земельных федеральным властям. Об этом Романн заявил на днях в интервью радиостанции Deutschlandfunk.
Одно из важнейших среди 14 предложений фирмы – создание финансовой заинтересованности у беженцев вернуться на родину. В целом эксперты McKinsey прогнозируют, что количество тех беженцев, которым будет предписано покинуть Германию до конца года, составит как минимум 485 тыс. человек. Но реально власти могут выслать только 85 тыс. Это связано со многими причинами, в том числе и с чисто финансовыми. Высылка одного мигранта обходится государству в 670 евро. Эти деньги в бюджете еще надо найти для такого количества беженцев, получивших отказ в убежище. Между принятием решения о высылке и самим фактом перемещения мигранта за пределы германских границ обычно проходит 12 месяцев, но иногда даже 4,5 года. Если мигрант осужден за противоправные действия, то для его высылки из-за бюрократических процедур требуется в среднем 20 месяцев. Это связано в том числе с трудоемкой процедурой установления подлинной личности беженца и его родины, выдачи ему оригинальных документов его страны, а также переговорами с тамошними властями о приеме мигранта обратно.
Понимая подобные трудности, Романн предлагает выдворять не получивших убежище без каких-либо оригинальных документов. И переговоры об этом должны вести федеральные власти, поскольку у них больше опыта и политического веса. Пока же McKinsey предлагает промежуточное решение. Мигрантам, которые подлежат высылке, но не располагают документами или идентифицированы как больные (некоторые сознательно наносят себе увечья, чтобы не быть выдворенными), не следует выплачивать денежные суммы. Им достаточно предоставлять еду и одежду. Это поможет снизить число тех, кто предпочитает "задержаться" в Германии на любой срок.
Согласно существующим правилам, убежище в Германии можно получить, если беженец соответствует условиям, изложенным в соответствующей Женевской конвенции, и он непосредственно прибыл из региона, в котором существует угроза для его жизни. Однако, отмечает Welt, этому правилу, наверное, соответствуют не более двух из 1 тыс. мигрантов, прибывающих из Северной Африки. То, что именно немецкие власти вынуждены заниматься подобными беженцами, заключается в действующем правопорядке ЕС. Беженец должен быть немедленно передан властям той страны, границу которой он пересек в первый раз. Но в подавляющем большинстве случаев это сделать на границе невозможно. Многие не владеют никакими языками и не имеют документов. При массовом пересечении границы беженцами никаких чиновников не хватит на проведение предписанной законом процедуры. Поэтому немецкие власти вынуждены этим заниматься самостоятельно.
Если верить газете, возникшие проблемы с выдворением вынуждают власти обратиться за помощью в ООН. Речь идет о создании на территории североафриканских государств спецлагерей под управлением ООН, в которых будут находиться желающие выехать в страны Европы, и именно там они смогут подавать заявления на выезд в Старый Свет. Однако пока это только предложения.
На деле региональные власти, исходя больше из тактических соображений внутриполитической борьбы, чем из гуманитарных мотивов, даже идут на разрушение действующей системы миграционной политики. Только этим можно объяснить предложение сенатора по внутренним делам земли Берлин. По его словам, сейчас изучаются правовые возможности для того, чтобы предоставлять беженцам, ставшим жертвами насилия со стороны правых радикалов, двойную защиту. Подобная практика уже применяется в соседней земле Бранденбург, отмечает агентство N-tv.
Олег Никифоров Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"
30.01.2017
|