Война в Конго не затухает, но никому не интересна... Династия президент-диктаторов Кабила, - А.Мезяев 16:06 28.02.2017
Затяжная схватка за богатства Конго
Конец 2016 – начало 2017 года привнесли некоторые, хотя и слабые, надежды на разрешение многолетнего конфликта в Демократической Республике Конго (ДРК). Президент ДРК Жозеф Кабила в прошлом году отказался проводить президентские выборы, но оппозиции удалось принять решение, только что одобренное Советом Безопасности ООН. Согласно подписанному 31 декабря 2016 г. в столице ДРК Киншасе всеобъемлющему политическому соглашению, Ж.Кабила должен уйти с поста президента до конца текущего года, но он не спешит это сделать. И "мировые СМИ", и Африканский союз, и Совет Безопасности ООН занимают в отношении Кабилы странную позицию: никто не проявляют особого интереса ни к его отказу уходить со своего поста, ни к гибели манифестантов, протестующих против такого развития событий. Не запестрели страницы западных газет сообщениями о гибели людей и тогда, когда 20 декабря 2016 года во время антиправительственной демонстрации были убиты 34 человека. Люди, выходящие на демонстрации протеста, гибнут в ДРК начиная с сентября.
Ситуация в этой крупной стране западной экваториальной Африки (население свыше 80 млн человек, площадь 2,3 млн кв. км) исключительно запутанная. Конфликт носит многоуровневый характер с участием многочисленных внешних сил. На востоке Демократической Республики Конго базируются "Демократические силы освобождения Руанды" и "Национальный совет за обновление и демократию" ("Убвиюнге); обе группировки взаимодействуют с местными вооруженными группами, такими как "Ньятура". Вдобавок к этому несколько недель назад на территорию ДРК вошли вооруженные боевики "Народно-освободительного движения Судана /Народно-освободительной армии Судана в оппозиции".
Привлекает иностранные банды и тех, кто их направляет, перспектива установления контроля над колоссальными запасами природных богатств: ДРК - это золото, алмазы, медь, олово, тантал, вольфрам, более половины мировых разведанных запасов урана. По данным Группы экспертов ООН по Конго, незаконная добыча золота "однозначно остается основным источником финансирования вооруженных элементов и преступных сетей".[1] Незаконный бизнес процветает, участвуют в нем и высокопоставленные армейские чины ДРК, иногда в сотрудничестве с частными компаниями. Национальный парк Гарамба служит главным источником незаконной торговли слоновой костью, доходы от которой идут на финансирование "Армии сопротивления Бога", действующей в Уганде…
Ситуацию в Конго зорко держит под контролем Международный уголовный суд. Недавно он "удалил" с политического поля ДРК бывшего вице-президента этой страны Ж.-П.Бембу – одного из главных политических конкурентов Ж.Кабилы. Бемба был арестован за мифические "международные преступления", якобы совершенные его солдатами в Центрально-Африканской Республике, но судебный процесс над ним провалился с таким треском, что прокуратура пошла на арест команды его защитников – для того, видимо, чтобы преподать урок другим адвокатам. (Автор настоящей статьи хорошо знаком с деятельностью международной юстиции и знает, что адвокатам, защищающим обвиняемых в международных трибуналах, позволено лишь имитировать защиту; против тех адвокатов, которые преступают черту и пытаются реально бороться за своих подзащитных, используются все средства, включая личные угрозы).
Как показало начало года, перемирие в ДРК, скорее всего, не будет долгим. В середине января на территорию этой республики переместились боевики организации "М23" из Уганды. Конголезские власти направили по этому случаю в СБ ООН письмо, в котором предупреждают, что возобновление конфликта подорвет все усилия по восстановлению мира во всем регионе Великих озер. И главное предупреждение – о выборах: "Эта ситуация может отвлечь на себя внимание правительства, которое будет вынуждено направлять имеющиеся финансовые ресурсы на ведение войны, что, безусловно, поставит под угрозу успешное осуществление политического соглашения, подписанного в рамках организации выборов, и подорвет сам процесс выборов".[2]
Еще одна опасность связана с появлением в ДРК войск бывшего вице-президента Южного Судана Р.Машара; эти войска были выведены на территорию ДРК усилиями Миссии ООН в Конго, причем согласия на это правительства ДРК никто не запрашивал. Это была уникальная операция, которая практически не освещалась в СМИ. Теперь власти ДРК пытаются выдворить южносуданцев со своей территории, но сделать это непросто. Миссия ООН от решения проблемы самоустранилась.
…В 1998-2002 годах Демократическая Республика Конго служила территорией кровопролитной Второй конголезской войны, известной также как Великая африканская война, в которой участвовали свыше двух десятков вооруженных группировок из девяти стран. С тех пор значительная часть территории ДРК остается вне контроля центральных властей, там дислоцируются вооруженные боевики всех приграничных с Конго стран, в первую очередь Уганды и Руанды, а теперь и Южного Судана. Эта же территория служит местом концентрации миллионов беженцев и незаконного вывоза природных богатств. Угроза вспышки в сердце Африки новой войны на истребление сохраняется. "Глобальные" СМИ об этом молчат, а тем временем силы, заинтересованные в том, чтобы превратить нестабильность в ДРК в хроническую, берут верх…
[1] См.: "Среднесрочный доклад Группы экспертов по Демократической Республике Конго, учрежденной резолюцией Совета Безопасности ООН № 1533 (2004) // Документ ООН: S/2016/1102 от 28 декабря 2016 года.
[2] Письмо Постоянного представителя Демократической Республики Конго при Организации Объединенных Наций на имя Председателя Совета Безопасности // Документ ООН: S/2017/85.
Александр МЕЗЯЕВ | 26.02.2017 |
|