КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 06.03.2017
20:23  We know how. USAID поможет Киргизии управлять и освещать. В свою пользу? - А.Тюменбаев
20:18  Таджикистан: "удобный" энергетический кризис, - М.Шамсов
20:13  Зама Саакашвили по Одессе 26-летнюю Марушевскую подозревают в причинении убытков на 7 млн гривен
20:10  Российскому буржуину Бакову не дали купить острова в Полинезии и основать свою Империю
20:08  Пойман с поличным председатель Комитета геологии и недропользования Казахстана Нурабаев
19:29  Простыми словами о Трампе. У нас высшее общество тоже дрянь.., - Иван Охлобыстин
18:18  Должность директора школы в Бишкеке стоит до $25-30 тысяч, - 24.kg

18:16  Паника в СДПК. Президент готовит чистку правящей в Кыргызстане партии, - К.Карабеков
18:08  Российский рокер-"лимоновец" "Паук" (Троицкий) удачно бежал из международной тюрьмы в Черногории
17:45  Китай уже не остановить, - Наканори Нагаи
17:40  Турция была тихо и бесшумно окружена Россией.., - Зейнеп Гюрджанлы
16:35  Баку может сменить идеологию тюркизма на азербайджанство, - С.Тарасов
16:23  Трамп готовит "Ялту 2.0"? Международная стратегия Вашингтона: что ждет Китай, Европу и Ближний Восток, - М.Тюркин
14:22  Кто победит? Периодическая система предвыборной Франции, - "Власть"
14:16  КазМВД. Полиция без нравов, - Талгат Ибраев
14:13  Сидящий в СИЗО Текебаев выдвинут кандидатом на пост президента Кыргызстана
14:03  России будет непросто избежать конфликта с Китаем за Сибирь, - "Atlantico"
12:01  Тюрьма "Овадан депе" – туркменский барса гельмес (пойдет, не вернется)
11:56  Узбекистан: Послабления с хаджем – признак оттепели при Мирзиееве? - Еurasianet.org
11:53  Геи-мусульмане в Казахстане: когда сексуальная ориентация вере не помеха, - Оpen Аsia
11:51  Узбекские пасынки Аркадага. К визиту Шавката Мирзиеева в Туркменистан
11:49  В Узбекистане есть положительные изменения, но остаются "значительные проблемы в области прав человека", - доклад Госдепа США
11:46  Достали! Президент Атамбаев предложил депутатам Жогорку Кенеша распуститься или работать на благо страны
10:58  На таджикских рынках удвоились цены на сельхозпродукцию
10:27  Украина и Сирия: Новая стратегия России прекращает доминирование США, - Д.Дзыговбродский
10:13  Мусульмане и русские - две фобии Запада, - Ишан Тхарур
10:00  Японская оппозиция втягивает премьера Синдзо Абэ в скандал из-за земли и жены...
09:54  Компартия Китая заглянула в будущее. Парламент страны заслушал планы руководства на 2017 год
09:18  Скончался архитектор Султан Баймагамбетов, создавший современный облик Алматы
08:49  Европейский Союз: очередная политическая стадия неоколониализма, - Сватоплук Отава
08:47  КазПарламент принял 26 поправок в 19 статей Конституции Казахстана
08:42  У России был шанс на Соединенные Штаты Евразии, - Александр Разуваев
08:41  Как готовится Третья мировая война. Англосаксы задумали отобрать ядерное оружие у наций-конкурентов, - С.Воробьев
08:17  Алиев и Рухани договорились по Каспию, - С.Мамедов
07:55  Реформы в КНР уступают место стабильности, - Т.Едовина
00:45  В Китае найдены останки неизвестного вида людей
00:01  Саудиты сражаются с "ваххабизмом", - Григорий Косач
Воскресенье, 05.03.2017
18:18  Салих Бабаджанов - этнограф из Рын-песков (история), - Николай Ивлев
17:58  О кыргызах кыпчакского рода, - Абибилла Пазылов
16:54  Провал "вилочной дипломатии". Бишкек и Ереван выстраивают общую коалиционную политику, - "Регнум"
16:02  ВВС России бомбят гумпомощью заваленные снегом кишлаки на таджикском Памире
15:14  В Мосуле поймали "красную бороду" - кузена халифа ДАИШ
15:04  Милые бранятся... Смертник ИГ подорвал себя в штаб-квартире "Джабхат Фатх аш-Шам"
14:17  Россия в Сирии: держим перемирие, отбили Пальмиру, мирим Иран и Турцию, - EADaily
09:51  Берлин промахнулся, или Почему Меркель бьет по Эрдогану, - С.Тарасов
09:45  Последний край державы. Почему Москве по-прежнему рады в Средней Азии, - П.Бологов
Суббота, 04.03.2017
17:30  Израиль впервые за свою историю начал экспортировать газ
14:43  Древние казахстанцы (андроновцы) жили в... двухэтажных коттеджах, - А.Исаев
13:41  В Ташкенте центральную улицу Тараккиет переименовали в честь туркменского поэта Махтумкули
12:11  Российского посла в США рвут на части
12:07  Сможет ли иранский газ бросить вызов интересам России?
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Саудиты сражаются с "ваххабизмом", - Григорий Косач
00:01 06.03.2017

Этот термин в аравийском королевстве считают уничижительным

Точка зрения профессора эр-риядского Исламского университета имени имама Мухаммеда бен Сауда (крупнейшего центра подготовки богословов в рамках господствующей в королевстве ханбалитской правовой школы) Сулеймана бен Абдель Рахмана Аль-Хукейля безапелляционна: "У последователей призыва шейха Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба не принято говорить о "ваххабизме". Это уничижительный термин, придуманный их противниками, стремившимися внушить мысль о некоем пятом мазхабе (богословско-правовой школе. – "НГР"), противоречащем четырем мазхабам ислама. Истинное название обращенной к миру проповеди шейха – салафитский призыв". Это цитата из биографии реформатора аравийского ислама "Жизнь шейха Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба и правда о его призыве", которую Аль-Хукейль опубликовал в 1999 году, еще до того, как после известных событий в Нью-Йорке слово "ваххабизм" стало общеизвестным и прочно закрепилось за аравийскими религиозными радикалами. Кроме того, в российском информационном пространстве, например, между словами "ваххабиты" и "салафиты" принято ставить знак равенства. Однако в самой Саудовской Аравии с этим не согласны.

В середине нулевых годов верховный муфтий королевства Абдель Азиз Аль Аш-Шейх сформулировал кредо мусульман государства так: "Призыв шейха (ибн Абдель Ваххаба. – "НГР") направлен на то, чтобы избавить религию от наслоений новшеств и многобожия. Он не сказал чего-то нового, но, напротив, выразил всегда существовавшее мнение о поклонении одному Аллаху, у которого нет товарища, как это заповедал его пророк… Призыв шейха – возвращение к тому, что существовало во времена пророка и его сподвижников, к чистоте веры и прозрачности шариата".

По мнению сына первого верховного муфтия Саудовской Аравии шейха Абдель Азиза бен Мухаммеда бен Ибрагима Аль Аш-Шейха, занимавшего высшие посты в иерархии саудовских богословов и государственном аппарате (первый ректор Исламского университета имени имама Мухаммеда бен Сауда, генеральный директор Лиги поощрения к добродетели и отвращения от греха, советник королевской канцелярии и член Консультативного совета), использование термина "ваххабизм" сегодня, "в эпоху скоростей и сокративших расстояния изобретений", не имеет сколько-либо существенного значения. Если "люди ныне способны самостоятельно увидеть преподносившееся им ранее в искаженной форме", то они тем более могут узнать и правду о "ваххабитах" – "группе (таифа) приверженцев веры предков, прилагающих усилия, чтобы претворить основополагающие положения этой веры в жизнь, ратующих за исламский шариат и провозгласивших Книгу и Сунну конституцией своего исламского государства". Их долг – "ранее неизвестное в истории ислама служение "Двум благородным святыням" (священным городам Мекке и Медине). И поскольку "благородные деяния ваххабитов" трансформировали этот ранее фальсифицировавший суть их убеждений термин в "величайшую похвалу", постольку, снисходительно замечает Абдель Азиз Аль Аш-Шейх, "пусть его использует тот, кому это угодно".

Все три точки зрения исходят из представления о всегда существовавшей в исламе устремленности к салафизму – возвращению к "наследию предков", однажды оформленному проповедью ибн Абдель Ваххаба и сегодня обретшем свое государство – Саудовскую Аравию, миссия которой заключается в служении святыням Мекки и Медины. Работа Аль-Хукейля предлагала основные положения этой проповеди: таухид (единобожие) в его качестве "важнейшей основы призыва", "борьба с новшествами и предрассудками", "возрождение обязанности поощрения к добродетели и отвращения от греха" и, наконец, "вынесение суждений при опоре на ниспосланное Аллахом". В рамках сегодняшних саудовских установок ибн Абдель Ваххаб "вернул мусульман к исламскому шариату и его основным источникам – благородному Корану и пречистой Сунне".

Сразу же возникает вопрос: действовал ли ибн Абдель Ваххаб в рамках традиционного для аравийского Неджда (исторический центр нынешнего королевства) ханбалитского мазхаба либо его деятельность выходила за границы этого региона и была обращена к миру ислама в целом? Этот вопрос связан и с допустимостью применения термина "ваххабизм", широко использовавшегося не только посещавшими Аравийский полуостров европейскими путешественниками и исследователями, арабскими "защитниками" этого течения (египетский реформатор ислама Мухаммед Рашид Рида был одним из них), но и самими саудовскими богословами. Предшественник нынешнего верховного муфтия шейх Абдель Азиз бен Баз считал возможным определить "ваххабизм" как "стремление держаться книги Аллаха и Сунны Его пророка", а "ваххабитов" как мусульман, "более других держащихся Книги и Сунны".

Существовал ли какой-то временной рубеж, когда произошел окончательный переход к термину "салафизм"?

Саудовская государственность – явление, ограниченное ее исходным рубежом – датой заключения союза (1744–1745 годы) между ибн Абдель Ваххабом и правителем недждийского эмирата Ад-Даръийя Мухаммедом ибн Саудом. Событие провинциальное и далекое от того, чтобы в то время заинтересовать мусульманский мир (не говоря уже о мире в целом). Осуществленная в 1924 году ибн Саудом оккупация и аннексия Хиджаза коренным образом изменила ситуацию: властитель маргинального образования обрел власть над "Двумя благородными святынями".

Вышедшая в свет также в 1999 году работа крупнейшего историка (и богослова) Абдаллы Ас-Салеха Аль-Усеймана "История Королевства Саудовская Аравия" расставила акценты, необходимые для современной интерпретации образа ибн Абдель Ваххаба и его проповеди. Если в момент своего выступления он стоял во главе "недждийского реформаторского учения" (что давало, в частности, возможность называть это учение ваххабитским), то по мере роста "могущества саудовского государства", и тем более в эпоху правления ибн Сауда, его "призыв" обретал все большее значение для мира ислама: "пороками невежества" была "поражена" не только родина ибн Абдель Ваххаба, но и весь мусульманский мир, для которого возвращение к "салафизму" сегодня якобы столь же неотложная задача, что и когда-то для Неджда. Подразумеваемая автором "Истории" (хотя и подспудная) аналогия реформатора XVIII века с пророком Мухаммедом вполне прочитывается: оба избавляли людей от заблуждений, оба были гонимы, оба заключали успешные для них политические соглашения. Если через одного Аллах вручил человечеству Коран, то второго подвиг на сочинение "Книги единобожия", призванной восстановить попранные "невежеством" основы веры при опоре на "государство, идущее по пути Аллаха" (русский перевод "Книги единобожия" внесен в Федеральный список экстремистских материалов – "НГР").

"Саудовский народ – мусульмане", убежденные в том, что "основной источник ислама и высший авторитет его толкования – тексты Корана и тексты неизменной Сунны пророка" – таков вывод автора вышедшей в свет в 2010 году книги члена Совета высших улемов Салеха бен Абдель Рахмана Аль-Хассына "Религиозная свобода в Саудовской Аравии". В этом нет ничего оригинального. Однако, писал он далее, "Саудовская Аравия – кибла ислама, место, где родился ислам, к ней мусульмане испытывают большую любовь и преданность, чем к своей родине", "Аллах облагодетельствовал Саудовскую Аравию, там ликвидированы споры между мазхабами".

Так создается образ "нового", "впитавшего" все суннитские юридические школы мусульманина, сотворенного "салафитским призывом". Однако эта официальная точка зрения неизменно вызывает возражения и вопросы. Ведь всем очевидно, что в Саудовской Аравии также существует антисистемная салафитская оппозиция, и именно из нее идет поток добровольцев, отправляющихся воевать на стороне террористов по всему миру.

Об авторе: Григорий Григорьевич Косач – профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ.

01.03.2017

Источник - ng.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1488747660


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх