Геи-мусульмане в Казахстане: когда сексуальная ориентация вере не помеха, - Оpen Аsia 11:53 06.03.2017
Казахстанский режиссер Асель Аушакимова сняла фильм о непростой судьбе геев-мусульман в Казахстане.
Молодой казах читает намаз, потом идет на работу в самый обычный офис, после чего возвращается домой. На его руке обручальное кольцо, но дома его ждет не супруга, а любимый мужчина. Так довольно просто и прозрачно выпускница киношколы "Сталкер" рассказала о жизни геев-мусульман в своей короткометражке под названием I"m tired ("Я устал"). Фильм повезут на различные международные кинофестивали. Корреспонденты партнера "Открытой Азии онлайн" - медиапортала Informburo.kz - поговорили с Асель о том, почему она взялась за такую непростую тему, а с представителями религиозных конфессий - о грехах.
"Я сама атеист, но лояльно отношусь ко всем религиям. Я считаю, что человек имеет право верить в то, во что хочет, – объяснила свой замысел Асель Аушакимова. – Ну и, в принципе, с ориентацией – то же самое. Я просто прочитала статью про гея-мусульманина, и у меня возникла идея".
Асель показала двойную жизнь, которую вынуждены вести люди нетрадиционной ориентации в Казахстане, и затронула больную тему: отношения представителей ЛГБТ и религии. Можно ли быть геем и при этом быть мусульманином, православным, католиком? Все ли равны перед богом, или некоторые все же "равнее"?
Бисексуалка-мусульманка
Ортодоксальные представители авраамических религий отвечают на этот вопрос однозначно: "Нет".
Традиционные течения ислама считают гомосексуальные отношения харамом, ссылаясь на кораническую притчу о народе Лута (аналог Содома и Гоморры). "И пошел Лут, и сказал людям: "Не предаетесь ли вы разврату невиданному? Утоляете страсть свою с мужчинами, а не с женщинами". (Коран 7:80-81)
"Неслыханно! Пред всеми созданиями земными вы предпочитаете мужчин, а жен, данных вам Господом, покидаете?". (Коран 26:165)
Православные священники также считают, что человеку дано выбрать одно из двух: быть геем или молиться богу. "Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них", – гласит 20-я глава книги Левит.
Тем не менее, среди казахстанских мусульман есть представители ЛГБТ, которые отстаивают свое право верить и любить. Айгерим Тлеубаева – бисексуалка. Она же – правоверная мусульманка. Девушка - сторонница queer-мусульманства. Это движение, активисты которого есть во всем мире. Термин queer используется для обозначения любой, не соответствующей традиционной модели поведения и идентичности.
"Во-первых, что такое queer-мусульманство: это ислам, адаптированный под квир, – говорит Айгерим Тлеубаева. – Ислам является частью самоидентификации многих людей в центральной Азии (и по всему миру), и адаптация религии – это естественный процесс".
Айгерим стала мусульманкой еще в раннем детстве, а то, что ей нравятся девушки, поняла в подростковом возрасте. "В моем случае бисексуальность я осознала где-то в 12 лет, а мусульманкой осознала себя раньше, в классе первом, наверное, когда столкнулась с исламскими ритуалами типа похорон", – рассказала Айгерим.
Она считает, что в Коране, если читать внимательно, нет прямого осуждения гомосексуальных отношений между мужчинами. А про однополые отношения женщин и вовсе нет ни слова - видимо, потому, что в патриархальной религии женская сексуальность – априори тема запретная.
"В Казахстане имамы, относящиеся к ДУМК (не путать с СМК), традиционно придерживаются того, что гомосексуальность есть грех, – говорит Айгерим. – Вообще сложно жить, понимая что ты грешник в глазах Бога, но при этом понимать, что гомо-бисексуальность есть твоя сущность, и Бог, в общем-то, тебя создал почему-то именно таким. ДУМК официально заявляет: гомосексуальность – харам, недопустимый грех. Но квир-мусульмане апеллируют к тому, что в Коране нет прямого осуждения гомосексуальности, кроме истории Лута, которая сама изложена расплывчато. Богословы в этой истории видят намеки на осуждение гомосексуальности, причем только мужской,о женской гомосексуальности, кстати, ничего нет".
Айгерим молится дома, она практически не соприкасается с другими мусульманами. "Мне как женщине в мечеть ходить не надо, это не "фарз" или "парыз", как говорят по-казахски (обязательное условие, к примеру, мужчинам молиться в общине), и я молюсь дома. У меня нет точек соприкосновения с традиционными мусульманами, которые могли бы выразить свое негодование. А мои друзья относятся к моей позиции лояльно – возможно, по той причине, что не связывают меня с исламом. Раз я не ношу платок и нет никакой другой внешней атрибутики", – объяснила девушка.
"Это грех"
Официальный представитель по связям с общественностью митрополичьего округа в РК Евгений Иванов считает, что смешивать понятия гомосексуализм и религия в принципе нельзя, так как это однозначно грех. По его мнению, вера и моральная устойчивость человека всегда требуют от него жертв.
В Библии есть масса запретов, касающихся семейных отношений: нельзя прелюбодействовать, запрет на кровосмешение, на блуд, – прокомментировал Евгений Иванов. – Поэтому мы должны понимать, что запретов много. Но есть понятие греха, есть понятие преступления и есть человек. И мы не должны отождествлять грех и человека. Каждый человек имеет право на общение с Богом. Если человек совершил убийство и сел в тюрьму, он может верить, он может быть с Богом. Но только если он раскаялся, он осознал, что совершил преступление, он в нем раскаивается. Есть понятие "покаяние". Если человек упорствует в грехе и перестает называть грех грехом, как это происходит в западной культуре, то к таким людям, конечно, совершенно иной подход. Если ты верующий, то ты должен соблюдать все то, что говорит твоя религия, а не выбирать из веры то, что тебе нравится.
Евгений Иванов
Телогические споры
Казахстанский ЛГБТ-активист Амир Шайкежанов, ссылаясь на известного знатока Корана, говорит о том, что в священном писании мусульман, скорее, осуждается сексуальное насилие, нежели гомосексуальность.
Амир Шайкежанов
"Мааджид Наваз приводит с своей статье интересную мысль: "Известный авторитетный знаток Корана Али аль-Кисаи высказывал мнение о том, что в истории Лота упомянуты гетеросексуальные мужчины, насиловавшие других мужчин, – прокомментировал Амир Шайкежанов. – Сура "Ан-Нур" (Коран 24:31) упоминает "людей, которые не нуждаются в женщинах." Из контекста отрывка видно, что речь идет о людях, которых не привлекают женщины. Они могли быть геями, в том числе. И важно, что мы не найдем в Коране осуждения этих людей. Собственный пример пророка Мухаммада показывает, что он принимал в окружающей жизни мужчин, именовавшихся mukhannath ("подобные женщинам"), запрещая расправы над ними".
Амир считает, что важно понимать: религия – это не только социальный институт, ритуалы и традиции, это еще и духовность, которую каждый из нас выбирает в соответствии со своими внутренними ценностями. "Любая религия в первую очередь ставит важным условием веру человека в высшую природу, Бога. В этом контексте начинаешь понимать, что к любой религии может прийти человек из какой угодно среды, – считает Амир. – Одной из первых последовательниц Иисуса была Мария Магдалена, которая до этого занималась прелюбодеянием, но обрела веру через прощение и принятие Иисуса. Мы также можем вспомнить, что родной дядя пророка Мухаммеда тоже далеко не сразу принял ислам и концепцию единобожия. Таким образом, каждый желающий может стать последователем религии, если в нем есть вера. Кроме того, например, в Исламе, как и во многих религиях, сейчас есть течения, которые пытаются реформировать те или иные интерпретации писаний, чтобы прийти к некой внутренней духовности".
Имам Даайи Абдулла известен как первый открытый имам-гей. Он осуждаем многими мусульманскими лидерами, и некоторые местные имамы даже отказываются здороваться с ним.
Имам Даайи Абдулла
В 2014 году в Стокгольме две иранки, Сахар Муслих и Марьям Иранфар, сочетались никяхом посредством Людовика Мухамеда Захида, которого называют "имамом геев".
Несмотря на то что представители секс-меньшинств борются за признание их права верить в Бога, в большинстве случаев священнослужители оставляют нетрадиционную паству за бортом.
В Саудовской Аравии, Афганистане и ряде других мусульманских стран, к примеру, однополые отношения караются смертью. В Египте за это можно попасть в тюрьму.
Анна Шабалдина 02.03.2017
|