Когда Казчиновники начнут приносить пользу стране? - С.Исабаева 10:25 03.04.2017
В Казахстане продолжается аттестация госслужащих руководящего звена корпуса "Б". На этот раз власти обещают "комплексную" (трехуровневую) ревизию, которая не только определит уровень профессионализма, но и выявит потенциал чиновников для дальнейшего карьерного роста. Однако уже первые промежуточные итоги порождают сомнения: а решает ли очередная реформа главную задачу - переход от количества к качеству?
То, что в Казахстане чрезмерно раздутый и при этом малоэффективный, неуклюжий госаппарат, признают и сами власти, однако приручить этого бюрократического монстра или хотя бы уменьшить его до адекватных размеров пока не удается. Несмотря на всевозможные "диеты" (в виде антикризисных мер, реформ и аттестаций), он по-прежнему съедает значительную часть расходов госбюджета и висит обузой на шее государства.
По мнению некоторых экспертов, административные реформы должны, прежде всего, решить задачу снижения расходов на содержание госслужащих. Как показывает общемировая практика, этого можно добиться только за счет кардинального сокращения числа самих чиновников. Все остальные меры будут носить временный либо поверхностный характер. Особенно опасным в данном случае видится вариант с урезанием зарплат и соцпакетов, поскольку это может обернуться целым букетом проблем - тут вам и социальное недовольство, и рост коррупции, и падение качества госуслуг…
Другие эксперты считают, что дело не в размерах госаппарата, а в степени его эффективности. Чтобы добиться ее повышения, только сокращением штатов уже не обойтись, разве что с целью отсеивания профнепригодных кадров. Во многих экономически успешных странах чиновников в расчете на 100 тысяч населения больше, чем в Казахстане, но это не мешает госаппарату быть гибким, эффективным и менее подверженным коррупции.
Что же не так с нами? Почему государственная машина вместо того, чтобы продвигать экономическое развитие страны, наоборот, тормозит его?
Причины неэффективности и коррумпированности отечественных чиновников можно перечислять долго, но в качестве главных обычно называются низкие зарплаты, отсутствие мотивации (как материальной, так и нематериальной), низкая степень личной ответственности. Эти проблемы в Казахстане пытались решать разными способами, но безуспешно. Одна из последних идей - "факторно-балльная шкала оплаты труда госслужащих", которая будет внедрена уже со следующего года. В отличие от ныне действующей тарифной сетки, она должна учитывать масштаб работы, ответственность за нее и сложность выполняемых функций. В ее основе лежит процедура так называемой "оценки эффективности деятельности", которую уже прошли 64,5 тысячи госслужащих: из них оценку "превосходно" получили 63%, "хорошо" -11%, "удовлетворительно" - 26%.
Однако не успела новая система заработать, как уже появились скептические высказывания. Они сводятся к тому, что разница в окладах получивших "превосходную" и "удовлетворительную" оценку вряд ли будет столь существенной, чтобы сделать госслужбу привлекательной и в целом стимулировать работников к качественному исполнению своих обязанностей, превратить их в настоящих государственников. Поэтому не исключено, что и эта административная реформа повторит судьбу своих предшественниц...
Из той же серии - комплексная аттестация, о которой мы упомянули в начале статьи. На брифинге 17 марта заместитель председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции (АДГСПК) РК Айгуль Шаимова сообщила о завершении ее первого этапа, в рамках которого собеседования прошли 1139 госслужащих руководящего уровня корпуса "Б" (директора департаментов центральных госорганов, руководители областных управлений и т.д.). В результате 973 (85%) чиновников признаны соответствующими занимаемым должностям, 130 (11%) рекомендованы к повышению, 36 (3%) - к понижению.
Как видим, и эта проверка не изменила общей картины. Складывается ощущение, что очередная аттестационная кампания затевалась не для очистки системы госслужбы от некомпетентных сотрудников, а для того, чтобы создать условия, позволяющие продвигать по карьерной лестнице "достойных" кандидатов. Разумеется, это благая цель, но далеко не главная на фоне десятков, если не сотен невыполненных поручений главы государства и нереализованных госпрограмм.
Правда, г-жа Шаимова предупредила, что озвученные данные не являются главным результатом аттестации. Впереди еще два этапа: на первом оценку пройдут работники министерств и областных акиматов, а на втором – государственные служащие районного и сельского уровней. В целом работа завершится к 1 июля текущего года. Хотя уже понятно, что это всего лишь легкий косметический ремонт, который не в состоянии изменить суть бюрократической машины, в частности, избавить ее от таких хронических болезней, как коррупция, стяжательство, дефицит квалифицированных кадров, псевдопатриотизм, "синдром временщика" и т.д.
Впрочем, винить во всех грехах только госслужащих было бы несправедливо. Частая реорганизация правительства и переброска функций из ведомства в другое, бесконечная ротация управленческих кадров и практика коллегиальных решений способны парализовать работу даже самого дисциплинированного госаппарата. Что уж говорить о нашей бюрократии с ее размытой ответственностью и излишней бумажной волокитой.
Еще одна причина провала административных реформ в Казахстане кроется в том, что их разрабатывают сами госслужащие. Общественность фактически лишена возможности как-то влиять на этот процесс, не говоря уже о том, чтобы контролировать его.
Надо также понимать, что госаппарат - это часть политической системы, которая в целом нуждается в серьезных демократических реформах. Нет смысла лечить один какой-то орган, когда поражен весь организм. Радует, что первые шаги в этом направлении уже намечены, в частности, в плане перераспределения полномочий между ветвями власти, которые, по идее, должны будут сдерживать и контролировать друг друга. Но как это будет выглядеть на практике - покажет только время.
Чингиз Лепсибаев,
руководитель общественного фонда Eurasian Expert Council:
"Много людей не имеют морального права быть управленцами"
- Какие ведомства, на ваш взгляд, у нас наиболее "раздуты" и какие следовало бы сократить?
- Действительно, количество государственных служащих в Казахстане значительно превышает потребность в них. Достаточно громоздкое у нас правительство. Для сравнения приведу лишь две цифры: в небедной Швейцарии всего 8 министерств, в Казахстане - 16….
Особенно завышена, на мой взгляд, штатная численность сотрудников внутренних дел - 600 человек на 100 тысяч населения. По этому показателю мы занимаем 4-е место в мире! Но говорить о росте раскрываемости преступлений, снижении смертности на дорогах и прочих достижениях не приходится. Провалы в этой работе очевидны. Похожая ситуация с Министерством финансов и, в частности, Комитетом государственных доходов. Думаю, следует вдвое сократить количество сотрудников в названных ведомствах и во столько же раз поднять заработные платы оставшимся.
- Что бы вы посоветовали разработчикам административных реформ?
- Первое. Отечественная государственная служба сохранила с советских времен чересчур много функций. Процесс передачи части полномочий в частную среду идет, но очень медленно. Юридически мы находимся в условиях свободного рынка, но ментально остались в административно-командной системе, где все должно регулироваться государством.
Второе - это кадровый потенциал госслужбы. Считаю, что у нас достаточно много людей не имеют морального права быть управленцами и работать в системе государственного менеджмента. Это проблема на самом деле нашего образования. К примеру, за рубежом, чтобы получить диплом юриста, необходимо быть либо очень умным, либо очень богатым. У нас же любой троечник может получить диплом и управлять государством. Негативные результаты их "деятельности" мы видим каждый день. Необходимо понимать, что госменеджер, живущий за счет налогов и при этом не справляющийся со своими обязанностями, только вредит стране. Таким господам стоит идти в бизнес и создавать добавленную стоимость.
Третье - это катастрофическая нехватка профильных специалистов в государственном управлении. Именно они должны работать в специализированных ведомствах, а не юристы-экономисты, не понимающие специфики и тонкостей этой или любой другой отрасли, к примеру, энергетики, медицины, социальной защиты и т.д.
Четвертое. В Казахстане сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Например, есть Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности, однако спутники для нас делают в РФ, а запускают их в Индии... Кроме того, есть министерства, совмещающие в себе несовместимое или, иначе говоря, занимающиеся одновременно противоположными действиями: скажем, Министерство энергетики (и экологии) или Министерство культуры и спорта. Бесконечная чехарда с реформами госаппарата и ротацией одних и тех же управленцев без анализа результатов их работы не имеет смысла. Безусловно, нужно сокращать и разукрупнять подобные конторы, создавать ведомства в тех отраслях и сферах, которые действительно функционируют. Необходимо проработать функционал каждого сотрудника, чтобы можно было оценить его работу за определенный период.
Пятое - это дочерние структуры и в целом квазигосударственный сектор. Сокращать на самом деле стоит именно этот сегмент нашей экономики, занимающий более 50 ее процентов. Необходимо провести ревизию и свести к тотальному минимуму разного рода дочерние АО, НАО, ТОО с их раздутыми штатами, сверхзарплатами, бонусами за провальную деятельность, которая на самом деле наносит стране многомиллиардные убытки. Это приведет к оздоровлению экономики и вовлечению в здоровую экономическую активность десятков тысяч нынешних управленцев, неконкурентных на рынке труда.
Мы должны понять, что огрехи в управлении уже нельзя компенсировать сверхдоходами от сырьевой ренты.
Жомарт Алдангаров,
председатель Евразийской ассоциации предпринимателей:
"Затраты чиновников гораздо превышают доходы от их деятельности"
- Как вы считаете, какой конкретно ущерб стране и ее гражданам наносит переизбыток чиновников?
- С точки зрения рынка содержать такой огромный госаппарат глупо, неперспективно и даже губительно. Он не приносит стране столько денег, сколько мы, налогоплательщики, тратим на его содержание. То есть, чтобы прокормить стотысячную армию госслужащих, сам народ должен жить соответственно тем жизненным стандартам, которые приняты в цивилизованных обществах. Кушать ведь (причем сытно и вкусно) хочется всем, а не только чиновникам.
Мы раздули штаты никому не нужных аппаратчиков. Но так долго продолжаться не может. Рыночная экономика - очень жесткая, но при этом очень справедливая. Она не терпит бездельников, халявщиков и в целом тех, кто не создает материальные блага. У нее есть четкое правило: сколько заработал - столько и съел. В нормальном обществе, живущем по таким законам, не бывает так, что ты заработал миллион, а съел два миллиона. Значит, второй миллион был украден... Вот откуда у нас коррупция, мошенничество и всевозможные махинации со стороны сотрудников госорганов.
Советская система породила за 73 года пять поколений людей с иждивенческой психологией. Нас развратило и продолжает развращать богатство природных ресурсов. Мы потребляем гораздо больше материальных благ, чем создаем. А это очень опасно. Ведь если импорт превышает экспорт на 65%, то это уже угроза национальной безопасности… Чтобы выжить в условиях рынка, нужно идти в ногу со временем, создавать атмосферу жесточайшей конкуренции в обществе и среди чиновников. Только тогда появятся классные профессионалы.
- На сколько процентов, по-вашему, нужно сократить численность госаппарата, чтобы он не был обузой для государства, но при этом смог эффективно работать?
- Нужно отталкиваться от количества казахстанцев, которые реально платят налоги. Если отсеять всех пенсионеров, инвалидов, детей, несовершеннолетних, студентов, безработных, то получится примерно 45 процентов населения. Вот это и есть главный ориентир. Численность чиновников должна быть соразмерна именно этой цифре, а не браться из воздуха.
Автор: Сауле Исабаева 30-03-2017,
|