КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 10.04.2017
20:17  Первым президентом Государства Алания избран генерал Бибилов
19:51  Норвежка Эрика Фатланд выпустила книгу "Советистан". О своих ЦА-впечатлениях
19:48  Взрыв в метро и мигранты из Центральной Азии: корни радикализации, - С.Абашин
19:45  В Москве издан биографический труд С.Филиппова "Территориальные руководители ВКП(б) в 1934-1939 гг.: справочник"
19:32  Скончался государственный деятель Узбекской ССР и независимого Узбекистана Закир Максумов
19:31  Всем нужна война, или Почему Трамп делает России райский подарок, - Иван Охлобыстин
18:56  Интересы России: Можно ли полагаться на Китай? - Ю.Баранчик

18:52  Заявившая от отставке глава Укрнацбанка обвинила Порошенко и Коломойского в краже $0,5 млрд капиталов "ПриватБанка"
17:29  Узбекистан становится поставщиком террора, - Suddeutsche Zeitung
17:27  Атака в Стокгольме привлекла внимание к террористам из Центральной Азии, - Wall Street Journal
16:58  "Казахфильм" начал снимать историческую сагу о царице массагетов – "Томирис".
16:27  Разработка кыргызского золотоносного Джеруя угрожает экологии Казахстана, - С.Шейшенов
16:23  "Народ вышел, чтобы возразить против воссоздания Кокандского ханства!" - обращение президента Атамбаева к 7-й годовщине Апрельской революции
16:18  Экс-ректор КырНУ Адамкулова возглавила Дипломатическую академию Киргизии
15:45  Жиреют "слуги народные". Каз-депутатам в 2 раза повысили зарплату
15:42  В Алматы арестован весь комсостав 5-го батальона спецохраны МВД
15:26  Алишер Усманов купил ташкентский "Пахтакор"
14:27  Эйлем Ахметова представит Казахстан в международном конкурсе Supermodel International в Индии
14:06  Красотка Ирина Шейк родила первенца
13:51  В Китае обнаружили сокровища лидера крестьянского восстания Чжан Сяньчжуна 300-летней давности
13:47  В Музее Востока в Москве открылась выставка современных таджикских художников
13:13  Кыргызстан допущен к участию в конкурсе "Мисс Вселенная" после... пяти лет переговоров
12:42  Вокруг Сирии: сломленный Трамп и затаившаяся Меркель, - Д.Седов
12:19  ТаджНацбанк запретил продавать доллары постоянным клиентам
11:41  По кому стрелял президент США в Сирии, - Д.Минин
10:55  Курды восстанавливают историческую справедливость. Игнорирование интересов нетитульных наций привело арабов на грань катастрофы, - С.Иванов
10:44  Ислам опережает другие религии. Мир становится более религиозным, и в нем будут доминировать мусульмане, - Pew Research Center
10:42  Мигрантам легко добыть российский паспорт. К судьбе соотечественников рос-чиновники проявляют равнодушие, - "НГ"
10:37  Химическая атака в Сирии и провал западной журналистики, - Патрик Паулов
09:35  Ракетные удары в Сирии: американское тройное предупреждение, - Le Monde
09:01  "Сговор во Флориде": США прокладывают Китаю "шелковый путь", - С.Цатурян
08:44  Узбекский террорист едва не взорвал шведского премьер-министра, - Ренат Абдуллин
08:37  Каракат мозга. Казахстанская богема шумно справляет "днюхи"... в мечетях
08:33  Время Саддама. В Ираке годы правления кровавого диктатора все чаще вспоминают с теплотой, - А.Куприянов
08:24  Турция в преддверии политических перемен. Эрдоган получает широчайшие полномочия, - А.Глазова
08:21  Атамбаев пошел ва-банк. Уничтожая светскую оппозицию, президент Киргизии расчищает путь для религиозных радикалов, - А.Князев
00:07  США и Китай: Театр военных действий для одного актера и для одного зрителя, - Е.Ханенкова
00:02  Сирия: за бомбами и ракетами наступает час переговоров. Какую сделку Трамп предложит Путину? - С.Тарасов
00:01  Турция из-за Асада готова порвать с Россией, - З.Караев
00:00  Битва на Кушке – триумф России в первой "холодной войне", - С.Князев
Воскресенье, 09.04.2017
19:47  Ливия: взрывоопасная смесь из нефти и оружия, - А.Шимберг
16:32  Египет. В результате двойного теракта в церквях Танты и Александрии погибли 44 человек
12:24  Стокгольмским террористом-давителем оказался уроженец Самарканда Р.Акилов
12:22  На аукционе в Москве продаются 13 картин, предположительно похищенные из Ангренской галереи Уфимцева
11:42  КазЭлитка. Жумаканова ошибочно пытались "списать" накануне карьерного взлета, - Д.Ашимбаев
09:37  Вмешательство Запада лишь затягивает сирийскую гражданскую войну, - Guardian
09:28  Золото предвещает скорое начало войны, - Саид Халмурзоев
08:25  Интернета.нет. Много ли потеряют россияне после отключения от глобальной сети, - М.Карпов
Суббота, 08.04.2017
21:18  Трамп отрыл топор войны: удар США в Сирии накрыл Россию, - М.Ростовский
19:31  В Усть-Каменогорске сгорел новый завод OSB-плит
16:41  Скончался космонавт дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Взрыв в метро и мигранты из Центральной Азии: корни радикализации, - С.Абашин
19:48 10.04.2017

По сообщениям спецслужб России, Киргизии и Казахстана, следствие полагает, что взрыв в петербургском метро 3 апреля мог совершить уроженец киргизского Оша и гражданин России Акбаржон Джалилов 1995 года рождения.

Если Акбаржон Джалилов, который официально объявлен главным подозреваемым в совершении теракта в петербургском метро 3 апреля, действительно окажется виновным, и это будет однозначно доказано, это будет первый случай, когда в роли террориста-смертника в России выступил уроженец Центральной Азии.

Остальные громкие преступления, которые совершили выходцы из этого региона, например, няня Бобокулова или "банда ГТА", скорее, были похожи на действия уголовников и невменяемых людей, нежели на осознанные теракты, запланированные по идейным соображениям.

Я бы сказал, что это удивительный факт: уже в течение почти двух десятков лет мы наблюдаем многомиллионную миграцию в Россию среднеазиатских жителей, которые живут и работают здесь в сложных условиях, испытывают на себе массовые фобии и преследования, в связи с чем эксперты по угрозам и рискам обещают целую волну религиозной радикализации и экстремистских действий, но пока эти прогнозы сбываются очень-очень незначительно и выглядят скорее исключением из правила, чем тенденцией.

Мечта о возвращении домой

Чем объяснить этот факт? Я думаю, тем, что большинство мигрантов приезжают из Центральной Азии в Россию с очень конкретными планами найти здесь работу, заработать деньги и отправить их на родину, чтобы поддержать своих родственников и близких, которые остались дома.

Миграция является важной составляющей экономических и социальных стратегий всего домохозяйства, это относится к получению дополнительных доходов и повышению социального статуса семьи.

Центральная Азия в представлениях мигрантов занимает ключевое место "родины" и "дома", идея возвращения куда, пусть "потом" и "когда-нибудь", находится в центре мигрантских планов на будущее и компенсирует все возможные трудности и унижения на этом пути.

Миграция не приводит к разрушению прежних социальных связей, в большинстве своем мигранты остаются членами своего домашнего сообщества, которое продолжает определять нормы поведения мигранта, в том числе ограждая его от радикальных взглядов и поступков.

Роль религии

Говоря о религиозности мигрантов, нужно иметь в виду несколько обстоятельств.

Первое: население в самой Центральной Азии имеет очень разные способы выражения религиозности, с которыми уезжающие и отбывают на заработки.

Среди мигрантов есть люди, которые редко обращаются к религиозным практикам, люди, которые исполняют ограниченный набор религиозных практик (например, ходят в мечеть на намаз только по пятницам или только по праздникам, держат пост не полный месяц, позволяют себе иногда нарушать ограничения в еде), и люди, которые достаточно строго следуют религиозным правилам, вплоть до ежедневной молитвы и строгого поста.

Второе обстоятельство: нет какой-то одной логики - рост или снижение религиозности людей в миграции, мы видим и то, и другое одновременно - какая-то часть мигрантов отказывается от религиозных практик, какая-то часть начинает чаще их исполнять, третья часть - ничего не меняет в своем поведении и старается придерживаться тех привычек, которые у них сложились еще на родине.

Существует множество факторов, которые влияют на выбор мигрантами той или иной стратегии. Имеет значение, в каком регионе и в какой сфере деятельности работает, в каком окружении он находится.

Причем и в этом случае есть динамика, которая зависит от того, как долго человек находится в миграции, как часто меняет место работы и место проживания.

Например, тесное общение с мусульманами родом с Кавказа, особенно в качестве работников и подчиненных, нередко усиливает демонстративность религиозного поведения, а наличие в социальном кругу местных жителей, допустим, русских, может снижать ее.

Мигрант приспосабливается к среде, старается не выделяться из нее, чтобы снизить вероятность конфликтов и непонимания.

Некоторые религиозные практики - например, пост - могут быть в условиях миграции неудобными и рискованными, грозят болезнями и финансовыми потерями. А некоторые практики - к примеру, отказ от спиртного - наоборот, могут приветствоваться работодателем.

Третье обстоятельство: возвращаясь домой, мигрант стремится доказать местному сообществу, что, во-первых, в миграции он достиг успеха, достаточно заработал, был удачлив, трудолюбив и что, во-вторых, в миграции он "не испортился", в чем часто мигранта подозревают, возмужал, стал старше и более социально ответственным, повысил свой социальный статус, а не понизил.

Мигрант покупает машину, строит дом, устраивает коллективные угощения, оказывает знаки внимания родителям, жене, детям, другим близким и местному сообществу в целом. Элементом такой стратегии становится и религиозность.

Мигрант может отправить в паломничество - хадж - своих родителей или даже сам туда отправиться. Он может выделить деньги на ремонт мечети или мазара и делать другие общественные расходы, которые оцениваются как религиозное поведение.

Религиозные убеждения и практики функционируют как часть взаимодействий мигранта со своим домашним сообществом, на которое он продолжает ориентироваться, а также как результат нахождения в мигрантских социальных сетях, которые обычно представляют собой фрагменты домашнего сообщества и внимательно следят за каждым членом.

Эти убеждения и практики для основной массы мигрантов являются не ответной реакцией на угнетение, стресс и изоляцию, а способом нормализации и повышения своего социального статуса, способом выстраивания отношений с окружающими таким образом, чтобы получить больше безопасности для себя и больше ожидаемых бонусов от миграции.

Мигрант может отправить в паломничество - хадж - своих родителей или даже сам туда отправиться

Риск радикализации

Радикализация во взглядах в этой перспективе является не неизбежным и закономерным итогом, а скорее побочным эффектом и в каком-то смысле отклонением от доминирующих моделей, исключением из более общего правила.

Она возникает там, где происходят сбои в функционировании транснациональных отношений и сетей, там, где домашнее сообщество через коммуникацию или через своих членов, которые находятся в России, по той или иной причине теряет контроль над мигрантом, не может корректировать его установки и поведение, перестает быть для мигранта основной референтной группой, которая определяет нормы и нормальность.

В радикализации мигрантов нет никакой неизбежности, она не существует как массовое явление, она не является следствием того, как миграция организована социально и как она функционирует, религиозность мигрантов и даже рост такой религиозности не приводит автоматически к радикализации.

Для возникновения именно радикальных идей и их распространения среди центральноазиатских мигрантов в России недостаточно быть в миграции, нужны новые условия, которые еще требуют изучения. Среди таких условий могут быть факторы, которые делают мигранта исключенным в своем домашнем сообществе.

В искореженном третьем вагоне взорванного поезда, по словам следствия, были найдены останки смертника

Что подталкивает к теракту

Если вернуться к случаю Акбаржона Джалилова, то мы видим молодого человека, который приехал в Россию не на заработки, а фактически как беженец после конфликта 2010 года на юге Киргизии, где многие представители местной узбекской общины оказались в положении гонимых.

Он получил российское гражданство, закончил российский колледж, говорят, что служил в российском армии, имел легальную работу и был включен в повседневную жизнь российского общества.

Что случилось с ним в этой ситуации, кто или что его подтолкнуло к теракту, если, конечно, именно он был смертником-террористом, может быть, когда-нибудь получится выяснить, а может быть и не получится.

Однако в любом случае перед нами очень нетипичный пример миграции из Центральной Азии в Россию, пример, в котором как раз возвращение домой перестало быть заветной целью и возможностью, а эту возникшую пустоту так и не смогла ничем заполнить жизнь в России, он не почувствовал себя в новом доме.

Сергей Абашин - профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, российский историк, этнолог и антрополог, специалист по вопросам мигрантов из Центральной Азии.

10.04.17

Источник - bbcrussian.com
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1491842880


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх