КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 18.04.2017
22:30  Рухнула построенная в прошлом году дамба. Под воду ушел казахстанский райцентр Атбасар
20:48  Елбасы удостоил Аркадага орденом "Достык" I степени
20:29  Рахмончик, по совместительству, избран председателем Душанбинского маджлиса
20:22  ТаджЧиновники затвердили список 3 тысяч имен, которыми можно называть тадж-детей
20:19  Зарплаты казахстанских депутатов вызвали недовольство народа, - "DW"
20:14  Таджикистан и Узбекистан пошли на сближение. ООН предложила сторонам подписать водную конвенцию, - В.Панфилова
18:08  Аброр Азимов - организатор теракта в Петербурге? Новые факты из его жизни

17:58  В турецком Тунджели разбился вертолет с 14 полицейскими и судьями
16:10  Экс-главе правления "Кыргызтелеком" Ешеналиеву предъявлено обвинение
11:58  Авангард по-русски и по-туркестански. Репортаж с "нукусской выставки" в Москве
11:45  Казахстанская модель Анна Кравченко победила на конкурсе красоты Miss Amazing Songkran International в Бангкоке
11:41  "Самрук-Казына" продолжает проматывать казахстанские гос-капиталы, - Ж.Ахметов
11:37  Сиси против исламизма, - А.Наумов
11:32  Когда в Казахстане ратифицируют здравый смысл, или Как "байтерекнуть" миллион, - В.Борейко
11:30  "Конфликт между Россией и США - конец цивилизации". Возможна ли на самом деле война двух ядерных держав
10:18  Для Турции "дверь для вступления в ЕС окончательно закрылась", - Der Spiegel
10:16  КазМинобороны придумал новый "механизм обеспечения жильем военнослужащих"
10:01  Глобальная держава... Добро пожаловать в новую Турцию! - Каяхан Уйгур
09:55  На Запад: Москва выбирает направление контрудара. Перейдет ли Россия в геополитическое наступление? - "СП"
09:51  Как Запад помог появлению проекта ИГИЛ? - Мухаммад Захид Джауль
09:50  Шведский след теракта под Алеппо. Деньги на подрыв автобусов с женщинами и детьми пришли из Скандинавии
09:19  Китай снял запрет на поставки мяса из Казахстана
09:11  От американской супер-бомбы в Афгане погиб матерый таджикский боевик и экс-майор Шери Язгуломи (Сафаров)
09:06  Предсказуемая непредсказуемость. Что означают итоги референдума в Турции, - Е.Чулковская
08:49  Туман в пустыне. Интерес и проблемы в Сирии у России и США скорей общие, чем разные, - Л.Радзиховский
08:21  В ожидании штурма: Украина и ЛДНР готовятся к большой войне, - А.Бабицкий
08:15  Информационная война. Технологии совершенствуются, - К.Степанюк
07:47  Бишкекский спектр: от Молдавии до Афганистана, - А.Уваров
07:42  Турок Ахмет Кая - советник и друг Атамбаева. Кто он? - Kloop.kg
07:26  Рейтинг Атамбаева все падает... Слишком много больших ошибок, - Т.Акеров
07:14  В Таджикистане арестован старший сын мятежного ОМОН-полковника Гулмурода Халимова
07:09  Аркадаг запрещает туркменам курить. С 2025 года
07:05  Все, что нажито: Чем владеют и что скрывают потенциальные президенты Кыргызстана? - У.Бабакулов
06:57  "Время Нерона и Калигулы: США - обезумевший Рим", - С.Кургинян
06:49  Турция взяла опасный курс на султанат, - И.Субботин
06:40  Тысячи недовольных результатами референдума в Турции вышли на улицы
00:45  Узбекским чиновникам Мирзиеев пообещал переход на 24-часовой рабочий день
00:34  Эрдоган станет новым Путиным, - Вольфганг Ханссон
00:21  Разделят ли Ливию на три региона в соответствии с проектом США? - NoonPost
00:14  Из Кыргызстана на Памир: жизнь и быт афганских кыргызов
00:10  Франция: судьбоносный выбор, - Вл.Малышев
00:04  Фабрика по производству "преступников", или правоохранительный маразм, - М.Захидов
Понедельник, 17.04.2017
23:01  КырОппозиционеров Асанова, Кадырова и Карыбекова осудили на 12-20 лет
21:01  Задержан организатор теракта в метро Санкт-Петербурга, некий Аброр Азимов
12:24  В Сирии появился "спецназ из СССР": Бойцы из Средней Азии, Кавказа и Закавказья прибыли в Хаму
12:20  Саудовскую принцессу Дину на 3 номере уволили с поста главреда Vogue Arabia. Излишне раскрепостилась?
11:59  Переход на латиницу – это акт суверенной воли Казахстана. Новые буквы дадут толчок вдохновения поэтам и писателям...
11:55  Хамид Карзай: деньги от наркотиков в Афганистане идут в западные банки (интервью)
11:52  "Историческая революция" Эрдогана, - Н.Портякова
11:48  Москва. Вышел в свет 1-й шпионский роман китаеведа Е.Колесова "Китаец"
10:57  Азамат Усенов назначен послом Кыргызстана в Китае
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Авангард по-русски и по-туркестански. Репортаж с  нукусской выставки  в МосквеАвангард по-русски и по-туркестански. Репортаж с "нукусской выставки" в Москве
11:58 18.04.2017

Авангард по-русски и по-туркестански
В Пушкинском музее показывают "Сокровища Нукуса"

У Нукусского музея имени Савицкого легендарный основатель, трудная судьба и выдающаяся коллекция авангарда - и русского, и так называемого "туркестанского авангарда". В Пушкинский музей для выставки "Сокровища Нукуса из собрания Государственного музея искусств республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Узбекистан)" привезли 250 произведений, обрамив живопись национальными узбекскими костюмами и археологическими экспонатами. В ГМИИ приехал и "Бык" Василия Лысенко - картина-символ Нукусского музея впервые покинула город.

Предыстория с политическим подтекстом

Интересующимся искусством авангарда нынешней весной повезло - одна за другой в Москве открылись две разных, по-своему замечательных выставки. Сначала в Еврейском музее и центре толерантности куратор, исследователь авангарда Андрей Сарабьянов представил вторую часть проекта "До востребования", для которого собрал по российским региональным музеям малоизвестные или неизвестные работы знаменитых художников - и произведения забытых мастеров. А потом в ГМИИ привезли нукусские работы.

"Сокровища Нукуса" - выставка с предысторией и, можно предположить, с политическим подтекстом. Президент России Владимир Путин и президент Узбекистана Шавкат Мерзиеев в Москве подписали инвестиционные соглашения и торговые договоры. И пришли на выставку накануне ее открытия. Сам нукусский проект тоже, видимо, готовился быстро: в Москве в начале февраля состоялась встреча чиновников от культуры, после которой директор Пушкинского музея Марина Лошак поехала в Нукус.

Но выезд на гастроли работ из коллекции каракалпакского музея важен как новый повод говорить еще и о самой институции, из которой летом 2015-го скандально уволили директора Маринику Бабаназарову. В художественном сообществе у нее был не просто авторитет, ее репутацию считали залогом сохранности музейного собрания. И вдруг - увольнение. А у собрания Нукусского музея, который при Бабаназаровой стали называть "Лувром в пустыне", как писали в узбекской прессе, нет полного электронного каталога. И как говорил тогда Андрей Сарабьянов, "в музее даже нет полного списка работ, которые там хранятся".

Мариника Бабаназарова была преемницей основателя музея Игоря Савицкого, возглавляла эту институцию с 1984 года, когда умер сам Савицкий, а музей получил имя своего учредителя. В 2011-м вышла ее книга "Игорь Савицкий. Художник, Собиратель, Основатель музея" - на английском, французском, итальянском и русском языках.

Стараниями Савицкого музей открылся в 1966-м. Художник, этнограф, коллекционер, Савицкий перед войной поступил в Суриковку, где среди его учителей были и Роберт Фальк, и Константин Истомин (работы обоих есть в Нукусском музее - и на нынешней выставке) и Николай Ульянов. Вместе с Суриковкой в военные годы был в эвакуации в Самарканде. После войны он отправился уже в Каракалпакстан - в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции работал в Каракалпакском филиале Академии наук Узбекистана (тогда и будет собрана коллекция декоративно-прикладного искусства, ставшая ядром будущего музея). В 1950-м перебрался в этот регион насовсем. Он собирал декоративно-прикладное искусство Каракалпакстана - чтобы его сохранить. И собирал русский авангард, тоже чтобы уберечь художников, которых в свое время клеймили за формализм и чьи работы "ссылали" из столичных музеев. Вместе с тем он коллекционировал и так называемый "туркестанский авангард", представители которого тоже подвергались гонениям начиная с 1930-х годов.

Первые имена русского авангарда

Показ в Пушкинском музее занимает три этажа здания Отдела личных коллекций (ОЛК) и освобожденный на время от слепков зал Древней Греции в основном музейном строении (курирует выставку ведущий научный сотрудник ОЛК Анна Чудецкая). Сейчас там остался только один рельефный фронтон в торце зала. Остальное архитектор экспозиции, завотделом выставок ГМИИ Анна Каменских упаковала в плотный серый картон: получилась поступь тонких колонн да бег напоминающих чертежные тубусы труб. В торце, под тем самым фронтоном оказался пастельных тонов холст бывшего бубнововалетца Фалька - "На фоне сюзане" 1943 года (во время Великой Отечественной войны художник вместе с Еврейским театром был эвакуирован в Башкирию, а оттуда переехал в Самарканд, где и написал этот портрет девушки). На сайте Нукусского музея рассказана история: оказалось, ту же модель - девушку, продававшую лепешки, - писал и сам Савицкий, но героиня сочла, что красивая она именно у Фалька. И если художники туркестанского авангарда часто объединяли среднеазиатские традиции с приемами авангарда, то вот другой пример: Фальк пишет местные мотивы, ту самую девушку у сюзане или - в том же военном году - площадь в Самарканде. Это уже не Фальк-авангардист раннего периода, он от авангарда отошел, сохранив, впрочем, свободную, живописную, колористически тонкую манеру письма.

Вообще здесь радуешься тому, что от многих художников привезли по несколько работ, и часто можно посмотреть, как они менялись. За Фалька, например, отвечают и двойной женский портрет 1920-х годов, и даже ранний "Натюрморт со жбаном" 1916 года, сезаннистская живопись поры "Бубнового валета", с более обобщенными формами и широким мазком.

Авангард многолик. Александр Осмеркин с мясистой "Натурщицей с зеркалом", Александр Куприн с живописным смакованием вещного мира в типичном для "бубновых валетов" натюрморте, Василий Рождественский... Тут есть и примитивистская, яркая "Мясная лавка" или сезаннистский пейзаж "Угреша" Алексея Моргунова, созданные в начале 1910-х. И его же экспрессионистского толка работы конца 1920-х, выдержанные в более темной и лаконичной палитре, с утрированными фигурами ("Сидящая женщина" и "Зрители"). И чуть более поздняя его же "Театральная площадь" 1931-го, написанная, можно сказать, в пастельных тонах зарисовка маслом на холсте с быстро намеченными фигурками. Есть кубофутуристическая графика Любови Поповой и холсты с энергичной беспредметной живописью Ивана Кудряшова. Причем у Кудряшова это композиции 1920-х и начала 1960-х - он делал повторы ранних своих графических вещей.

Есть и другое. Климент Редько и Соломон Никритин в начале 1920-х разрабатывали идеи "электроорганизма", живописи, природу которой Редько описал в "Декларации электроорганизма" 1922-го. Энергия там названа "будущей культурой жизни". "Художник должен утверждать новые понятия реализма творчески осмысленными фактами. Первый изобразительный элемент конструкции - линия. Второй - цвет, дальше - тяжесть и образ, а свет - высшее выявление материи", - писал Редько. Правда, сейчас от обоих художников показывают работы не этого времени, а более поздние. У Редько - его французский период (1927-1935), лирические и в целом довольно простодушные портреты то матери с писающим сыном, то крестьян, написанные без смелости и энергии прежних его произведений. У Никритина же - "Портрет девушки в красном" 1935 года, и здесь видно, что вопросы психологического воздействия живописи на зрителя художника еще занимали: решал он их в данном случае посредством энергии красного цвета: платья и будто светящегося фона, буквально обволакивающего модель.

Туркестанский авангард. Старое новое явление

Речь идет о важнейшей части нукусского собрания, хотя сам термин "туркестанский авангард" в научный оборот был введен относительно недавно - после одноименной выставки 2010-го в московском Музее Востока. Об этом пишут Тигран Мкртычев и Екатерина Ермакова в соответствующей статье из вышедшей несколько лет назад фундаментальной "Энциклопедии русского авангарда", составленной под редакцией уже упомянутого Андрея Сарабьянова и Василия Ракитина.

В этой же статье говорится о спорности термина - мол, некоторые считают то искусство вторичным в мировом контексте. На что адепты приводят примеры влияния на туркестанскую культуру европейского модернизма. Местные традиции - где "сама станковая живопись не получила развития" прежде - соединяются с влияниями не только европейского модернизма, но и русского авангарда. "Туркестанский авангард" 1920-1930-х прошел три стадии: формировался во второй половине 1910-х годов, расцветал после революционного 1917-го, угасал - по историческим причинам - в середине 1930-х.

Главных художников этого направления в Москву, разумеется, тоже привезли: работы Урала Тансыкбаева, Александра Волкова, Александра Николаева (Усто Мумина, Мастера, такой был псевдоним художника), Виктора Уфимцева, Елены Коровай и ее мужа Михаила Курзина, Николая Карахана, Ованеса Татевосяна... Причем у многих тоже по нескольку работ, и видно, что сравнения с разными "измами" - это одно, а процесс, эволюция - другое, живая нить, стежками уходящая в разные направления. Игорь Савицкий, как подчеркивала в статье о Нукусском музее в "Энциклопедии русского авангарда" Мариника Бабаназарова, целенаправленно собирал и старался представить художников наиболее полно - чтобы понять их "кухню". И вот волковских произведений в Нукусе сегодня больше сотни, тансыкбаевских - порядка трехсот...

Если сравнить ранние произведения с картинами 1930-х Александра Волкова, в "Арбе" 1924 года, в ее кубофутуристических "сдвигах" (сюжет с местным колоритом, как часто бывало в среднеазиатском варианте авангарда, сплавляется с модной авангардной оптикой) и обведенных жирными черными контурами не предугадаешь будущие трансформации живописи Волкова, который в 1930-х не избежал обвинений в "формализме". Хотя в 1930-х он взялся за "правильные" темы: сбор хлопка, к примеру, бригада в поле, кирпичный завод. Да только все равно монументальность, декоративная, красочная, примитивистская манера с могучими фигурами - то, что было ему присуще даже в "рабочих" сюжетах.

"Правильный" сюжет с комсомольской бригадой образца 1930 года в поле Ованес Татевосян, увлекшись мягким, в песочных тонах, колоритом обращает в подобие фрески: статные фигуры, кажется, очень задумчиво окучивают младую поросль. Татевосяна интересует не сюжет, а цвет, композиция - то, как трое на первом плане образуют эффектную диагональ, то, как на дальнем плане "рифмой" появляется другая диагональ из другой группы товарищей. То, наконец, как простой, повседневный сюжет приобретает величественность, как раз и достойную фрески.

Урал Тансыкбаев, удивительное дело, в 1930-х, в опасное, трагическое время, грезит европейским модернизмом, то гогеновской таитянской цветистостью и цветностью в "Багряной осени", то матиссовскими фовистскими натюрмортами в "Кумгане" с "гордым" сосудом посреди холста. Виктор Уфимцев, напротив, делает ставку не на декоративизм, а на, скажем так, конструкцию. "К поезду" с девушкой, продающей, вероятно, кумыс, художник превращает в игру светотеней, но это во вторую очередь, а прежде всего - в экзерсис с динамичными ракурсами и диагоналями, и даже формат холста у него становится асимметричным.

Эпоха часто жестоко "корректировала" судьбы туркестанских художников - как, собственно, и мастеров русского авангарда. В 1930-х обвинения в "формализме" посыпались и на Уфимцева, и на Курзина (которого дважды арестовывали и ссылали), и на Карахана, и на Волкова (и когда в 1956-м в Ташкенте наконец откроется выставка к его 70-летию, художник на нее не пойдет), и на Александра Николаева (Усто Мумина - вплоть до того, что когда он был художником павильона Узбекистана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, в 1938 году его внезапно арестовали и упекли в тюрьму).

И теперешний московский вояж работ из Нукусского музея не только - а для художественного сообщества не столько - красивое дополнение к соглашениям на высшем политическом уровне, а показ собрания, гарантом сохранности которого считали, повторим, Маринику Бабаназарову, и за которое после ее увольнения многие беспокоятся. Выставка-напоминание о том, что необходимо бережно сохранить.

Дарья Курдюкова
Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Источник - Lenta.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1492505880
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенат принял поправки в Закон о науке
- При Мажилисе создан Межпартийный совет
- Премьер-Министр РК Аскар Мамин встретился с руководством Chevron
- 30 иностранных фармпроизводителей локализуют свое производство в РК – А. Мамин
- Кадровые перестановки
- Вице-премьеры Казахстана и Узбекистана обсудили совместные меры по предотвращению распространения COVID-19
- Почему граждане Казахстана не хотят учить казахский язык?
- Оболочка и содержание. Часть вторая
- Казахстан увеличит добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК+
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх