Кто объявил войну "Бессмертному полку" 00:32 07.05.2017
И как пройдет акция в России и бывших республиках СССР
Алексей Полубота
Ведущие социологический службы России разошлись в оценке количества россиян, которые собираются принять участие в акции "Бессмертный полк".
По данным ВЦИОМ, о планах принять участие в акции заявили 40%. По данным "Левада-центра", признанного в России иностранным агентом, такое желание изъявили 26% респондентов. Всего День Победы отмечает 76% россиян, свидетельствуют итоги опроса "Левада-центра".
ВЦИОМ также сообщает, что об акции "Бессмертный полк" знает 95% россиян, при этом одобряет ее 96% из осведомленных. Уже приняло участие в акции 24% респондентов, в малых городах этот показатель составляет 30%. При этом, как сообщили "Известия", зная, какой популярностью "Бессмертный полк" пользуется в народе, и что идея этой акции тоже пошла из народа, в Кремле озаботились тем, чтобы не превращать ее в принудиловку.
По сообщению издания, руководство внутриполитического блока Кремля запретило губернаторам сгонять бюджетников на акцию "Бессмертный полк", объяснив тем, что он в этом не нуждается.
А вот в странах СНГ и Евразийского союза все не так однозначно. Например, в Таджикистане акцию не разрешили, ссылаясь на нормы мусульманской религии, что мол, не принято выставлять напоказ изображения людей. Однако шествия "Бессмертного полка" ни в коей мере не противоречат нормам ислама, заявил РИА Новости председатель Международной исламской миссии, генеральный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве муфтий Шафиг Пшихачев, комментируя информацию о запрете акции в Душанбе.
Между тем, численность участников акции "Бессмертный полк" в республиках Северного Кавказа, где значительная часть жителей придерживается именно ислама, может превысить 600 тысяч человек в 2017 году. Такие прогнозы дают региональные власти.
- Что касается разницы результатов двух социологических центров, это зависит от разности задаваемых вопросов и вариантов ответов на них, - говорит политолог, историк член президентского совета России по межнациональным отношениям Богдан Безпалько. - Как правило, искусные социологи, если они заинтересованы в том или ином результате, могут, таким образом, несколько "подогнать" итоговые данные. Не могу сказать, кто более прав, в данном случае, ВЦИОМ или "Левада-центр". Но даже если мы возьмем "среднее арифметическое", получится, что более 80% россиян считают этот праздник важным. Очевидно, что для подавляющего большинства граждан России 9 мая, по-прежнему, остается одним из самых главных праздников, который они отмечают искренне, нередко со слезами на глазах. Этот праздник объединяет самые разные слои общества. И тут ничего удивительного - огромные жертвы, которые принес советский, в первую очередь русский народ во время Великой Отечественной войны, по-прежнему, живы в памяти новых поколений.
"СП": - Можно ли это сказать о других государствах, которые некогда были частью страны-победительницы - Советского Союза?
- Что касается постсоветского пространства, то здесь ситуация сложнее. Элиты практически всех республик бывшего СССР пытаются разрушить нашу общую историческую память или хотя бы значительно подкорректировать ее. Именно память о Великой Отечественной войне, праздник 9 мая являются теми факторами, которые напоминают о нашем прошлом единстве. При этом День Победы настолько мощный праздник, что даже без упоминаний в СМИ люди задолго помнят о нем, готовятся. Этот праздник обладает огромной инерционностью, в хорошем смысле этого слова. Многие молодые люди, не успевшие застать СССР, тем не менее, ощущают его величие, масштабы. Поэтому представители местных элит в постсоветских республиках понимают, что сразу его вытравить невозможно. Придумывают различные предлоги, чтобы оттеснить этот праздник, отвлечь внимание. Характерный пример - открытие "Евровидения", которое в этом году, как бы случайно, в Киеве будет проходить 9 мая. Конечно, постсоветское пространство неоднородно в своем отношении к событиям Второй мировой войны. В прибалтийских республиках дню 9 мая объявлена откровенная война. Прозападные элиты стремятся удалить его из народной памяти, подать те события исключительно, как борьбу прибалтийских народов против "советской оккупации". Там проходят шествия ветеранов СС и Запад закрывает на это глаза, лишь бы способствовать разрушению нашей общей исторической памяти.
На Украине вытеснение 9 мая приняло откровенные формы только в последние годы. Как известно, теперь там официально отмечают день 8 мая, которое называют днем примирения. На Украине у значительного числа жителей это вызывает протесты. Это было одной из причин начавшейся в стране 3 года назад гражданской войны. Несмотря на неприятие все еще большинства украинцев, героизируют теперь не тех, кто воевал против фашизма в рядах Советской армии, а пресловутых бандеровцев, действовавших под крылом и надзором нацистской Германии. По сути, главные герои там теперь, коллаборационисты. Хотя украинцы в целом относятся к 9 мая позитивно, но при сохранении нынешних тенденций, уже следующее поколение может совсем иначе оценить и этот праздник, и саму историю Великой Отечественной войны.
К сожалению, некоторая корректировка происходит даже в Белоруссии. И власти тоже не очень-то приветствуют историческое и духовное единство с Россией. Георгиевскую ленточку, к примеру, явно не запрещают, но всячески пытаются заменить ее на "яблочную ленточку". Молодежным движениям Белоруссии негласно передано распоряжение заменить георгиевскую ленточку на ленточку, раскрашенную в цвета национального флага. Главным праздником в Белоруссии официально назначен день 3 июля, когда от войск вермахта был освобожден Минск. Постепенно все главные торжественные мероприятия смещаются именно на эту дату, объявленную Днем независимости.
"СП": - А как обстоят дела в других странах, входящих в Евразийский союз?
- В республиках, которые традиционно считаются дружественными нам, ситуация не самая простая, как в отношении к Великой Отечественной войне, так и в отношении к России в целом. Например, в Армении сейчас различными прозападными фондами активно внедряется мысль, что это Россия несет ответственность за тот геноцид, который устроили турки в начале 20-го века.
Если говорить о Средней Азии, процессы там тоже происходят неблагоприятные. Несколько лучше ситуация в Казахстане, где пока никто не отменил акцию "Бессмертный полк". Однако национализация культуры и истории там идет полным ходом. Можно вспомнить, что казахский язык собираются перевести на латиницу, что сделает труднодоступным для новых поколений казахов тот общий для нас пласт культуры, который был создан в советское время.
В Узбекистане и Таджикистане отказались от проведения акций "Бессмертного полка" под надуманным предлогом. Кстати, мало знают, что в Узбекистане был свой "Бронзовый солдат". Там был памятник семье Шамахмудовых, которая в годы войны приняла 15 сирот из разных республик СССР. Его переместили из центра Ташкента на окраину, потом опять вернули ближе к центру. В целом, это все-таки тоже война с памятниками, хоть и в мягких формах.
Резюмируя, можно сказать, что именно Россия остается главной хранительницей памяти о Великой Отечественной войне, поскольку в других постсоветских республиках создаются этнократические государства, где история о советском периоде подается совсем под иным углом.
"СП": - Нет ли опасности, что народная акция "Бессмертный полк" станет заорганизованной, как это у нас бывает?
- Пока я не вижу такой опасности. Потому эта идея и получила столь широкое распространение, что ее авторам удалось уловить нечто, что глубоко затрагивает почти каждого из нас - память о наших предках, защищавших Родину. Насколько я знаю, эта акция все больше распространяется по миру. Даже в африканском Конго люди планируют выйти с портретами своих воевавших предков. И пока эта память о родных героях будет жива, "Бессмертный полк" будет оставаться истинно народной акцией.
|