Коррупция поедает Кыргызстан, - Тендик Аскаров 11:35 12.05.2017
Тендик Аскаров, доктор философских наук: "Коррупция поедает Кыргызстан"
Тендик Аскаров – известный общественный деятель, философ, литературовед, критик. Он всегда работал, сочетая научные изыскания с исполнением работы на государственных должностях. Был депутатом 4-х созывов Верховного Совета Кыргызской ССР, председателем Верховного совета Кыргызской ССР. В большом энциклопедическом словаре России "Философы России XIX-XX века" специальная страница посвящена лишь трем лицам республики, в том числе Т. Аскарову. Он автор свыше 300 трудов, среди которых 9 монографий, 4 сборника статей, 9 брошюр. Его некоторые труды изданы за рубежом на английском, французском, немецком и других иностранных языках. Мы побеседовали с членом-корреспондентом Кыргызской Академии наук, доктором философских наук Т. Аскаровым на предмет: почему экономика нашей республики не может развиваться, шероховатости кыргызской философии, ее сходство и отличие от философии других народов, об особенностях философии Айтматова.
- Тендик агай, скажите свое объективное слово как аксакал-представитель интеллигенции: Почему со времени получения независимости мы не можем развиваться? В чем основная причина, истощающая нашу страну?
- Самая главная причина – коррупция. В том, что главы нашего народа не то чтобы бороться с коррупцией, а сами замешаны в ней. Не говоря о других, возьмем лишь соседних казахов. Их экономика, условия жизни народа ушли далеко вперед нас. Чем мы хуже казахов? У казахов, оказывается, стал главой народа совестливый президент. Оба наших бывших президента были бессовестными, загубили страну, наконец, сбежали.
Как-то мне пришлось встретиться с тогдашним председателем Президиума Верховного совета Темирбеком Кошоевым. Тогда Аскар Акаев был президентом. Я спросил: "Темирбек Кудайбергенович, что происходит с нашей страной?". Он ушел, сказав: "Ты же видишь, разрушается, исчезает. Ничего не поделаешь. Не знает, как управлять, не знает, как запустить народ в работу. Они оказались такой напастью!".
Нашу страну и сейчас грызет коррупция. Также было в Америке в начале XX века. В 1797 году в Америке был избран президентом Джон Адамс. Не говоря о другом, даже его президентский аппарат переполнили тайно проедающие-пропивающие коррупционеры, лукавые, алчные типы. В течение одного года он осудил, кого надо осудить, посадил, кого надо посадить. Очистил. Затем его страна начала стремительно развиваться. Не было никакой пощады коррупционерам. Нам тоже не хватает такой жесткой железной дисциплины. Как-то я прочитал в газете сердитые слова писателя Кочкона Сактанова "коррупционерам надо отрубать руку". Я тоже присоединяюсь к этому.
- Вернем суть разговора к основной теме. Вы раньше писали литературную критику, поздней перешли к философии…
- Да, я перешел в науку. Но не отдалился от литературной критики. И докторская диссертация моя была посвящена теме научных исследований литературного процесса в философии. У этого есть два обоснования. Исследование в сфере литературоведения и эстетической философии. Я склонился ко второй стороне. Было сложно освоить эту тему, дать ей оценку. Потому что в начале тех 1990-ых годов снизилась роль Компартии, началась перестройка, ее влияние распространилось не только на хозяйство, экономику, но и на науку.
- Над какой темой работаете сейчас?
- В целом Институт философии, в том числе отдел социальной философии, эстетики и этики, мы работаем над вопросом: "Была ли философия у кыргызов, если была, то как проявилась?". Говоря точней, мы исследуем кыргызскую философию, ее историю. По нашим предположениям, это составит 5 томов книг. У нас некоторые ходят с пониманием "у древних кыргызов не было философии". Мы должна представить доказательства: у кыргызов была философия, в каком виде она существовала, пользовалась терминами. Мы намерены доказать, что уже в древние времена философия была в устном творчестве кыргызского народа, в поведении, художественном мышлении, поступках, освещалась в письменах Орхон-Энесая. К этой работе мы приступили в прошлом году. Надеемся в этом году завершить написание первого тома.
- Есть ли сходство кыргызской философии с философией других народов, например, греков, римлян, или она совершенно другая?
- Да, мы исследуем сходство или особенность кыргызской философии от философии других народов. Мы предпримем усилия по установлению сходства или обособленности путем сравнения видимых сторон. Например, встречаются сходства в описании героев греческой "Одиссеи" и героев эпоса "Манас" кыргызов, развитии событий. Во время сна Манаса китайский хан, батыр Конурбай искал уловки для его захвата, они обвязали копыта коней войлоком. С такой же хитрой изворотливостью беззвучно вторглись среди ночи и захватили. Похожие на это события встречаются в эпосах греков "Илиада", "Одиссея". В "Илиаде" для захвата города Трои враги соорудили огромного деревянного коня (Троянский конь), внутрь которого ввели воинов, обманули жителей, говоря: "Мы пришли вручить вам в дар коня, сделанного из золота", добились открытия ворот и вошли. Ночью во время сна захватили их.
В кыргызском эпосе "Байыш-Жаныш" провокаторы собирались насильно забрать в жены жену Байыша, и когда собирались зарубить саблей переодетого в нищего Байыша, у того с головы слетел плохой тебетей и ярко засияла золотая прядь волос на макушке, его узнали. И в "Одиссее" Одиссей наподобие Жаныша, Байыша пережил множество тягот и вернулся к своему народу, а провокаторы в это время собирались отобрать в жены его жену. Он тоже пытался замаскироваться, переоделся в плохое рванье, пришел узнать "как же живет мой народ без меня?". Мы поставили вопрос: "Из чего исходят такие сходства?" - и пытались найти ответ. Мы пришли к определению "у кыргызов ли, греков или немцев были одинаковые стороны при миропознании". Некоторые иностранные ученые отвергали такие понятия. Они пытались ввести теорию "мышление отсталых в развитии, например, африканцев, отличается от мышления развитых цивилизованных народов".
- Оказывается, вы защитили свою докторскую диссертацию в Казахстане. Не получилось защититься в самом Кыргызстане?
- У нас не было ученого совета для защиты докторских диссертаций. Еще не была сформирована философская школа Кыргызстана. Казахские ученые уже скомпоновали свою философию. Сразу после философской школы Москвы, Ленинграда, Украины стояла философская школа казахов. Как говорится, они руководили диссертациями кыргызских ученых, хорошо помогали формированию сферы философии в Кыргызстане.
- Мы пользуемся термином "русская школа, или эта же соседняя казахская школа философии". Наподобие этого уже сформирована кыргызская философская школа?
- Можем условно назвать "кыргызской философской школой". Трудно сравняться с европейцами. Нам лучше быть вместе сообща с казахами. Казахи рано приступили к науке философии. Они издали однотомник "Казахской философии". У нас есть много вещей для исследования в этой сфере. Нам необходимо опираться на философию Запада, немецкую философию, признать некоторые термины схожими, и развивать кыргызскую философию.
- Многие исследовавшие произведения Ч. Айтматова говорят о нем "писатель-философ". Вы тоже исследовали, какую оценку дадите?
- Есть вопрос "Айтматов и философия". Простым языком называют обобщенно "Айтматов писатель-философ, так, этак". Другое дело - раскрыть, как освещены в произведениях Айтматова философские вопросы через его героев, окружающую среду, природу, животных. Я написал книгу "Исследование абсолютного – кредо Айтматова". Это надо понимать как "творческое кредо Айтматова, устремленного к недостижимой высоте". У Айтматова было такое чувство. Что бы он ни писал: публицистическую статью, рассказ, повесть или роман, он обязательно держал это внутри себя. Я постарался исследовать философию Айтматова в другом ракурсе.
Например, в философии есть понятие "поднятие от абстрактного к конкретному". Как это понятие нашло свое освещение в творчестве Айтматова? Какими образами, какими художественными средствами воспользовался? Надо было обратить внимание на это. Например, он использовал эти категории в написании повести "Лицом к лицу". Но он ведь не философ. Он не решал для себя днем раньше "я должен написать, пользуясь этими категориями". Стихийно написанные произведения совпали с этими философскими понятиями. В "Лицом к лицу" бегство Исмаила с войны, защита его женой Сейде, убой Исмаилом коровы соседней женщины, приход Сейде с военными, сдача мужа – я постарался проанализировать философские понятия в таком ходе событий, представленных в художественном произведении. Я изначально был знаком с Айтматовым. Вместе работали и в Союзе писателей. Интересная вещь в судьбе – в 1960-ые годы Айтматов был выдвинут на Ленинскую премию, я писал протокол того собрания. Я был молод, учился в аспирантуре, работал в Академии наук. Итак, мы выдвинули его на премию, к счастью, он прошел. И сейчас радуюсь своей причастности к этому.
- Выше вы сказали о терминах. Какова ваша точка зрения на вопрос: "Надо ли переводить термины?"
- При упоминании о переводе не годится все переносить на кыргызский язык. У немцев, русских есть термины, присущие только им самим. Имеются международные термины, употребляемые всем миром. Они в употреблении у немцев, англичан и других народов. И почему при подходе к кыргызам мы должны их переводить? Не только термины, но и некоторые слова отдаляют от значения, неправильно переводят. Например, "куйорман" это "болельщик". Делая похожим на это, сделали "радио угарман", теле корорман" ("радиослушатель, телезритель"). А ведь получается совсем иное значение между слушателем и "угарман", зрителем и "корорман". Часть слова "ман" при продолжении меняет смысловое значение слова, о чем хорошо знают филологи. Например, "иштерман" ("трудолюбивый"), "чабарман" ("хозяйственный") и другие.
- В советское время вы руководили Союзом писателей Кыргызстана. Дайте оценку тому и нынешнему времени?
- В то время писатели были большой силой. Будь то пленум Компартии Кыргызстана, или рядовое собрание по хозяйственным работам, они не проводились без участия писателей. Первый секретарь Т. Усубалиев обязательно обращался к нам. Был очень высок авторитет и вес писателей. Сейчас писатели выпали из поля зрения верхушки власти. Перестало уделяться внимание не только писателям, но и всей интеллигенции.
Источник: газета "Алиби" №7 от 11.05.2017/стр.11 Автор: Дайырбек МЕЙМАНОВ
|