Почему "ссучились" некоторые казахские писатели? - М.Телибеков 13:02 02.06.2017
У блатных есть выражение "ссучился". То есть предал определенные моральные принципы, кодекс чести, стал "шестеркой". И именно это слово – конечно, грубое, но точное – приходит на ум, когда речь заходит о некоторых современных казахских писателях.
Конечно же, не все так плохо в нашем культурном прошлом. Я до сих пор восторгаюсь великолепной поэзией Олжаса Сулейменова, Кадыра Мырзалиева, Туманбая Молдагалиева… Да, это, может быть, неинтересно зарубежному читателю и не представляет особой ценности в мировом масштабе. Но мне на это наплевать! Творчество названных поэтов – это мое, родное, исконное. Чем-то напоминает национальную пищу. Для кого-то курт и баурсаки – ничем не примечательные кулинарные изделия. Но для казаха это те заветные молекулы и атомы, из которых выстроена его кристаллическая решетка. Забери у нас эти мелочи, и мы превратимся в колоссов на глиняных ногах.
Так почему мы сегодня так обмельчали и вырождаемся? Вопрос непраздный. Нам хочется быть великой нацией, вызывающей восторг и восхищение у других. Но величие растет изнутри. Его невозможно присвоить как должность или звание, подарить как медаль или орден. Великое рождается в атмосфере свободы. Если вместо свободы мы предлагаем скотский загон, то в нем можно размножаться, набирать вес, заниматься плотскими утехами, но не более того. Людьми в загоне быть невозможно.
Найдутся циники и скептики, которые попросят меня уточнить: "Послушай, Телибеков, где это место находится? Подскажи! Что значит изнутри? Из какой области?".
Это место – между диафрагмой и селезенкой. Иногда корень величия может переместиться в область легочных альвеол, но не более того.
Однако сейчас речь не об этом. То, чем сегодня занимаются представители нашей творческой интеллигенции, – это тараканьи бега, буря в стакане, пустая демагогия и околачивание груш.
Какие визуальные ассоциации вызывают у меня многие из них? Например, такую. Огромная толпа лизоблюдов сгрудилась у вожделенной клоаки, они яростно орудуют локтями, чтобы пробиться в ряды фаворитов, – ведь число допускаемых в райскую обитель строго ограничено.
В моем представлении это суки. Чистые, сытые, причесанные, благовонные, одурманенные корыстью и тщеславием. Суки, лелеющие тайную мечту, – подняться с четверенек и стать вровень с настоящими людьми.
Но так не бывает!
МУРАТ ТЕЛИБЕКОВ
|