КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 03.06.2017
15:48  Отчет-инструктаж? Президент Атамбаев принял в Бишкеке сына Джорджа Сороса
14:46  ИГИЛ в котле: "Тигры" и ВКС РФ расчленили группировку боевиков, освободив 12 поселков на пути к Ракке
14:24  Казахстан. Задержан за махинации глава социального департамента Кызылординской области Алдажаров
12:14  Как меняли письменность в Туркменистане: 1904-2004 годы
12:10  Кыргызстан: Жители Бишкека закрывают собой деревья, которые власти хотят спилить
12:06  Цель украинских реформ – уничтожение Украины, - А.Роджерс
11:57  Почему Василий Верещагин неудобный художник

11:50  Турция вступит в новую войну, - Ариф Асалыоглу
10:40  В Таджикистане граждане строят школы для своих детей самостоятельно, - Х.Зарифхонов
10:25  Почему Россия отвергает соглашение между ИГИЛ и Демократическими силами Сирии? - Al Modon
09:51  Новым премьер-министром Ирландии станет сын индуса гастарбайтера и открытый педераст Варадкар
09:48  Что скрывается за мировой климатической интригой? - В.Катасонов
01:36  Можно ли избежать новой войны на Ближнем Востоке в случае разгрома "Исламского государства"? - НВО
01:34  Трамп лишает США права на мировое лидерство, - Ст.Минин
01:31  В России новая напасть - нашествие саранчи
00:12  Туркменистан: Денег нет, население вынужденно живет в долг, - "РА"
Пятница, 02.06.2017
19:41  В Туркменистане назрел лекарственный дефицит, - Ж.Сакенов
15:57  Степной путь и Снежный дракон. Далянь как "опорный город" нового Шелкового пути
14:54  Засада в Кабуле, - воспоминания советского солдата
13:23  Сутенер из Южной Кореи (хозяин караоке "Бэлла") получил срок в Алматы
13:08  ВМС США получили на вооружение самый дорогой авианосец в мире Gerald Ford
13:04  101-летняя бабушка из Казахстана рассказала, как была выдана замуж за наследника афганского короля (видео)
13:03  Ашаршылык. Нужна ли Казахстану политическая оценка голода 1930-х годов? - Кенже Татиля
13:02  Почему "ссучились" некоторые казахские писатели? - М.Телибеков
12:42  Блогер Шарий ловко подставил и свалил министра информации Украины Стеця
12:36  Конец пограничным спорам! Узбекистан и Таджикистан определяют пределы возможного, - К.Кривошеев
12:33  Власти Казахстана задумались о погребении. Кого? Куда? - "Къ"
12:29  Банк России начал разработку национальной виртуальной валюты
11:53  Элитирование дегенератов. Рос-бомонд, воровство гос-средств и свободный художник Кирюша Серебренников, - С.Худиев
11:35  Что НАТО затеяла в Сирии и какие будут последствия? - Амид Мухаммед Хатыт
11:20  Премьер-министром станет Ибраимов.., - в Киргизии гадают над составом нового правительства
11:08  Рахмончик берет под контроль Душанбинские рынки
10:37  США приготовились обрушить цены на нефть грандиозным "сюрпризом", - "МК"
10:35  Сенсационная находка в Африке. Homo Naledi: человек превращался обратно в обезьяну!
09:49  В Туркмении новые: глава Таможни - Соегов, глава Верхсуда - Халлыев, глава Антикоррупции - Чакыев
08:53  Индию приглашают в зону ЕАЭС. Евразийская комиссия начинает переговоры о свободной торговле с Дели
08:44  Россия выиграет, помирив Индию и Китай, - П.Акопов
08:40  Дочь Кремлевского пресс-секретаря Пескова назвала отца "главным миллиардером и вором страны"
08:36  В Кыргызстане открылась Академия гольфа. Адрес: село Кара-Джигач Чуйской области
08:25  "Фабрики мысли" Казахстана. Список аналитических центров
08:21  Путин и Назарбаев назначили Константина Бусыгина главой Байконура
08:18  Казахстан резко сократил экспорт мяса
08:14  Бердымухамедов зачищает политическое поле, - В.Панфилова
01:53  Калым за казашку в Алматинской области - от 100-150 тысяч тенге за аульную замухрышку, до 500 тысяч - 1 миллиона тенге за продвинутую чиксу
00:52  Foreign Policy: Трамп решил бороться с ИГИЛ "по-обамовски"
00:48  Давно я в пантеоне не лежал. Казахстан вступает в сладкую эпоху обнадеживающего мракобесия, - Сапа Мекебаев
00:30  Союзники не спешат поддержать курс Трампа в Афганистане, - Н.Бобкин
00:24  Российско-китайская битва за небо. МС-21 или С-919?
00:21  Таджикистан. Кому нужны сироты?
00:18  Русские - это лучшие немцы
00:08  Близ Австралии выловили чудо-рыбу, считавшуюся вымершей с 1870-х гг.
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Почему Василий Верещагин неудобный художник
11:57 03.06.2017

В Русском музее открылась выставка Василия Верещагина к его 175-летию. На ней 200 произведений, но Илья ДОРОНЧЕНКОВ, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и Академии художеств, считает, что этого мало.

– Будет ли народ валить на Верещагина, как на выставки Серова и Айвазовского? Или это художник не для народа?

– Сначала про первых двух персонажей. Мы дожили до музейного бума, который создает наша культурная традиция и финансовая ситуация. Традиция – это когда престижно ходить на выставки, хотя мы не поднялись пока до западных образцов, когда люди своими средствами поддерживают музеи, становятся их "друзьями", таким образом, получая бонусы, ездят по всему миру именно на выставки.

Интерес к Серову и Айвазовскому связан со школьной памятью и с тем, что Серов показывает красивую Россию, которую мы потеряли, а Айвазовский – великолепие морской стихии, которое у него эффектнее, чем взаправду.

Важный момент для этих выставок – широта охвата. Показали всего Серова. А того, что не показали, вам знать и не надо.

– Вы про картины о русской революции 1905 года?

– Конечно. Хотя, думаю, что если бы на выставке были "Солдатушки, бравы ребятушки…" и карикатуры на Николая II, то никто бы их особо и не заприметил. В любом случае экспозиции Айвазовского и Серова стали выставками-блокбастерами.

– А Верещагин?

– Верещагин, безусловно, потенциальный герой блокбастерной выставки, но, видимо, в этот раз Русский музей такую цель не ставил.

– Почему?

– Он неудобный художник, таким был при жизни, таким остается сейчас. Его обвиняли в антипатриотизме, хотя он участвовал во всех крупных военных кампаниях, которые вела Россия во второй половине XIX века. Обвиняли в неверии, хотя атеистом художник не был.

Но "Евангельскую серию" 1880-х годов запретили к показу за изображение Христа как человека, а евангельской истории – как реальных событий, а не чудес. Думаю, что если бы эта серия нашлась (она рассеяна по миру) и ее бы выставили, то и сейчас нашлось бы много оскорбленных.

Верещагин парадоксален, он антивоенный баталист и антиколониальный ориенталист. Он не помещается ни в одну готовую схему.

В советской истории искусства Верещагин – критик российского империализма, которым он не был.

– А кем был?

– Верещагин – сперва как молодой участник завоевания Туркестана, а потом уже признанный художник – по мере сил участвовал в "большой игре" между Россией и Англией в Средней Азии. Эта игра определяла международную политику второй половины XIX века. Проникновение России в Среднюю Азию было потенциальной угрозой британским интересам в Индии и Афганистане.

В 1873 году туркестанская серия Верещагина – еще до показа в Петербурге – выставляется в Хрустальном дворце в Лондоне. Что это, как не проявление "мягкой силы" России, предъявленной в столице геополитического конкурента? Кстати, выставка в Лондоне имела очень серьезный успех.

Эта серия должна была показать и Европе и соотечественникам, что приход России в Среднюю Азию был колониально-цивилизационным проектом. А для этого нужно было представить прежний порядок вещей как глубоко устаревший, варварский. Полная выставка Верещагина с показом восточных сюжетов была бы, я думаю, максимально востребована нашей публикой – верещагинский Восток никуда не ушел из современной повестки дня.

– Что такое антиколониальный ориенталист?

– Образ Востока у Верещагина отличался от европейской традиции. Художники, работавшие в ней, представляют Восток двояко. С симпатией изображают этнографию: бедуины, верблюды, закаты над Сахарой, улицы Каира. Либо второй вариант – это запретные плоды, которых хочется дома, но буржуазная мораль воспрещает: гарем, гашиш и тому подобное. Это сказочный чувственный Восток, имеющий мало отношения к реальности.

Восток Верещагина конкретный, точный, жестокий. Художнику свойственна позитивистская потребность в конкретном знании, а его лишенная броских эффектов манера должна убеждать зрителя: я тебе правду рассказываю. Восток Верещагина – не экзотика, а реальность, очень часто устрашающая. Такова картина "Опиумоеды", изображающая завсегдатаев притона, – лучшая пропаганда против наркотиков (она принадлежит Ташкентскому музею, к сожалению, ее нет на выставке). Такова пара полотен "После удачи" и "После неудачи". Они на выставке есть, но повешены так, что теряется сама возможность увидеть их вместе, и таким образом зрителю труднее понять их исходный смысл.

– Верещагина называют художником-антимилитаристом, при этом он все время ездил на войну. В этом нет противоречия?

– В первые поездки в Туркестан Верещагин был участником российской военной экспедиции в чине прапорщика, мужественно вел себя в боях, получил орден. Но дело и в том, что и его художественный проект "Туркестанская серия" финансировался военной администрацией нового края. Другое дело, что Верещагин не просто выполнял официальный заказ. В туркестанской серии показаны не только доблесть русского оружия, но и поражения, есть и знаменитая картина "Забытый" – мертвого русского солдата клюют степные птицы.

Позже Верещагин уничтожил эту картину, но предварительно сфотографировал ее, потом демонстрировал репродукции. Такая репродукция показана и на нынешней выставке.

– Есть версия, что Верещагин был разведчиком Генштаба, поэтому так обширна география его путешествий: Средняя Азия, Балканы, Индия, Япония, США. Поэтому в своих записках он дотошно указывает расположение и численность войск противника. Поэтому неизвестны источники дохода Верещагина в некоторые периоды его жизни. Эта версия может иметь основания?

– Что называется, я не могу ни подтвердить ни опровергнуть эту версию. Притом что художник этот популярен и любим, биография его остается недостаточно изученной. Есть еще над чем работать, вероятно, и в архивах военного ведомства. Многие произведения Верещагина утрачены, многие часто меняли владельцев, и теперь их следы – особенно за границей – потеряны.

– Кроме "Забытого" Верещагин уничтожил еще две картины из туркестанского цикла – почему?

– Одна – батальная – скорее всего, просто под горячую руку попала. Другая, изображающая ритуал угощения мальчика-танцора восхищенными поклонниками, оказалась слишком неудобна для европейской общественной морали: она говорила о тех сексуальных практиках, которые 19-й век относил к области неудобосказуемых. Верещагин, кстати, скорее всего, уничтожил ее в Париже после неодобрительного отзыва своего французского учителя Жерома, знаменитого своей гаремной эротикой.

– Известно, что Верещагин всех сторонился – Академии художеств, Товарищества передвижников. Демонстрировал независимость?

– В XIX веке у русских художников было две стратегии поведения по отстаиванию собственных интересов – индивидуально или внутри корпорации. Передвижники создали свой союз, чтобы сообща противостоять давлению академии и бороться за экономическую независимость. Позволю себе предположить, что Верещагину, одному из немногих русских, кто учился в западной академии, была ближе индивидуалистическая стратегия. Но эстетически Верещагин как своего рода экстремальный реалист, доверяющий своему видению и знанию, не верящий в сверхъестественное, никак не противоречит передвижникам.

– Пишут, что в XIX веке он был самым знаменитым русским живописцем за пределами России. Это так?

– Не было во времена Верещагина такой "должности" – самый знаменитый русский художник на Западе. Он был наиболее представлен на Западе, но не стал "послом русской культуры", как Тургенев, Толстой, Чайковский.

– Верещагин устраивал из своих зарубежных выставок шоу – окружал картины коврами и оружием, тропическими растениями, запахами благовоний, специально подобранной музыкой. То есть он первым стал устраивать из выставки шоу?

– Выставочная культура той поры это все предполагала. Обычная большая выставка XIX века – это квадратные километры тесно повешенных картин. Но постепенно формируются новые способы показа. Были аскетические оформленные выставки передвижников, и когда Сергей Дягилев в 1899 году показал своих художников среди экзотических растений в кадках, это казалось дерзким открытием. Англо-американский художник Джеймс Уистлер еще в 1860-е годы пробует индивидуальную окраску стен под каждую картину, организует пространство, комфортное для восприятия отдельного произведения. То есть переходит от выставки-супермаркета к выставке-бутику. Верещагин – часть этого процесса. Я не стал бы утверждать, что он здесь лидер.

– Многим Верещагин напоминает военного фотокорреспондента – то есть после изобретения фотоаппарата такая реалистическая живопись уже не нужна?

– Думаю, что Верещагин использует какие-то элементы фотографического языка для усиления впечатления достоверности своих образов и потому может казаться военным корреспондентом. Но его следует понимать не столько в связи с репортажными задачами фотографии, сколько в более сложном отношении с традицией живописи. Обычная батальная картина XIX века – это героическая сторона войны, это про славу полководца или подвиг солдата. В ней отчетливо расставлены плюсы и минусы: вот это наши, они хорошие, вот это враги – они плохие. Верещагин-баталист сложнее. Будучи настоящим патриотом, он не скрывает от своего зрителя цену войны, уравнивая врагов в смерти, как это сделано в парадоксальном полотне "Скобелев под Шипкой", где парад победителей отнесен на задний план, а на переднем лежат припорошенные снегом непогребенные тела погибших. В XIX веке фотография все-таки еще не приобрела статуса искусства с вытекающими отсюда последствиями – то, что изображалось на фото, принадлежало потоку реальности, приземленной повседневности. То, что писалось на холсте, словно бы вынималось из этого потока, поднималось на пьедестал. В этом отношении Верещагин снова оказывается парадоксальным и потому особенно успешным. Используя социально приемлемый жанр – батальный, – он показывает войну как страшную прозу жизни, и в этом смысле его место рядом с Толстым "Севастопольских рассказов" и "Войны и мира".

В современном мире уже не живопись, а именно фотография может обеспечить зрителю эффект присутствия и таким образом оказать на него шоковое воздействие – особенно если речь идет о верещагинских темах. Она по умолчанию претендует на достоверность, даже когда оказывается постановочной.

Вадим ШУВАЛОВ

Источник - Город 812
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1496480220
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- А. Мамин обсудил с министром продовольственной безопасности ОАЭ Марьям Аль Мухейри реализацию совместных инвестпроектов
- Н.Нигматулин: мажилисмены рассмотрят международные соглашения ЕАЭС
- Тайная канцелярия: что стоит за последними назначениями в аппарате Елбасы
- Fitch Ratings опубликовало обзор казахстанских банков за 1 кв. 2021 года
- Кто ответит за базар?!
- Шаланды полные кефали
- Команда Токаева: кто вошел в пул второго президента Казахстана
- Поручение президента не будет выполнено?
- Новое назначение
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх