Теракты в Тегеране: намек на Катар или расширение ареала ИГИЛ 19:17 07.06.2017
Атаки на парламент и мавзолей развенчали миф о безопасности Ирана
Антон Мардасов
После атаки на здание парламента Ирана в Тегеране и мавзолей лидера исламской революции аятоллы Русави Хомейни
"Исламское государство" * взяло ответственность за атаку на здание парламента Ирана в Тегеране и мавзолей лидера исламской революции аятоллы Русави Хомейни.
Как мы уже сообщали, в среду утром четверо неизвестных ворвались в здание Меджлиса - парламента Ирана - и открыли стрельбу. В результате погиб сотрудник охраны, восемь человек получили ранения. Одного террориста удалось задержать, двое - на одном пояс смертника - были заблокированы в здании, еще один - выбежал на улицу, где открыл беспорядочную стрельбу, но был ликвидирован. Работа парламента не прерывалась.
Улицы вокруг парламентского комплекса были перекрыты для транспорта, начались досмотры прохожих. Сейчас у входа в Меджлис дежурят два автомобиля "скорой помощи". По предварительным данным, никто из членов правительства и депутатов Меджлиса не пострадал. Однако есть информация о взрыве на 5-ом этаже. В настоящее время все четыре террориста, которые напали на парламент Ирана, ликвидированы
Почти одновременно с нападением на парламент последовала атака на мавзолей аятоллы Хомейни, в которой участвовали три террориста. Первый открыл стрельбу внутри гробницы, затем шахидка привела в действие пояс смертника. Третьего удалось задержать, однако он покончил с собой, приняв яд. В результате атаки погиб один человек, пятеро - пострадали. Позже появилась информация, что жертвами террористов стали 12 человек. Около 40 получили увечья.
Как замечают эксперты, ИГ впервые провело подобную операцию в Иране. Дело в том, что экстремистская пропаганда "халифата" в последнее время стала активно ориентироваться на вербовку иранцев. Если отдельные фрагменты текстов и видео на фарси с призывами к суннитскому меньшинству Ирана восстать против шиитского доминирования истеблишмента распространялись с 2015 года, то последние четыре выпуска журнала Rumiyah полностью были переведены на персидский язык.
Как отмечают эксперты, в Сирии и Ираке за все время боевых действий смертников-иранцев можно пересчитать по пальцам - их число не превышает 10. Что касается действия ячеек "халифата" непосредственно на иранской территории, то с 2016 года в СМИ несколько раз проскальзывали сообщения об активности ИГ: в июне 2016-го - об аресте 18 человек, которые использовали соцсети для вербовки молодых иранцев, в августе того же года - о вербовке "халифатом" выходцев из западной провинции Керманшах, граничащей с Ираком, которые были ликвидированы в ходе столкновений с иранскими силовиками. Министр разведки и национальной безопасности Ирана Махмуд Алави неоднократно заявлял о том, что спецслужбы помешали 1500 иранцам присоединиться с ИГ. 10 февраля 2017 года генеральный прокурор Ирана Мохаммад Джафар Монтазери сообщил о раскрытии террористической ячейки, связанной с исламистами, которые готовила диверсии в Тегеране.
Обращает на себя внимание и тот факт, что террористическая вылазка в Иране произошла на фоне бойкота Катара рядом арабских стран. Есть ли тут какая-то связь?
Начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов полагает, что не стоит привязывать теракты в Тегеране с ситуацией вокруг Катара.
- Плоскости совершенно разные - я абсолютно не понимаю, каким боком некоторые эксперты привязывают сюда кризис, связанный с саудовско-катарскими отношениями. Если, как они говорят, Доха поддерживает "халифат", то зачем ей проводить теракты в Иране? А домыслы о том, что это американцы поддерживают боевиков, натравливая тех на Тегеран, не выдерживают никакой критики.
На мой взгляд, это - совпадение: теракты в Тегеране никак не влияют на катарский кризис, с таким же успехом они могли произойти до объявления "блокады" Катару. Другое дело, что до этого особой активности ИГ в Иране не наблюдалось, но, видимо, после пропаганды, нацеленной на суннитское население, "халифат" посчитал, что пора проявить себя и в Иране, где у него, видимо, есть какие-то ячейки. Прежде всего, это касается провинции Белуджистан, в которой и так партизанскую войну ведут суннитские салафитские группировки. Среди курдов также могут быть те, кто поддерживает деятельность ИГ и разделяет идеологию исламистов. Что касается провинции Хузестан, то она населена в основном шиитами, но какие-то ячейки там также могут быть. Но повторюсь, до сих пор не было сведений о каких-либо серьезных группах, симпатизирующих ИГ, и которые бы заявляли о себе, снимая ролики и публикуя отчеты о терактах и диверсиях. Думаю, опасность для Ирана есть, но она носит локальный характер, в основном - в Белуджистане.
Эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов отмечает, что многие СМИ представляют Иран как монолитную цитадель, где все спокойно и не бывает терактов, а это далеко не так.
- Ранее наблюдались случаи в основном курдского террора. Так, наряду с PDKI, "Партией свободы Курдистана" (PAK), "Объединенной партией Иранского Курдистана" (KOMALA) - все три сотрудничают между собой - головную боль Тегерану приносит также "Партия свободной жизни Курдистана" (PJAK), тесно связанная с Рабочей партией Курдистана. В этом смысле были данные об их поддержке саудитами, ведь это позволяло отбирать у ИРИ ресурсы, делать жизнь страны менее комфортной, тем более что сами иранцы занимаются тем же самым на территории Саудовской Аравии. Так же диверсии проходили со стороны белуждей-суннитов из группы "Джундалла" и групп из Пакистана, которые обстреливали пограничников и даже вторгались на иранскую территорию.
"СП": - То есть цель теракта - удар по имиджу Ирана?
- Думаю, да. Тегеран имел репутацию борца с террором, где радикалов якобы ликвидируют еще до того, как они взяли в руки автомат. Теперь этот миф сокрушен. Комбинированный удар по парламенту и мавзолею - знаковые символы, которые свидетельствуют о том, что иранские спецслужбы не вполне контролируют ситуацию. Все остальное - домыслы и конспирология, что якобы это инициировали сауды и т. д. Вполне возможно, что иранцам и поступают какие-то намеки, но не думаю, что таким образом можно как-то использовать "Исламское государство".
"СП": - Против ИГ иранцы активно действовали в Ираке, кстати, взаимодействую с США, и Сирии.
- На мой взгляд, здесь и идет речь именно о конкретном посыле ИГ, мол, несмотря на всесторонний контроль, мы в состоянии действовать и наносить удары по органам власти и религиозным местам. Проблема в том, что если за этими атаками последуют репрессии в отношении суннитского населения, то получится следующая картина - власти Ирана находятся во враждебном отношении с большой группой людей, а во "внешних провинциях" Ирана проживает от 4 до 10 млн. суннитов, если не больше.
Давно замечено, что стратегия радикалов состоит в том, чтобы вовлечь в свою орбиту население путем нанесения ударов и провоцирования властей на ответные жесткие действия. Если силовики решатся на тотальные зачистки, как это было в 80-х годах, то тогда затея ИГ удастся. На мой взгляд, иранцам надо наносить точечные удары и не поддаваться на провокации.
* "Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией и ее деятельность в России запрещена.
|