Америке нужно прекращать политику смены режимов, - Амитай Этциони 09:42 16.06.2017
Недавно Рекс Тиллерсон заявил: "Наша политика должна быть сосредоточена на том, чтобы убеждать людей совершать определенные действия в отношении других". По его словам, "это не значит, что так происходит всегда".
Он также сказал, что принуждение к американским ценностям "создает препятствия и мешает нам продвигать интересы национальной безопасности и экономические интересы". Позицию Тиллерсона не следует путать с мнением президента Трампа, которое, как считается, заключается в том, что работа по соблюдению прав человека за рубежом несовместима с позицией "Америка прежде всего".
Заявления Тиллерсона послужили для сенатора Джона Маккейна (John McCain) поводом написать жесткую статью в The New York Times, в которой он подчеркнул, что права человека должны быть основой внешней политики США. Маккейн пишет, что слова Тиллерсона сводятся к следующей идее: "Не рассчитывайте на Соединенные Штаты. У нас есть свои ценности, мы понимаем ваше бедственное положение и сочувствуем вам. И когда это удобно, мы можем выразить это сочувствие официально. Но мы вырабатываем политику, отвечающую не связанным с ценностями интересам". Он также пишет и о том, что "глупо считать, что реализм и идеализм несовместимы и что нашему могуществу и богатству мешают требования справедливости, морали и совести".
Прежде всего следует отметить, что внешняя политика США - по крайней мере со времен Второй мировой войны - заключалась и заключается в том, чтобы взаимодействовать с авторитарными и даже тоталитарными режимами, когда это служит нашим основным интересам. Саудовская Аравия по-прежнему казнит больше людей, чем ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ - прим. ред.). США поддерживали генералов в Южной Америке несмотря на те зверства, которые они совершали. И они без стеснений и колебаний ведут переговоры с Северной Кореей и Ираном.
Нередко во время встреч между американскими и китайскими делегациями американцы выражают свое недовольство нарушением прав человека в Китае. А китайцы ждут своей очереди, чтобы зачитать какое-нибудь заявление о пороках капитализма. Совершив этот ритуал и затронув тему прав человека, стороны приступают к делу. Можно спорить о том, что лучше - четко изложить позицию США или пытаются ее завуалировать. Впрочем, то, как Тиллерсон сформулировал позицию администрации Трампа в отношении прав человека, каких-то новых перспектив не открывает.
Более важно то, что в настоятельном призыве сенатора Маккейна сохранить защиту прав человека в качестве одного из основных элементов внешней политики США ничего не сказано о том, что эта цель благородна, но средства ее достижения могут быть недостойными. С точки зрения благоразумия и нравственности существует огромная разница между содействием соблюдению прав человека с использованием мирных средств (например, общественной дипломатии, подготовки руководящих кадров, культурных обменов и даже "разумных санкций") и сменой режима с применением силы. Такие смены режима часто приводят к очень серьезным гуманитарным и экономическим последствиям. Эти последствия можно считать ценой, которую приходится платить за свободу. Но зачастую в результате такой смены режима приходит новое весьма сомнительное правительство.
Какими бы ни были причины вторжения Соединенных Штатов в Ирак, они остались там, чтобы превратить Ирак в либеральную демократическую страну. Последствия для иракцев были ужасными. По меньшей мере 25 тысяч человек погибли, а миллионы лишились крова. Шиитское правительство поддерживало вооруженные формирования, действовавшие как эскадроны смерти против суннитов, из-за чего те стали поддерживать ИГИЛ. Армия в стране настолько коррумпирована, что часто не хватает средств для обеспечения войск боеприпасами и продовольствием. В Ливии гуманитарная интервенция превратилась в силовую смену режима, приведшую к кровавой гражданской войне. Вашингтон игнорировал тот факт, что повстанцы, которых он считал про-демократическими силами, часто творили те же зверства, что и войска Муаммара Каддафи (Muammar el-Qaddafi) - в том числе и этнические чистки. Афганистан после 16 лет строительства демократии является одним из наиболее коррумпированных государств в мире. Страна служит основным источником героина, который наводнил Центральную Азию и непрерывно поставляется в Европу. В стране свирепствует терроризм. Соединенные Штаты не в состоянии положить конец даже узаконенной педофилии (называемой "бача-бази"), распространенной среди правящих пуштунских элит. Одной из многих причин того, что в Сирии до сих пор не прекращается трагическая война, является то, что Соединенные Штаты на протяжении многих лет настаивали на отставке Башара Асада в качестве предварительного условия для переговоров.
Угроза насильственной смены режима также служит препятствием в отношениях с Северной Кореей, Китаем и Россией. Недавние заявления о том, что США пытаются изменить режим в Северной Корее, несомненно, заставляет этот режим с еще большим усердием (если это возможно) разрабатывать свое ядерное оружие и противиться любым переговорам. Китай и Россия считают, что их союзники находятся под угрозой - так же, как и их собственные режимы.
Короче говоря, веские доводы в пользу продвижения прав человека следует сочетать с обсуждением способов достижения этой цели. По всей видимости, правильная с точки зрения морали и мудрая внешняя политика состоит в том, чтобы избегать смены режима силовыми методами и делать ставку на мирные средства достижения целей.
Амитай Этциони - профессор Университета Джорджа Вашингтона, преподает теорию международных отношений. Недавно в издательстве The University of Virginia Press была опубликована его книга "Избежать войны с Китаем" (Avoiding War with China).
The National Interest, США 15.06.17
|