Русско-Кыргызский фонд - деньги для "своих", - Ачык саясат 11:51 19.06.2017
Через Русско-Кыргызский фонд ставилась цель адаптировать кыргызское производство в рамках ЕАЭС. Раз так, надо было исследовать, на какую нашу внутреннюю продукцию будет высоким спрос-предложение в соседних государствах. Причем, не в интересах частных бизнесменов, а с учетом произведенной продукции в условиях всего Кыргызстана. А также, какими сторонами наши товары смогут заинтересовать их рынки.
У нас на особом месте стоит лишь животноводческое хозяйство и крестьянство. Ясно, эти отрасли интересуют соседние государства. Следовательно, было бы хорошо отдать половину поступающих через Русско-Кыргызский фонд денежных источников этим двум отраслям, и оживить бизнес-среду благодаря этим же отраслям.
Если бы под предлогом ЕАЭС смогли поднять на ноги сельское хозяйство, занимающее 65% Кыргызстана, тогда мы одобрили бы аплодисментами начало становления страны на ноги в массовом порядке. К сожалению, мы не можем оправдать внутренние надежды русской стороны, думающей: "Каким производством Кыргызстан сможет завладеть рынком соседних государств?".
Лишь бы не оказалось недальновидным направление нами русла денег в те отрасли, чьи интересы лежат в другой стороне. Почему запаздывают деньги, выданные русской стороной в рамках ЕАЭС на строительство санитарно-карантинных лабораторий? Сократился ли объем выдаваемых Русско-Кыргызскому фонду денег в 1 млрд долларов? Поступило 500 млн, а переведено из них всего 350 млн?
Второй этап с обоснованием "кыргызские банки не в состоянии держать большие деньги" говорит о недоверии банкам Кыргызстана? Денежные средства в 265 млн долларов хранятся в виде депозитов в русских банках, которые получают пользу от них? Возможно, они не видят в кыргызской власти проницательности в бизнесе? И что она не пройдет мимо доходного места, сразу бросает еду на столе, узнав о деньгах? Может быть, русские не удовлетворены нашими желаниями, которые не отличаются от желаний Бакиева, уничтожившего выданные русскими деньги?
Да, наша страна вроде пошла на такие ненадежные шаги. Не говоря о другом, раскрылось, что имеющий все Бабанов впал в зависимость к Русско-Кыргызскому фонду, не оставил своих близких людей с пустыми руками в фонде. Принадлежащий ему "коммерческий банк Кыргызстан" до этого выдавал людям кредиты под 12%. Перед выборами ловко владеющий языком Бабанов собирался выдавать народу кредиты под 7%. Действительно ли он отдал свои деньги народу, или не смог пройти мимо денег Фонда под 4%?
Выделенные Фонду деньги предназначены для развития отрасли среднего бизнеса всего Кыргызстана. Зная об этом, денежным не надо было зариться на эту кормушку, разве им нельзя было освободить дороги ослабленному малому бизнесу? Наверняка от этой обидной мысли скребет на душе той стороны. Депутат Жогорку Кенеша Зиядин Жамалдинов сказал о наличии обстоятельств, когда думают о личных интересах с грубым нарушением требований о выдаче денег Фонда.
- "Люди на высоких государственных должностях или их близкие не должны брать льготных кредитов в Русско-Кыргызском фонде развития. Нельзя также вмешиваться туда, чтоб забрать оттуда кому-то, и влиять. Сейчас фонд хвастается "мы выдали кредитов народу на столько-то миллионов". Но кто берет эти кредиты/? Их снова берут такие же состоятельные люди, как Бабанов. Оказывается, простые люди не могут получать оттуда кредиты. У них нет и залога для выставления. Мы говорим, что хотим ликвидировать бедность, тогда надо же давать кредиты крестьянам и фермерам. Кроме того сейчас эти льготные кредиты получают ловкачи-мошенники. Эти кредиты могут оказаться невозвратными. Появляется вопрос, а не ляжет ли это снова грузом на государство?" - говорит он.
Глава правительства Сооронбай Жээнбеков, отчитываясь за год в ЖК, не вникая, кому, с какой целью выданы деньги, каким будет их завтрашнее будущее, сказал о поддержке Русско-Кыргызским фондом многих предпринимателей и успокоился. То ли утешил простых предпринимателей, оставшихся без денег Русско-Кыргызского фонда, в общем, сказал о рассмотрении вопроса создания Кыргызско-Китайского фонда развития, который превратится в финансовый источник перспективных проектов.
"Предназначенный" для солидных клиентов фонд
Прошлой весной президент Алмазбек Атамбаев был недоволен деятельностью Кыргызско-Русского фонда. Руководителем фонда назначил экс-мэра Кубанычбека Кул матова, ушедшего после заполнения столицы шумными скандалами и мусором. Президент ставил перед Кулматовым задание активизировать работу Кыргызско-Русского фонда, выдавать льготные кредиты малым и средним предпринимателям. Что выполнил Кулматов?
Кулматов с детства вырос в городе, не обходил села, под бизнесом подразумевал высоченные крупные предприятия, торговые центры в Бишкеке, забыл о малых предприятиях и селах. Его высокомерные взгляды на бизнес, восприятие "старинных" бизнесов богачей как важных для Кыргызстана тоже вызвали пересуды, вызвали недовольство ряда предпринимателей.
В Кыргызстане имеется 12,7 тысяч малых и 0,8 тысяч средних предприятий. 25% их занимаются оптовой и розничной торговлей. 16,5% - производители, 11,8% -оказывают услуги в профессиональной, научной и технической сферах. За один лишь 2016 год 350,7 частных предпринимателей заложили основы частного бизнеса, прошли регистрацию. На данном этапе открыто 1 130 предприятий, но известно, что работа их не идет.
Главной целью фонда было урегулирование работы по экспорту и импорту, выдача денег малому и среднему бизнесу для адаптации к рынку ЕАЭС. От этого нет ни малейшей тени. Потому что для получения кредита необходимо сразу же выплатить не меньше 20% доли от стартовой суммы кредита. Смогут ли выплатить средние и малые предприятия стартовую цену указанного кредита?
В фонде отмечают: Кредиты выдаются под 12% годовых. Тогда каким образом сахарный завод "Кошой" мечтает получить деньги под 4%? Каким образом получил 17 млн долларов под 4% торговый центр "Азия Молл", названный принадлежащим близкому человеку Бабанова?
Очевидно, при выдаче кредита в фонде наряду с игнорированием условий среднего бизнеса, созданием ему трудностей, практикуется также заморачивание с поглаживанием головы и пустыми утешающими обещаниями. В требованиях о выдаче денег указано: устойчивое финансовое положение в течение 3 лет; безубыточное предпринимательство; удовлетворительная кредитная история. Но отмечена высокая вероятность получения кредита, если хромает в привлечении финансов (инвестиций), не может в полной мере вести работу. Это тоже напоминает издевательское положение - отвернувшись, плачу, повернувшись, смеюсь. А кто гарантирует, что у начавшей с риском бизнес стороны в течение 3 лет работа пойдет хорошо? И как же так, давать, если хромает и работа не идет? В общем, вправду ли предназначены только солидным людям мероприятия фонда, чьи требования расходятся с обязательствами?
Два взаимоисключающих мнения, или зарплата в 1 млн долларов
Конечно, недовольство ЖК фондом не закончилось одним лишь высказыванием Торобаева и Жамалдинова.Там много подозревающих. Депутат Дастан Бекешев тоже раскритиковал фонд за неспособность стать предпосылкой развития малого предпринимательства и важных проектов. Кто его знает, какой черный козел затем боднул его, он замахнулся слишком далеко, в конце успел сказать "что такого, если Бабанов взял?"
Несогласный с мнением депутатов Кубанычбек Кулматов, давая отчет в ЖК, полистал бумаги: со времени создания фондом выдано больше 202 млн долларов средств примерно на 700 проектов, в том числе выданы кредиты и простым предпринимателям, 51% ушло на сельское хозяйство.
В тот же день пресс-служба фонда засуетилась, дала информацию через радио "Азаттык": сказанное депутатами - необоснованное очернение. Судя по ее сообщению, на сказанные Кулматовым 676 проектов фонд выделил 202 млн долларов, из них 30% ушло на сельскохозяйственное производство. Никто не обратил внимания на два взаимоисключающих мнения. Неладное замешательство Кулматова пресс-служба вроде подтвердила цифрами на странице. Чьей информации можно верить? Кулматову, сказавшему "51% мы выдали сельскому хозяйству"? или пресс-службе, назвавшей "30%"? Если учесть недовольство вышеуказанных депутатов, тогда придется назвать ложью слова Кулматова?
Выяснилось, Кыргызско-Русский фонд развития только за 1 год потратил больше 1 млн долларов исключительно себе на зарплаты. Следовательно, это означает: из 500 млн долларов уставного капитала только 40 млн долларов выдано на развитие предпринимательства (?).
До этого некоторые издания сообщали о получении руководителем Кыргызско-Русского фонда развития Кулматовым ежемесячной зарплаты по 10 тысяч долларов. Наконец, правда раскрылась. Телепрограмма "Капитал" обнародовала информацию о зарплатах сотрудников фонда развития Кыргызстан-Россия. Сообщила об опосредованном расчете по переведенным отчислениям в Социальный фонд.
Как показано там, фонд зарплаты Кыргызско-Русского фонда развития составляет 6 млн сомов. В переводе на доллары получается 94 тысячи долларов, то есть, на каждого из 30 работающих в фонде сотрудников в среднем приходится по 3 тысячи долларов зарплаты. Расчеты с опорой на эти показатели вывели месячную зарплату руководителя фонда примерно в 10 тысяч долларов.
Итак, становится известно, что Кыргызско-Русский фонд развития, в котором трудится 30 человек, тратит ежемесячно по 94 тысячи долларов на свои зарплаты. Если пересчитаем это на 12 месяцев, то становится ясно, сколько денег в один год фонд забирает в свой доход.
Кулматов пришел в фонд руководителем и приступил к работе в январе 2015 года. Мы посчитали, за время больше одного года фонд потратил средств больше 1 млн долларов только на одни зарплаты своим сотрудникам.
Источник - Ачык саясат, перевод Gezitter 17.06.17
|