КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 29.07.2017
20:51  Власти Таджикистана надеются достроить Рогун за счет иностранных инвестиций
12:54  Неопределенное продолжение: Центральная Азия и администрация Трампа, - Пол Стронски
12:48  Узбекистан: Мирзиеев открывает фермерам простор для завоевания новых экспортных рынков
12:45  Близ Севастополя перевернулся и затонул сухогруз "Anda", среди пропавших матросов - сирийцы и индусы
12:43  Куда потратили кыргызы выделенные Россией $127 млн?
11:37  "Игра престолов" по-казахски, или как стать ханом (видео)
11:33  Туркмения. Загадки древней Маргианы: "парижанка" из Гонура

09:54  В Москве состоялось заседание совета кыргызских аксакалов
09:43  Казахских чиновников поделят на группы: от "превосходных" до "неэффективных"
09:42  Наваз Шариф судом отстранен от должности премьер-министра Пакистана. За коррупцию
09:39  Правозащитники набросились на Ника Кейджа за визит в Казахстан, - "Foreign Policy"
09:34  Золотые зубы как символ статуса. На территории между Киргизией и Кавказом, - Die Welt
09:32  Выстоит ли Мир перед китайской гегемонией? - "Санкэй симбун"
08:43  Толпу горожан в Хельсинки таранил своим авто гражданин УЗбекистана. Есть жертвы
01:46  Идео-логия и идеология. Почему марксизм успешно распространялся на полупериферии и периферии, - А.Фурсов
00:35  Девочка не промах. История 16-летней немки, сбежавшей от семейных проблем в ИГ и ставшей снайпером
00:02  Туристический Кыргызстан: Красивый, но бедный и не всегда дружелюбный
Пятница, 28.07.2017
21:39  Евросоюз vs США: кто кого переторгует? - Е.Пустовойтова
21:36  В Караганде открыли первый казахстанский завод по утилизации автомобилей
20:22  Турецкий алфавит станет казахским. Астана выходит из российского информационного поля, - В.Панфилова
18:11  Почему могилу Чингисхана невозможно найти
18:07  Изолированная Америка: что будет, если Китай ответит на санкции, - Д.Косырев
18:05  ВКС РФ уничтожили европейских специалистов по химоружию ИГИЛ в Сирии
18:04  Основатель Amazon Джефф Безос обогнал Билла Гейтса в списке самых богатых людей планеты
16:50  Настригла с Тувы? Откуда у Собчачьей матери такие капиталы
16:46  Молодинская битва. Как Русская рать в 1572 году наголову разгромила Крымского хана Девлет-Гирея (история)
16:35  В Питере схвачены 7 центральноазиатов ("в основном уроженцев Узбекистана") готовивших теракты на ЖД
15:52  Таджикский заключенный генерал Гаффор Мирзоев объявил голодовку в тюрьме
15:49  В Узбекистане арестована Гульнара Каримова
10:21  Идея "монархии" как симулякр элитарного "патриотизма", - В.Павленко
10:19  Как Китай строит цифровую диктатуру, - Д.Перетолчин
09:03  Путь воина. Если завтра война.., - Андрей Бабицкий
09:00  Арабская коалиция сбила летевшую на Мекку из Йемена баллистическую ракету
08:58  США на соревнованиях спецназа проиграли Гондурасу и Колумбии
08:49  Символичненько. В центре Бишкека встанет 23-этажный отель "Хаулинь"
08:47  "Свое национальное богатство мы вручили подозрительной чешской компании", - кырдепутат Жанар Акаев
08:23  Насколько влиятельны "братья-мусульмане"? - "As Sabeel"
08:21  С С-400 посягательства Запада на Турцию прекратятся, - Фарук Арслан
08:09  Пришло время для "умных" санкций в отношении Эрдогана, - Tagesspiegel
08:07  В лабиринте ливийских фронтов, - Die Zeit
08:05  Индия и Китай стоят на границе войны. Войска партнеров по БРИКС и ШОС сошлись на спорном плато в Гималаях
08:03  Не хамите, да не хамимы будете. Чем Путин ответил на "особый цинизм" США, - репортаж А.Колесникова
07:40  Министр обороны Японии Томоми Инада сбежала в отставку
07:34  Имя нового премьер-министра Кыргызстана станет известно в августе
07:28  Кто угрожал ракетами Кыргызстану? - В.Гундаров
07:26  Пекин толкают на союз с Москвой, - В.Скосырев
07:25  Ценность человеческой жизни на Ближнем Востоке ничтожна, - А.Шарковский
Четверг, 27.07.2017
22:55  Узбекистан приступил к организованной отправке трудовых мигрантов в Россию
22:51  Скоро Мировой Интернет разделится на сегменты, - В.Сорокин
20:56  Три миллиона афганцев вовлечены в наркобизнес, - замминистра по борьбе с наркотиками А.Х.Бахтияр
20:54  Cтроительство ГЭС. Кыргызские "друзья" чешских бизнесменов, - Э.Бейшенбек кызы
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Идео-логия и идеология. Почему марксизм успешно распространялся на полупериферии и периферии, - А.Фурсов
01:46 29.07.2017

Андрей Фурсов

Марксизм выступает как комплекс интересов и идеалов тех сил, которые отрицают капитализм внутри совокупного общественного процесса, но не на основе субстанции, не в рамках действительного процесса производства, а на основе функций капитала, с их помощью. Здесь функциональные аспекты совокупного процесса общественного производства в целом обрушиваются на один из его элементов (или на несколько элементов).

Марксизм - идеология целостного функционального отрицания капитала. Получается, что марксизм объективно есть идеология тех социальных групп, которые воплощают в своем бытии функциональные аспекты капитализма как противостоящие субстанциальным и отрицают вторые с позиций первых. Маркс ошибочно посчитал персонификатором функционального отрицания капитализма пролетариат, с которым ошибочно же отождествил европейские, прежде всего английские, низы первой трети XIX в. Капиталистический же, формационный пролетариат на самом деле является персонификатором субстанции, агентом капитала как содержания и действует внутри него. Поэтому-то социал-демократическое движение лишь первоначально выступало против капиталистических порядков, а затем постепенно интегрировалось в них, поскольку противоречие, отрицание здесь имеет место в рамках одного качества - субстанции, а потому не может быть полным: это означало бы самоотрицание, социальное самоубийство рабочего класса ядра капсистемы.

Борьба рабочих ядра капиталистической системы против капитала под знаменем марксизма была не столько адекватным марксизму политическим движением, сколько результатом временного, обусловленного неразвитостью самого капитализма совпадением, еще не полной обособленности, расчлененности двух принципиально различных форм социального отрицания - внутрикапиталистического, в рамках самого капитала (овеществленного труда) как субстанции, с одной стороны, и антикапиталистического - отрицания капитала как субстанции его социальной функцией - с другой. Можно сказать, что длительное время функциональное отрицание капитала внутри самого капитализма проявлялось в неадекватной ему содержательной форме и (или) совпадало с неадекватной формой. Однако по мере развития капитализма база для этого истончалась и исчезала.

Вехи этого процесса - идеологический и организационный кризис социал-демократии и марксизма на рубеже XIX-XX вв. (ревизионизм против ортодоксии на Западе, меньшевизм против большевизма, особенно в его крайней, необольшевистской - ленинской - форме в России), крах II Интернационала во время Первой мировой войны, австромарксизм и, наконец, Бад-Годесберг (1959), который формально зафиксировал фактически уже наступившую смерть "ортодоксального марксизма" и антикапитализма "рабочих партий". И. Валлерстайн "с подачи" Н. Элиаса верно называет эту разновидность "марксизмом партий", но ошибочно сваливает в одну кучу Каутского, Ленина и Сталина, социал-демократические и коммунистические партии, демонстрируя непонимание непартийной природы коммунистической партии, их властного содержания и принимая форму за содержание.

В ядре, в центре капиталистической системы, где капитал силен прежде всего как субстанция, его функциональное отрицание вообще имеет крайне мало шансов на успех (Франция - 1871 г., Германия - 1918, 1923 гг.) и может существовать лишь до поры как элемент внутрикапиталистических "стадиальных отрицаний". Иное дело - полупериферия и периферия, где сильны функциональные аспекты капитала, а субстанциально он слаб; где капитал выступает прежде всего как функция, нередко - в некапиталистической или раннекапиталистической форме - и где сама капиталистическая эксплуатация носит функциональный характер и развивается на основе не столько местных доиндустриальных производительных сил, сколько мирового рынка и индустриальных производительных сил ядра. В результате чего, несмотря на слабость или даже отсутствие местной капиталистической субстанции, противоречие между субстанцией и функцией капитала носит острый характер, а функция значительно более сильна и автономна, чем в ядре. В такой ситуации принципиально возможен полный отрыв функции от субстанции, приобретение ею самостоятельности и создание адекватной ей структуры, отрицающей капитализм. Поскольку отрицание носит функциональный характер, исходное социальное содержание агента отрицания значения почти не имеет.

В результате марксизм как идеология находит адекватную себе социальную ситуацию на полупериферии мировой капиталистической системы, не зависит жестко и непосредственно от социальной природы персонификатора отрицания и от уровня развития производительных сил данного общества (вспомним Ленина, Мао, Кастро и т.д.). Генетически марксизм становится идеологией захвата власти (государства), а функционально (или негативно содержательно) - идеологией обеспечения индустриального развития на антикапиталистической основе в национально ограниченных рамках (отрыв функции от субстанции в мировом масштабе в условиях промышленного капитализма, - а именно его противоречия и выражает исходно марксизм как идеология, - невозможен). При этом идеология утрачивает свои идеологические характеристики и превращается в отрицающую идеологию как явление власть-знание, универсалистские претензии которого становятся фактором легитимности существования этой власти в национально-ограниченном пространстве. Это и есть марксизм-ленинизм, т.е. идеология марксизма, превратившаяся во власть-знание, утратившая черты идеологии и борющаяся с немарксистскими идеологиями уже не только как с немарксистскими, но и как с идеологиями, точнее, как с Идеологией.

"Марксизм-ленинизм" отрицает либерализм, консерватизм и "неленинские формы марксизма" не по отдельности, не как рядоположенные, а в целом, как целое, как Идеологию. Будучи коррелятом коммунистического строя, т.е. всевластия власти, "власти власти" ("кратократии" - термин, предложенный мной в конце 1980-х годов для определения социальной природы советского общества), снявшим в себе, выражаясь марксистским же языком, "противоречие между базисом и надстройкой" и оказавшимся по ту сторону этого противоречия, "марксизм-ленинизм" не может терпеть и отрицает любую идеологическую форму, поскольку она автоматически, самим фактом своего существования подрывает основы его бытия как не-идеологии по сути. В то же время внешне, по форме "марксизм-ленинизм" должен был оставаться и остаться идеологией - так же, как негосударственная, отрицающая государственность структура СССР должна была внешне, по форме выступать как государство со всеми внешними атрибутами. Таковы правила игры - Большой Игры - мировой капиталистической системы: любая суверенная политическая структура, чтобы быть допущенной в игру, должна выступать элементом межгосударственной системы, т.е. государством, по крайней мере внешне. Аналогичным образом любая идейная система Современности - "доидеологическая", "антиидеологическая" или "неидеологическая" - должна выступать как идеология.

Это касается не только "марксизма-ленинизма", но, например, таких форм, как национализм или исламизм. Сам по себе национализм идеологией не является. Однако в идеологизированном поле Современности он автоматически превращается в идеологию. Точнее, приобретает ее внешние атрибуты и должен претендовать на идеологический статус.

Если национализм исторически возник на Западе в современную эпоху, т.е. в том месте и в том времени, с которыми исторически тесно связана идеология и которые суть социокультурное "магнитное поле", породившее идеологию как явление, то исламизм к этому всему не имеет никакого отношения. Его религиозный, интегралистский и антизападный характер не содержит в себе ничего идеологического. Однако поскольку исламизм возник как реакция на идеологическое и социокультурное давление Запада, капитализма, поскольку он выступает как идейно-политическое средство борьбы в современной мировой капиталистической системе, функционально, негативно и формально он приобретает идеологические черты. Западной универсалистской идеологии, будь то либерализм или марксизм, исламизм противостоит как идеология. Правда, по мере ухода Современности в прошлое и в связи если не с упадком, то с ослаблением универсалистские идеологий либерализма и марксизма антизападные идейные течения, по-видимому, все меньше будут примерять идеологические одежды и станут выступать в адекватной им этноцивилизационной или религиозной форме - этот процесс уже вполне различим. Иранская революция 1979 г. - тому пример и иллюстрация.

Повторю главное: в идеологизированном мире Современности идеологическую форму приобретали даже такие идейно-политические явления, структуры и институты, которые содержательно возникали как отрицание идеологии, как антиидеология. И это несовпадение было внутренним системообразующим противоречием указанных явлений, структур и институтов. Нетрудно заметить, что несовпадение и противоречие, о которых идет речь, повторно-зеркально воспроизводят внутри форм, возникших на основе несовпадения субстанции и функции капитала, на основе противоречия между субстанцией и функцией, - эти самые несовпадение и противоречие интериоризируют их, превращая во внутреннее противоречие негативно-функциональных форм. Но противоречие это уже выступает как таковое между содержанием (антикапиталистическим) и формой (капиталистической, буржуазной), которую они вынуждены принимать в соответствии с логикой функционирования мирового капиталистического целого, в которое они вписаны, хотя и со знаком "минус". Это относится и к "марксизму-ленинизму".

Именно в форме "марксизма-ленинизма", трансформирующегося затем в "маоизм", "чучхе" и т.п., марксизм успешно распространялся на полупериферии и периферии. Особенно в тех странах Азии, где идейные ("религиозно-этические") системы фиксировали жесткое закрепление групповых социальных ролей и полномасштабную регуляцию их властью, т.е. были "власть-знанием" генетически, на "докапиталистической" основе, а не как отрицание капитализма и его идеологий. "Недоидеология", если можно так некорректно и метафорически выразиться, и "постидеология", "гиперидеология" совпали по негативу - как "азиатские способы производства" и "реальный коммунизм". Но это - далеко не единственная причина успеха "марксизма" ("марксизма-ленинизма") в неевропейском мире.

Из предисловия к книге А. Кустарева "Нервные люди: Очерки об интеллигенции" (М.:Товарищество научных изданий КМК, 2006)

Источник - Завтра
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1501281960


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх