В лонг-лист "Русского Букера" вошел "таджикский" роман Владимира Медведева "Закхок" 09:16 09.09.2017
В лонг-лист "Русского Букера" вошли "Закхок", "Свидание с Квазимодо" и "Чеченский дневник"
Жюри литературной премии "Русский Букер" огласило "длинный список" произведений, претендующих в этом году на премию за лучший роман на русском языке
Жюри литературной премии "Русский Букер" огласило "длинный список" произведений, претендующих в этом году на премию за лучший роман на русском языке
Жюри литературной премии "Русский Букер" огласило "длинный список" произведений, претендующих в этом году на премию за лучший роман на русском языке.
Всего оргкомитет получил 80 заявок на участие, но к конкурсу были допущены только 75. В процессе номинации приняли участие 37 издательств, 8 журналов, 2 университета и 11 библиотек. В лонг-лист, который по правилам премии не может превышать 24 пункта, вошли 19 произведений.
"Жюри, разобрав 75 представленных романов, весьма неожиданных порой, как глубоких, так и одиозных, пришло к мнению, что 19 из них заслуживают того, чтобы попасть в лонг-лист", - отметил председатель жюри Петр Алешковский.
В список претендентов вошли Ирина Богатырева ("Формула свободы"), Валерий Бочков ("Обнаженная натура"), Ольга Брейнингер ("В Советском Союзе не было аддерола"), Андрей Волос ("Должник"), Михаил Гиголашвили ("Тайный год"), Олег Ермаков ("Песнь тунгуса"), Калле Каспер ("Чудо: Роман с медициной"), Анна Козлова (F20), Владимир Лидский ("Сказки нашей крови"), Игорь Малышев ("Номах. Искры большого пожара"), Владимир Медведев ("Закхок"), Александр Мелихов ("Свидание с Квазимодо"), Александра Николаенко ("Убить Бобрыкина"), а также Дмитрий Новиков ("Голомяное пламя"), Андрей Рубанов ("Патриот"), Алексей Слаповский ("Неизвестность"), Анна Тугарева ("Иншалла. Чеченский дневник"), Саша Филипенко ("Красный крест") и Елена Чижова ("Китаист").
"Короткий список" из шести финалистов будет назван 26 октября, а 5 декабря станет известен победитель. Лауреат премии получит 1,5 млн рублей, а финалисты - по 150 тысяч рублей. В этом году "Русский Букер" будет вручен в 26 раз.
----------------------------------------------------
Владимир Медведев. Заххок
В романе Владимира Медведева "Заххок" оживает экзотический и страшный мир Центральной Азии. Место действия романа – Таджикистан, время – гражданская война начала 1990-х. В центре романа судьба русской семьи, поневоле оставшейся в горах Памира и попавшей в руки к новым хозяевам страны. Автор – тоже выходец из Таджикистана. После крушения СССР русские люди ушли с имперских окраин, как когда-то уходили из колоний римляне, испанцы, англичане, французы, но унесли этот мир на подошвах своих башмаков. Рожденный из оставшейся на них пыли, "Заххок" свидетельствует, что исчезнувшая империя продолжает жить в русском слове.
Предлагаем вниманию читателей отрывок из опубликованной на Meduza.io замечательной рецензии Галины Юзефович на этот роман:
"После смерти мужа-таджика русская учительница Вера и двое ее детей - 16-летние близнецы Андрей и Зарина - отправляются искать пристанище в далекий горный аул Талхак, к таджикской родне. Там им придется вживаться в непривычный, патриархальный и очень скудный быт, где клочок пахотной земли размером чуть больше носового платка - уже немалая ценность, где право пользования пастбищем стоит заметно дороже человеческой жизни, а тонко организованный восточный этикет - закон и мера всех вещей. Однако то, что поначалу кажется суровым испытанием, очень быстро начинает восприниматься как счастливая мирная жизнь: через несколько недель после приезда Веры с детьми в соседнем ауле размещает свою ставку бывший партработник среднего звена, а ныне демонический полевой командир Зухуршо Хушкадамов. Зухуршо предпочитает появляться на людях с огромным удавом на плечах, его метод - террор и насилие, его цель - отнять у крестьян и засеять маком их крошечные земельные наделы, а после пустить через ущелье рукав наркотрафика. Ну, а в довершение всего недавно овдовевший Зухуршо положил глаз на белокурую красавицу Зарину…
"Заххок" полдифоничен: семеро рассказчиков поочередно сменяют друг друга, так что некоторые события мы видим сразу с нескольких ракурсов. Альтер эго автора, российский журналист Олег - уроженец Душанбе и выпускник Восточного факультета Ленинградского университета - приехал в Таджикистан по заданию газеты, но застрял в Талхаке и не может вернуться с собранным материалом в Москву. Бывший советский офицер Даврон - рыцарь без страха и упрека, глубоко в душе баюкающий незаживающую рану - прибыл в Талхак в качестве командира личной армии Зухуршо. Деревенский увалень Карим по прозвищу Тыква мечтает взять в жены все ту же Зарину, а пока служит под командованием Даврона и смиренно надеется на повышение. Эшон Ваххоб - местный суфийский шейх, оплакивает свою загубленную карьеру: из-за смерти старшего брата, которого отец-шейх готовил себе в преемники, Ваххобу, без пяти минут доктору наук, специалисту по философии суфизма, светскому человеку европейского склада, пришлось покинуть налаженную жизнь в столице и занять пост духовного наставника и защитника простодушных горцев. Джоруб - дядя Андрея и Зарины, местный ветеринар, пытается поступать по совести даже в самых невыносимых обстоятельствах, однако оказывается трагически беспомощен перед силами зла, воплощением и предводителем которых служит Зухуршо. Зарина готова на все, лишь бы избежать нежеланного брака, а Андрей мучается от неспособности защитить мать и сестру…
У каждого героя свой безошибочно узнаваемый голос и манера (певуче-фольклорная у Карима, обрывистая у Даврона, эклектичная у эшона Ваххоба, по-девичьи восторженная у Зарины), и поначалу все они выводят собственные, словно бы не связанные друг с другом мелодии. Однако постепенно голоса героев начинают звучать в унисон, где-то к последней трети романа сливаясь в невероятной мощи кантату о вирулентной природе зла. Скверна, принесенная Зухуршо, оказывается куда более могущественной и живучей, чем ее первоначальный носитель: понемногу, одного за другим, она растлевает героев, превращая их в своих вольных или невольных пособников, склоняя ко злу, убивая или сводя с ума. Раз за разом перекидываясь с побежденного на победителя, эта скверна превращает целостный и, в общем, гармоничный мир Талхака в земное воплощение ада, из которого нет и не может быть выхода. Природный горский иммунитет к жестокости и бесчестию, на который надеется наивный Джоруб, не срабатывает, и даже исчезновение источника зла не может остановить или хотя бы замедлить его распространение.
По форме - образцовый постколониальный роман, по сути - универсальное и вневременное повествование, работающее сразу и на сюжетном (чем же все это закончится?), и на философски-метафизическом уровне, "Заххок" Владимира Медведева - определенно одна из главных книг года, да и вообще один из лучших романов, написанных по-русски за последнее время". https://www.polaris.lv/2017/07/vladimir-medvedev-zaxxok/
|