КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 27.10.2017
20:44  Киргизия "восстала" против России, - СП
18:29  Наступление национализма и сепаратизма: где выход? - А.Прошунин
17:57  Казахстан ограничил поставки угля в Кыргызстан. "Никакого официального запрета нет"
17:53  Бишкек. Экс-депутат Райкан Тологонов приговорен к 15 годам лишения свободы с конфискацией
17:46  Ислам и Фитрат. Отчего "загнивают" страны? Ч. 3 - Б.Мусаев
17:19  Парламент Каталонии проголосовал за независимость - 72 "за" при 10 "против"
14:49  Дело "Умед-88": Почему не задержаны руководители ТаджМинфина? - П.Чоршанбиев

14:44  Соль уже не бесплатная: по каким правилам живет независимый Туркменистан? - Л.Гайсина
14:36  Из тупика. К чему привела ссора Астаны и Бишкека, - "DW"
14:18  Казахстанское образование больно и нуждается в срочном реформировании, - "Э-К"
13:54  Ирак - на оси России, - Мустафа Эрдемол
13:37  Как сервер правительства Кыргызстана использовали для попытки влияния на президентские выборы
13:05  КазМИД обвиняет кыргызов в "неправильной информированности" по ситуации с заторами на границе
12:58  Каким образом казахи оказались в составе Монголии (история)
12:54  Энергетическая безопасность и энергетические игры, - П.Искендеров
12:53  Как выглядят имена казахстанских политиков на новой каз-латинице - Baqytjan Sag"yntaev и другие
11:55  Азербайджанский нефте-концерн Socar финансировал Ангелу Меркель. Доказаны 2 мелких транша
11:49  Существует ли свобода слова/цензура в Казахстане? - Д.Ашимбаев
10:48  "При Бердымухамедове улучшений в Туркменистане не будет", - Руслан Мятиев
09:47  В Киргизии совместили празднование Революции с днем восстания против Российской империи, - "КП"
08:49  Узбекистан - Турция: прорыв в отношениях или новое начало? К визиту Мирзиеева в Анкару и Стамбул
08:43  Дуремару нечего делать? Глава Минрелигий Казахстана Ермекбаев и мормоны
08:41  Среднеазиаты в армии России - иностранцы или все-таки соотечественники? - Э.Ханымамедов
08:33  "Стирать" безнаказанно курдов Западу не позволят, - прогноз от BESA
07:54  Начал работу веб-сайт-мемориал Ислама Каримова - islomkarimov.uz
07:25  Эпохальные выборы в Чехии: Олигархизация и кукиш Евросоюзу
00:24  Наступила Эра товарища Си, - А.Ломанов
00:20  Турция переходит в Сирии от деэскалации к оккупации, - В.Мухин
00:19  ЕАЭС – союз равных, более равных и не очень, - Ю.Рокс
00:16  Ближневосточный пасьянс. Кому выгодно выкинуть курдскую карту из колоды? - Эльдар Касаев
00:15  Турция рискует оказаться в изоляции. Чем грозит Эрдогану американское "дело Резы Зарраба"
Четверг, 26.10.2017
23:17  Турецкий банк "Зираат" выкупает 50% пакет акций узбекского UTBank
21:10  В Киргизии объявили праздником день восстания против России
18:49  Узбекистан-Таджикистан: Рост торговли укрепляет связи, - EurasiaNet.org
18:41  Истоки Ближневосточной трагедии. Политический и территориальный аспект, - Ю.Алискеров
17:55  КырПрезидент установил "Дни истории и памяти предков"
14:06  В Узбекистане артистов эстрады массово вывели на сбор хлопка
14:03  Аркадаг, верхом на коне, инспектирует стройки Туркменистана
13:59  В Сибири нашли 900-летнюю мумию. В коконе из медных пластин, ткани, меха и древесной коры
13:54  Таджикистан: местные бюджеты в период кризиса, - В.Касымбекова
13:42  В Казахстане продолжаются масштабные раскопки Чимкентской крепости
13:38  Москвичка вышла замуж за кыргыза. Теперь печет в тандыре лепехи (судьба, однако)
13:16  Работа хорошая, но могут убить, - откровенный разговор с бойцом российской ЧВК в Сирии
13:10  Назарбаев одобрил последний вариант нового казахского алфавита на латинице
10:37  Китайский съезд: калибровка сверхдержавности, - Дмитрий Косырев
10:31  Курдская независимость: разбитые мечты, - А.Веселов
10:26  Конфронтация иранской и израильской программ по Курдистану растет, - Сергей Шакарянц
10:23  В Госдуме посоветовали Собянину, как снизить число мигрантов
10:09  В Шымкенте от реактивной пневмонии умер 28-летний автор песенного хита "Зын-зын" Болат Нуримов
10:04  В Казахстане успешно запущен реактор ИВГ.1М с топливом низкого обогащения
09:38  Запад загоняет близких к Кремлю клептоманов в угол, - В.Катасонов
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Наступление национализма и сепаратизма: где выход? - А.Прошунин
18:29 27.10.2017

О сепаратизме в современном мире

Мир в последнее время активно переживает по поводу двух на первый взгляд региональных событий, двух референдумов о независимости: в Иракском Курдистане и в Каталонии. Оба плебисцита подавляющим большинством голосов приняли решение об отделении от тех государств, в пределах которых до сих пор существовали, и оба не порадовали не только те страны, от которых сепаратисты хотят отделиться, что вполне естественно, но и все другие страны, увидевшие в этих прецедентах угрозу уже для своей территориальной целостности. Опять же вспомним, что это отнюдь не первые ласточки регионального сепаратизма: до этого был шотландский референдум. А еще раньше - Косово, где референдум если и был, то проведенный до такой степени "своеобразно", что вряд ли имеет право именоваться таковым. Теперь к ним добавились референдумы в итальянских (пока еще?) Ломбардии и Венето. Все это означает, что имеют место не просто некие отдельные аномалии, а глобальный процесс, суть и смысл которого необходимо понять. Впрочем, хотя бы начало и исток этого процесса вполне очевидны: это, по выражению президента России,"крупнейшая геополитическая катастрофа XX века", то есть распад СССР. Однако сам этот разворачивающийся парад сепаратизма требует адекватного осмысления и анализа.

Итак, что именно происходит? Идет отделение от классических национальных государств их иноэтнических, иноязычных или обособленных по какому-то другому признаку частей. А что такое классическое национальное государство и откуда оно взялось? И что такое нация, раз уж мы заговорили о национальном? Поскольку рассуждать мы будем диалектически, то есть познавать вещи в развитии, для начала нам придется совершить путешествие в прошлое.

Перенесемся мысленно в Европу времен раннего Средневековья. Никаких наций пока что нет, а есть племенные союзы: франки, саксы, галлы и так далее. Эти союзы, ведомые своими вождями, захватывают определенные территории. Франция, например - это территория, захваченная племенным союзом франков, а Англия - племенным союзом англов, скооперировавшихся для этой цели со своими соседями саксами и ютами. При этом на захваченных территориях проживают какие-то другие племена, с другими языками и культурой. Постепенно начинают формироваться государства, но не по этническому признаку, а по признаку подданства тому или иному феодальному владыке. Какие-то племена, проживая совместно на более-менее устойчивых политически территориях, постепенно ассимилируются. Так возникает французский народ из франков и галлов или английский из саксов, англов, ютов и бриттского субстрата. И, кстати, древнерусская народность формируется из племенных союзов восточных славян примерно так же: помните некрасивую историю с князем Игорем и древлянами? Немаловажен момент легитимации власти феодальных королей и императоров: все они правят отнюдь не волей народа или хотя бы своих вассалов, а исключительно "милостью божьей". Что, кстати, выливается еще и в конфликты между церковной властью и светской. Кстати, формирование народов через ассимиляцию происходит не везде одинаково быстро и равномерно: в Германии и Италии, где вместо сильной центральной власти существует относительно аморфная Священная Римская Империя, эти процессы сильно замедлены.

Но время идет, развитие худо-бедно происходит, и существующему феодальному порядку вещей начинают грозить две опасности: экономическая и идеологическая.

Развивающиеся города подтачивают феодализм экономически. Вспомним, что слово "буржуазия" происходит от французского "буржуа" или немецкого "бюргер" - то есть житель "бурга", города, попросту - горожанин. Феодалы стараются города подчинить, горожане сопротивляются, некоторые города, например, Венеция или Генуя, достигают при этом большого могущества.

Экономическая борьба влечет за собой идеологическую, сообразно духу эпохи проявляющуюся в религиозной форме: начинается Реформация. "Отец социологии" Макс Вебер утверждал, что капитализм родился из духа протестантской этики, но возникает вопрос - что все же первично, и не родилась ли сама протестантская этика "по заказу" рождающегося капитализма?

Так или иначе, все это заканчивается чередой буржуазных революций, кое-где, как, например, в Нидерландах, сопрягающихся еще и с национально-освободительной, как ее принято называть, борьбой. Не совсем верный в этом случае, на мой взгляд, термин - она не столько национально-освободительная, сколько национально-созидательная, создающая нацию. Да еще и религиозная вдобавок - в этом случае религия выступает как предшественник идеологии.

Но "классический" случай созидания буржуазной нации - это, конечно, Франция. Великая французская революция сокрушила монархию, а вместе с ней ? и легитимность центральной власти для иноязычных и инокультурных частей страны, например Бретани. Результат - во многом парадоксальное Вандейское восстание, восстание крестьян под монархическими знаменами, по сути своей, как мы теперь видим, антибуржуазное. Соответственно, необходимо было срочно придумать иную легитимацию центральной власти, иначе сохранить единство страны не удавалось.

Тогда-то и родилась концепция политической буржуазной нации как совокупности граждан одного государства. И когда мы говорим "родилась", мы имеем в виду "была сконструирована идеологами Просвещения", то есть французскими и английскими философами. Теория народа, а не бога, как источника власти ("общественный договор" Руссо), теория государства, а не монарха, как высшего суверена, и "Левиафан" Гоббса с его войной всех против всех, ограничиваемой этим государством, - таковы основания этой идеологии. А это значит, что нация - любая нация - уже есть в той или иной мере конструкт.

В основе "национального" конструкта всегда лежит тот или иной сконструированный же миф "почему мы не такие, как все прочие". Не такие - читай, лучше. Национальная исключительность и национальное превосходство, как и вытекающая из них враждебность к тем, кто в эту нацию не входит, есть фундаментальные свойства нации как таковой. Не зря Карл Поппер в своей книге "Открытое общество и его враги" постулировал, что так называемое "открытое", то есть буржуазное, общество не может без этих самых врагов существовать, что оно сплачивается исключительно внешней угрозой, реальной или выдуманной.

И конструктом нация является тем больше, чем более форсированными методами приходилось ее создавать. Скажем, немецкая или итальянская нации в силу изложенных выше причин были созданы позже других европейских наций, их конструкторам (в случае немцев мы точно знаем имя этого человека - Отто фон Бисмарк) приходилось действовать быстрее и жестче, а ложащийся в основу национальной идентичности миф был сконструирован грубее и топорнее. В свете этого можем ли мы считать случайным, что именно Италия и Германия стали колыбелью и оплотом фашизма? И - возвращаясь в наше время - могло ли "сверхфорсированное" строительство "украинской нации" на основании грубейшим образом сфальсифицированного мифа, да еще и под патронажем внешних сил, имеющих свои цели, стать чем-то иным, чем прямым построением фашистского государства? Да, получилась не нация, а злой шарж на нее, преувеличенно подчеркивающий все уродства проекта "нация" как такового. Но ведь эти уродства-то в нем есть и были всегда! Нет никакого "неагрессивного" национализма, никакого "толерантного" национализма, никакого "хорошего" национализма. Любой национализм изначально порочен, как и породивший его капитализм.

Теперь перейдем к вопросу о процессе и субъекте. У процесса национального строительства такой субъект есть - национальная буржуазия. Не целиком, конечно, а в лице создаваемой ею правящей элиты и связанной с буржуазией интеллигенции, первыми представителями коей и были, по большому счету, Вольтер, Дидро, Гоббс, Локк и все прочие. К началу XX века, как это гениально описал в своей книге "Империализм как высшая стадия капитализма" Ленин, процесс построения европейских наций был в основном завершен, пребывающий в докапиталистической и, следовательно, донациональной стадии мир между ними был в основном поделен, лежащая в основе национализма агрессия (вспомним Гоббса и войну "всех против всех") неизбежно обратилась друг на друга, подпитывая мотивы чисто экономические. Результат - жуткая бойня Первой мировой войны.

А вот что случилось потом? Мир раскололся. Часть его, а именно Россия, а затем СССР, объявила о реализации принципиально иного проекта, некапиталистического, а значит, и не националистического. "Пролетарский интернационализм" - не пустая блажь, он вытекает из сути коммунистической идеологии, в которой агрессию предполагается не использовать и не поощрять, а постепенно изживать. Потому что человек человеку не волк, а друг, товарищ и брат. Но это "наша" часть мира. В той же, что осталась капиталистической, продолжали происходить некие процессы. И осуществлять их продолжал некий субъект. Большой вопрос - было ли рождение фашизма спонтанным, или к этому приложили руку британская и французская элиты, рассчитывая таким образом "окончательно решить" свои наболевшие проблемы? Или же имело место и то, и другое, то есть они использовали и подстегнули естественное развитие процесса? Последнее кажется наиболее вероятным. Так или иначе, фашизм появился, его агрессивность оказалась неконтролируемой, и он обратился в том числе против своих создателей. С великим трудом и жертвами он был побежден, к сожалению, как мы видим, не окончательно. Да он и не мог быть побежден окончательно, потому что скатывание к нему заложено в самой сути национального государства.

Но вот как раз с национальными государствами после Второй мировой войны дело обстоит не так просто. Во-первых, национальные элиты, или, точнее, некоторая их часть, окончательно объединились в элиту наднациональную, то есть глобальную, а еще точнее, глобалистскую. Тут, конечно, мгновенно вспоминаются теории заговора: "мировое правительство" и все прочее, вплоть до ящеров с Нибиру, ставшие симптомом, скажем так, психического неблагополучия. Но приверженцы данных теорий подтверждают свою неадекватность именно тем, что им якобы точно известен состав этого самого "мирового правительства", поименно, причем несмотря на то, что оно, по их теориям, тайное.

Мы ничего подобного утверждать не будем, да и глобалистская элита - это, к счастью, отнюдь не мировое правительство. Что не означает того, что она не стремится им стать. В чем ей противостоит другая часть элит - национальная. В концептуальном плане все это оформлено противопоставлением мировых проектов модерна и постмодерна, а в политическом проявляется почти во всех имеющих всемирное значение событиях, как глобальных, так и относительно локальных. Скажем, последние президентские выборы в США и противостояние Трампа как ставленника национальной американской элиты и Хиллари Клинтон как ставленницы элиты глобалистской - яркий тому пример. И надо понимать, что постмодерн - "общество спектакля", "общество потребления", "постиндустриальное общество", а теперь вот еще и "информационное общество" - это уже не вполне капитализм. Во всяком случае, в том виде, каким мы его знали до середины XX века.

Таким образом, мы имеем столкновение двух проектов, и, соответственно, двух субъектов, их осуществляющих. В этом ключе надо рассматривать и недавние события в Иракском Курдистане и Каталонии - как боевые действия глобалистской элиты, направленные против национального государства как такового, на его демонтаж и слом. То, что для осуществления своей цели глобалисты используют как раз национализм, только местный, является в какой-то мере парадоксальным и характеризует изощренность мышления этой элиты. Это далеко не первый акт этой войны против национального: сюда же относится и "арабская весна", и демонтаж Югославии с признанием независимости Косово, и даже в какой-то мере активная "помощь" в развале СССР. "В какой-то мере" - потому что как раз СССР не был национальным государством, там была другая модель формирования общей идентичности, альтернативная национальной, о которой мы поговорим чуть позже. Но разваливали его, в том числе, через активизацию местечковых национализмов, так что это вполне можно считать этот процесс еще и отработкой технологии.

Цель тут тоже вполне ясна: во-первых, уничтожение национальных государств уничтожает и национальные элиты, сводя их к элитам местечковым, а следовательно, бессильным против могущества элиты глобальной. Во-вторых, таким миром - состоящим из тысяч и тысяч якобы независимых, а на самом деле, конечно, тысячекратно более зависимых от глобальной элиты регионов, - намного легче управлять. И в неоимперской модели "нового мирового порядка" тоже, но главным образом, конечно, именно в типично постмодернистской модели "управляемого хаоса".

Возникает вопрос: если нация и национальное государство - это такая гадкая штука, да еще и склонная к скатыванию в фашизм, может, и пусть бы они были уничтожены? Здесь вопрос в том, что идет им на смену. Постмодернистская модель мироустройства выглядит примерно так: раздробленный, в значительной мере погрузившийся в архаику и междоусобные конфликты мир с некими "островками" глобалистского благополучия в нем, отгороженными от окружающего их моря дикости и нищеты. Проживающие в этих островках "небожители" полностью зависимы от своих "элитных" господ, которые могут в любой момент выкинуть их "на мороз", в архаику. В этом мире ни у кого, кроме самой глобальной элиты, крайне немногочисленной, нет вообще никаких прав. Это тоже мир фашизма, просто фашизма не национального, а социального, когда за недочеловека считают не "представителя неполноценной расы", а просто того, кто беднее, не обладает властью и не входит в элиту, а также тех, кому выпало "счастье" эту элиту обслуживать.

Кстати, некоторые представители "креативного класса", что российского, что американского, это мировоззрение вполне ярко демонстрируют уже сейчас. Да и мир этот уже строится - сравните, например, центр Казани с ее же окраинами. Или Москву с Костромой. Вот так примерно это и будет выглядеть, только еще в разы контрастнее и с вооруженными кордонами на границе "миров".

Все это может выглядеть чистой фантастикой, скверной антиутопией, но "Обитаемый остров" Стругацких тоже когда-то казался всего лишь фантастикой, и кто тогда мог подумать, что практически все описанное будет реализовано на той же Украине практически "один в один", разве что "вместо "выродков" там "колорады", да обошлись без таинственного излучения, одним телевидением. Кстати, в таких случаях всегда возникает вопрос - авторы гениально предугадали или были в курсе того, что существует и реализуется соответствующий проект? А может быть, не только были в курсе, но и участвовали в реализации, подготавливая к этому общественное сознание? Поди теперь, разберись…

И что же, мы в итоге можем выбирать только между плохим и очень плохим? Нет. Есть еще и третья модель будущего, третий проект: уже не раз помянутый Советский Союз, собственно, и был воплощением этого проекта. Воплощением весьма несовершенным и в силу этого потерпевшим крах, и тем не менее существовавшим 70 лет и выполнившим великую историческую миссию. В этой модели иное представление о человеке и об обществе, поэтому становится возможным и выстраивание идентичности по иному принципу, когда идентичности не исключают друг друга ("Украина - не Россия", "Каталония - не Испания"), а вложены друг в друга по принципу матрешки. В этом случае региональная идентичность лишь дополняет идентичность общую, вносит в нее дополнительные нюансы. Ты мог быть украинцем, татарином или бурятом, но при этом ты всегда в первую очередь был советским человеком - именно по этому принципу строился советский народ, не зря названный новой исторической общностью людей, не только в смысле "вновь возникшей", но и в смысле "по-новому выстроенной". Именно по этому принципу в перспективе должно строиться и все человечество, чтобы исключить конфликты, связанные с реальной или кем-то сконструированной этнической идентичностью, борьба за которую уносит миллионы жизней и угрожает самому существованию человечества.

Однако это - в перспективе, причем, поскольку советский проект пребывает в силу ряда допущенных ошибок в плачевном состоянии, далекой и туманной. Сейчас-то что делать? А сейчас Российская Федерация, так уж исторически сложилось, по факту является лидером сопротивления мира национального миру глобалистическому. Именно это произошло в Сирии: с нашей помощью национальное сирийское государство отстояло себя от поглощения глобалистско-регрессивным ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Именно поэтому национальные правительства Ирана и даже Турции пошли с нами на ситуативный союз. Именно поэтому правые националистические партии в Европе, как это ни странно, гораздо дружелюбнее настроены по отношению к России, чем европейские "левые" (за немногим исключением). Что, естественно, вызвало и продолжает вызывать у глобалистской элиты ярость и ненависть. Поэтому, как бы ни хотелось посочувствовать тем же курдам или каталонцам, надо четко осознавать, что они по большому счету играют на стороне глубоко враждебных нам сил. Точнее, эти силы ими манипулируют, подсовывая обманку якобы улучшения экономического благосостояния после обретения самостоятельности. При этом игра идет "в две руки", ведь в так называемых национальных правительствах что Испании, что Ирака глобалистская элита тоже обладает немалым влиянием. Да и в РФ, если разобраться… Поэтому и с их стороны предпринимаются шаги, не способствующие урегулированию ситуации, а лишь усугубляющие ее.

И, в конце концов, нам самим, живя в стеклянном доме, не стоит кидаться камнями. Потому что попытки расколоть по этническому (а кое-где - по псевдоэтническому, создавая новые "нации" вроде "поморов", "ингермандланцев", "казаков" или "сибиряков") принципу уже Россию предпринимались, предпринимаются и будут предприниматься. И им необходимо противостоять не только ситуационно, на тактическом уровне, но и на стратегическом, четко понимая, какое место в глобальном процессе они занимают и кто за ними стоит. И играть не только в обороне, что всегда проигрышно, но и в нападении, способствуя интеграции на постсоветском и не только пространстве, выводя те или иные осколки СССР из-под влияния как глобалистских элит, так и элит псевдонациональных, ими созданных и находящихся под их полным контролем.

Но самое главное - не думать, что возможен какой-либо компромисс с глобалистскими элитами: уж если они с таким азартом и ожесточением травят "своего", но посмевшего выступить с национальных позиций Трампа, то с "какими-то" русскими они договариваться не будут тем более. Да и нет места России в их проекте мироустройства, так что это экзистенциальный конфликт - мы или они. Третьего не дано. А уж потом, отстояв национальный мир, в качестве его лидера можно будет подумать, что же делать с ним дальше и во что преобразовать, чтобы избавиться от того изначально скверного или изжившего себя к настоящему моменту, что в нем заложено.

Александр Прошунин

Источник - REGNUM
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1509118140


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх