КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 28.10.2017
22:20  Срок ультиматума истек, в центре Киева начинаются сборы "военного лагеря 3-го Майдана"
21:29  Захоронивший мумию по законам шариата киргизский министр Тугелбай Казаков лишился работы
20:13  "Ислам - это религиозный расизм". Лидером чешским националистов стал... этнический японец Окамура
19:11  Трамп рассекретил документы об убийстве Кеннеди, но кое-что пока придержал
18:41  Южная Осетия и Абхазия готовы признать независимость Каталонии
17:55  Собчак: "Россия - страна генетического отребья". А судьи кто? - М.Захидов
17:15  Зачем Киргизии "день резни", а Казахстану - латиница, - Е.Холмогоров

14:47  Сына президента Туркменистана наградили медалью имени деда
14:36  Испанские власти назначили Сантамарию главой оккупационного режима Каталонии
13:33  Собачки, Собчак и расстановка кадров в РФ, - Т.Воеводина
13:27  Зачем Назарбаев переводит казахский язык на латиницу, - А.Нечаев
13:21  В Барселоне штурмуют радио-центр, на улицах массовые драки
10:17  В Москве ставят балет "Поэма двух сердец" по либретто экс-1-го секретаря УзбКомпартии Шарафа Рашидова
10:04  В запасниках таджикских музеев пылятся картины великих русских художников. Почему не забрать их за долги?
09:59  Выборы КырСпикера: блицкриг с акселерацией, - Н.Айып
09:56  Украина. Равнение на Сомали, - Андрей Бабицкий
09:49  Атамбаев обиделся на "непатриотов" и хочет вывести Киргизию из ЕАЭС (очередная скандал-речь)
09:43  Движение за независимость Каталонии – не только испанская проблема, - Guardian
08:10  Узбекистан и Таджикистан пытаются договориться о совместной книго-торговле
00:49  Доложили расстановку: как Си Цзиньпин превратил политбюро в свой двор, - А.Габуев
00:23  Перевал Дятлова. Что знали о тайне Л.Брежнев и Е.Фурцева
00:07  Ахмад Дониш: штрихи к портрету "первого джадида" Центральной Азии, - Акбар Турсон
00:02  Судьбы Революции: как белый генерал Беляев стал вождем парагвайских индейцев
Пятница, 27.10.2017
20:44  Киргизия "восстала" против России, - СП
18:29  Наступление национализма и сепаратизма: где выход? - А.Прошунин
17:57  Казахстан ограничил поставки угля в Кыргызстан. "Никакого официального запрета нет"
17:53  Бишкек. Экс-депутат Райкан Тологонов приговорен к 15 годам лишения свободы с конфискацией
17:46  Ислам и Фитрат. Отчего "загнивают" страны? Ч. 3 - Б.Мусаев
17:19  Парламент Каталонии проголосовал за независимость - 72 "за" при 10 "против"
14:49  Дело "Умед-88": Почему не задержаны руководители ТаджМинфина? - П.Чоршанбиев
14:44  Соль уже не бесплатная: по каким правилам живет независимый Туркменистан? - Л.Гайсина
14:36  Из тупика. К чему привела ссора Астаны и Бишкека, - "DW"
14:18  Казахстанское образование больно и нуждается в срочном реформировании, - "Э-К"
13:54  Ирак - на оси России, - Мустафа Эрдемол
13:37  Как сервер правительства Кыргызстана использовали для попытки влияния на президентские выборы
13:05  КазМИД обвиняет кыргызов в "неправильной информированности" по ситуации с заторами на границе
12:58  Каким образом казахи оказались в составе Монголии (история)
12:54  Энергетическая безопасность и энергетические игры, - П.Искендеров
12:53  Как выглядят имена казахстанских политиков на новой каз-латинице - Baqytjan Sag"yntaev и другие
11:55  Азербайджанский нефте-концерн Socar финансировал Ангелу Меркель. Доказаны 2 мелких транша
11:49  Существует ли свобода слова/цензура в Казахстане? - Д.Ашимбаев
10:48  "При Бердымухамедове улучшений в Туркменистане не будет", - Руслан Мятиев
09:47  В Киргизии совместили празднование Революции с днем восстания против Российской империи, - "КП"
08:49  Узбекистан - Турция: прорыв в отношениях или новое начало? К визиту Мирзиеева в Анкару и Стамбул
08:43  Дуремару нечего делать? Глава Минрелигий Казахстана Ермекбаев и мормоны
08:41  Среднеазиаты в армии России - иностранцы или все-таки соотечественники? - Э.Ханымамедов
08:33  "Стирать" безнаказанно курдов Западу не позволят, - прогноз от BESA
07:54  Начал работу веб-сайт-мемориал Ислама Каримова - islomkarimov.uz
07:25  Эпохальные выборы в Чехии: Олигархизация и кукиш Евросоюзу
00:24  Наступила Эра товарища Си, - А.Ломанов
00:20  Турция переходит в Сирии от деэскалации к оккупации, - В.Мухин
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
В запасниках таджикских музеев пылятся картины великих русских художников. Почему не забрать их за долги?
10:04 28.10.2017

Крамского, Левитана, Айвазовского в Душанбе никто не видел, а они есть

Какие шедевры хранятся в Национальном музее и почему их нам не показывают?

В Национальном музее Таджикистана хранятся картины художников известных всему миру
Фото: фото предоставлены Национальным музеем Таджикистана

В фонде Национального музея Таджикистана хранятся работы великих русских и западноевропейских художников, но их картины душанбинцы и гости столицы давно не видели.

Корреспондент "АП" первым из журналистов попал в хранилище нашего музея и увидел некоторые картины мировых знаменитостей своими глазами. Однако вопросы все равно остались.

О том, что в Душанбе хранятся работы величайших русских и западноевропейских художников, жители столицы уже толком не помнят. Они давно сняты с постоянной экспозиции, в которой находились в советские времена и в 90-е годы. Сначала картины были в историко-краеведческом музее им. Бехзода, в 1999 году он получил статус "национального", и, вероятно, тогда картины и убрали из постоянной экспозиции. В 2000 году "АП" впервые подняла вопрос о том, почему в Душанбе больше не выставляются картины знаменитых художников, и тогда руководство музея обвинило журналистов в дилетантстве, указав, что ни один музей в мире не выставляет все свои экспонаты сразу.

К этой теме мы вернулись спустя 11 лет, музей еще был в старом здании, и его руководство сказало, что картины будут выставлены, когда построят новое. Картины не выставили, и в 2014 году мы снова о них вспомнили, тем более что в 2013-м музей разместился в новом здании с экспозиционной площадью в 15 тысяч квадратных метров. Но журналистам "АП" сказали, что места все равно для этих работ нет и в залах, посвященных живописи, выставлены картины советских и современных таджикских художников.

Эти работы до сих пор представлены на третьем этаже Национального музея. Полотна с изображениями хлопкоробов, ткачих, доярок, новых колхозов датированы 30-ми, 70-80-ми годами прошлого века. Большая часть экспозиции отдана под советский реализм, впрочем есть работы современных художников; есть резьба по дереву, есть орнаментальная роспись "кундаль". Но ничего старше 30-х годов XX столетия и созданного за пределами нашей страны в зале живописи нет. А ведь могло быть.

Какие картины прячут в фонде?

В историческом очерке "Сталинабад - столица Таджикской ССР", выпущенном в 1959 году издательством "Таджикгосиздат" на 292-й странице перечислены фамилии художников с мировыми именами, чьи работы были переданы в столицу нашей республики из Москвы и Ленинграда. Итак, среди подарков там значатся работы Ивана Крамского - художника, который писал портреты русских царей, Льва Толстого, Боткина, чья картина "Неизвестная" считается мировым шедевром. Его ученика – Ильи Репина, чьи работы - "Бурлаки на Волге" или "Иван Грозный и его сын" - знают даже дети; Ивана Айвазовского, талант которого так страстно восхищал Петра Третьякова. А еще работы Сурикова, Левитана, Поленова, Васнецова, Маковского, Серова и Шишкина.

Все эти работы, а также картины тоже достаточно знаменитых советских художников, например Герасимова и Грабаря, были переданы нам в 1947 году.

Кроме того, в нашем музее, судя по сообщениям местных СМИ, есть и работы западноевропейских мастеров: картины Рафаэля Санти, Солье, Вильгельма Амберга, Джованни Беллини, Гюстава Курбе.

Администрация музея утверждает, что иногда эти картины все-таки выходят в свет, но только на временных выставках. Из постоянной экспозиции их убрали и возвращать, судя по всему, не планируют.

Русских художников показывали в 2012 году, западноевропейских – в 2014-м

Директор Национального музея Абдували Шарифзода о том, что в нашем фонде хранятся работы художников, знаменитых на весь мир, рассказывает не без удовольствия. Говорит, что картины в полном порядке, потому что здание музея оборудовано по последнему слову техники, а вот в старом их хранение вызывало опасения. Но о том, чтобы перевести их пусть даже из самого современного хранилища в выставочные залы, речи нет.

2. В хранилище, как в кино – идеальная чистота, нужная температура воздуха: +19 градусов - и подходящая влажность.

- Ни один музей в мире не имеет возможности выставлять сразу все свои экспонаты в экспозиции, - объясняет он. - Потому что музейные коллекции значительно больше, чем их экспозиционная площадь. Каждый музей имеет свой научно-тематический план. Национальный музей Таджикистана в первую очередь должен показывать историю таджикского народа с древнейшего периода и до наших дней.

По его словам, в выставочных залах изобразительного искусства сейчас размещаются работы основателей современной таджикской живописи, которые писали свои картины в советский период. Это постоянная экспозиция.

- Но мы проводим различные временные выставки – тематические и персональные. Например, каждый год к 8 Марта создаем экспозицию "Изображение женщины в произведениях таджикских художников", организовываем персональные выставки местных современных мастеров, - рассказывает Шарифзода. - Кроме того, мы периодически выставляем картины западноевропейских и русских художников, о которых вы говорите. В 2014 году была организована временная выставка, посвященная европейской неделе в Таджикистане, тогда мы показали европейскую коллекцию нашего музея, было выставлено 58 произведений. В 2012-м выставляли русских художников.

Директор музея утверждает, что, несмотря на то что картины мировых знаменитостей годами держат в фонде, за их состоянием следят реставраторы.

- Конечно, реставраторов в республике не хватает, в советские времена очень мало готовили людей этой профессии, но у нас остались высококлассные специалисты, которые проходили стажировки в Москве и Ленинграде; сейчас они готовят молодые кадры, - говорит Шарифзода. – Они тщательно следят за картинами, которые есть в нашем музее, как в выставочных залах, так и в хранилище. Когда требуется, проводят реставрацию. Так что картины в полном порядке.

В хранилище

"Полный порядок" нам показали. По словам Шарифзода, мы стали первыми журналистами, которые попали в хранилище нашего Национального музея. Оно находится в подвальном отсеке здания, и вход туда доступен только некоторым сотрудникам музея. Здесь все как в кино – идеальная чистота, нужная температура воздуха: +19 градусов - и подходящая влажность. На новых стеллажах хранятся музейные экспонаты; вот зал керамики, вот – скульптуры, а в зале по центру - картины.

Снимать в хранилище нельзя. Нас ведут к стеллажу, где хранятся работы великих русских художников. Судя по табличкам на картинах, это работа Ивана Крамского "Портрет Громова", вот две работы Валентина Серова – "Деревенская улица" и "Натурщик", Василий Верещагин и портрет его кисти "Таджик", знаменитый русский пейзажист Иван Шишкин – картины "Сосны" и "Пейзаж со стадом", Василий Суриков - "Вид из окна", Исаак Левитан – "Альпийские горы", Иван Айвазовский – "Морской пейзаж", картина 1899 года, и многие другие.

- В музейной книге поступлений все картины, которые были переданы в нашу столицу из Москвы и Ленинграда, перечислены, - говорит Шарифзода. - Абдумаджид Хошмухаммедов (один из основателей музея изобразительных искусств им. К. Бехзода. – Ред.) старался обогатить коллекцию и выстраивал очень хорошие отношения со своими коллегами из Москвы и Ленинграда, в его времена в Душанбе попало много картин, например, из Третьяковского галереи. Кроме того, часто производились обмены: мы отправляли в центральные музеи СССР свои этнографические экспонаты, а взамен получали работы знаменитых, мировых мастеров.

- Подлинность этих работ ни у кого не вызывает сомнений?

- На каждую картину у нас есть соответствующий документ. В нашем фонде, конечно, есть работы, о подлинности которых спорят искусствоведы. Например, у нас есть картина неизвестного автора, которая датирована 16-м веком, но профессиональной оценкой этой работы еще никто не занимался. Но это не означает, что наши научные сотрудники вообще не изучают картины, которые хранятся в национальной фонде. Мы сотрудничаем с коллегами из музеев Москвы и Санкт-Петербурга, иногда они просят у нас информацию об имеющихся картинах, которую мы предоставляем. Мы стараемся проводить экспертизы и в будущем планируем выпустить каталоги по всем направлениям нашей экспозиции.

​​​​​​​Душанбе в списках не значится

Похоже, такие каталоги, особенно в цифровом формате, нашему музею очень нужны. А еще нужны тщательные экспертизы картин знаменитых художников, которые у нас есть. Дело в том, что в интернете совершенно нет информации об этих работах, соответственно нет их изображений; Душанбе не значится ни в одном списке собраний картин выдающихся художников, тогда как все наши ближайшие соседи в них есть.

Например, открываем официальный сайт, посвященный творчеству Исаака Левитана. Здесь собрана максимальная информация о художнике, перечислены все его картины, рисунки и эскизы. У Левитана действительно есть серия работ, посвященных альпийским горам: картины "В Альпах весной" (частное собрание, Киев), "Альпы. Снега" (Екатеринбургский музей изобразительных искусств), "Альпы" (Нижегородский государственный художественный музей); но полотна "Альпийские горы", которое вроде хранится в нашем музее, в этом списке нет.

Более того, здесь же перечислены и музеи, в которых представлены картины Левитана, и среди них отмечены Государственный музей искусств Узбекистана в Ташкенте, Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана в Бишкеке, Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан в Алматы; Душанбе в этом списке нет.

Теперь Иван Айвазовский. В 2006 году мы писали о том, что картина этого художника, которая хранится в нашем музее, будет отреставрирована специалистами из НПО "Реставраторы без границ". Но тогда мы называли эту картину (а значит, так говорили нам источники информации) "На море. 1899 год". Теперь к картине прикреплена карточка с другим названием – "Морской пейзаж. 1899 год".

На официальном сайте Айвазовского отмечается, что его картина "Морской пейзаж" - только 1870 года - экспонируется в Национальной галерее Армении в Ереване. Есть рисунок под названием "Морской пейзаж" (1850-е), и он находится в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге; картина с похожим названием - "Морской пейзаж в Крыму", 1866 года, и она в Бишкеке; есть "Морской пейзаж. Коктебель" (1853) - эта работа выставлена в Феодосии.

Картина под названием "На море" тоже нигде не значится; есть "Закат на море. 1899 год" - она в Литературном музее Москвы.

Почти такая же история и с Иваном Крамским: в каталоге его произведений есть "Портрет Громовой" (1863), хранится в Третьяковской галерее, у нас – "Портрет Громова", о котором нет информации. То же самое и с картинами других художников.

Об этих нестыковках и отсутствии информации о коллекции мы спросили у Шарифзода.

- Ну, во-первых, интернет – это не та площадка, которой стоит доверять. А во-вторых, значит, исследователи творчества этих художников плохо работали, - сказал он.

"Это национальное достояние народа, и его нельзя прятать"

Знаменитый таджикский искусствовед Лариса Додхудоева картины знаменитых русских и западноевропейских художников, которые были выставлены еще в старом здании музея, хорошо помнит. И объясняет, что отсутствие информации об этих работах в интернете, возможно, объясняется тем, что мы сами не предоставляем ее исследователям творчества художников.

- Эти картины – наше национальное достояние, и где их еще выставлять, как не в Национальном музее? - говорит она. – В Британском национальном музее в постоянной экспозиции находятся экспонаты из Амударьинского клада, в Национальной библиотеке Парижа выставлены рукописи из Бухары; почему бы нам не показать, какими сокровищами мы обладаем? Если для этих картин нет места в Национальном музее, пусть передадут их в другие музеи страны. Но показывать их нужно.

Другой наш источник, который попросил не называть его имя, отметил, что вокруг картин великих мастеров, которые хранятся в нашем фонде, уже не первый год ходят "нехорошие" слухи и в СМИ, и в кругах художников и, чтобы их развеять, проще всего их показать.

- Этими картинами должны заниматься местные научные сотрудники: писать о них статьи, публиковать в международных изданиях. Возможно, они и пишут, но, видимо, до зарубежных научных кругов их работы не доходят, - говорит он. – Поэтому Душанбе и нет в списках городов, в которых хранятся мировые шедевры. Сюда не приезжают исследователи творчества этих мастеров, никто не пытается удостовериться в их подлинности.

Картины выдающихся мастеров помнит и таджикский историк Гафур Шерматов. По его словам, в последний раз он видел их в постоянной экспозиции в конце 90-х.

- Я помню эти работы еще со школьных времен, потом, когда занимался историческими исследованиями, выяснил, что часть картин русских художников была передана нам в 1947 году в соответствии со специальным решением правительства СССР, - рассказывает он. - Я считаю, что русский народ, который присутствует в нашей стране со дня основания Таджикской ССР, уже является частью нашей национальной культуры. И, соответственно, работы великих русских мастеров отчасти и наша история и, точно, наше национальное достояние.

Кроме того, Шерматов отмечает, что с помощью постоянной экспозиции работ таких выдающихся мастеров Таджикистан мог бы позиционировать себя для туристов не только как республика с красивой природой, но и как государство, которое обладает коллекцией мировых шедевров.

Ведь обладает же?

27 октября 17
Лилия ГАЙСИНА, Asia-Plus

Источник - news.tj
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1509174240


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Депутаты заслушали отчет Высшей аудиторской палаты о субсидировании сельского хозяйства
- В AMANAT предложили завершить исследование по единому часовому поясу к марту 2025 года
- Олжас Бектенов провел заседание Совета директоров Kazakh Invest
- Олжас Бектенов обсудил с послом Китая в Казахстане Чжаном Сяо итоги совместной работы по наращиванию товарооборота
- Смена часового пояса как "десталинизация"
- В Астане прошло заседание Совета по молодежной политике при Президенте РК
- Выступление председателя ВАП РК на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК
- Бизнес и сельское хозяйство: как крупный консорциум поддерживает аграриев в Западно-Казахстанской области
- В Астане определены победители конкурса грантов "Тәуелсіздік ұрпақтары" и молодежной премии "Дарын"
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх