КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 02.11.2017
20:44  Нью-йоркские узбеки объясняют радикализацию Саипова недостаточной интеграцией
20:39  Вооруженная дружба: как Россия и Китай торгуют оружием
20:37  Китайская Beijing построит в Узбекистане за $160 млн цементный завод для россиян
20:24  КырПарламент принял закон. Секс с несовершеннолетними считается изнасилованием
20:22  Страх Назарбаева, или Колосс на глиняных ногах, - Ильяс Кангельды
19:53  Москва и Кабул: бизнес на фоне напряженности, - И.Субботин
19:14  Почему юань до сих пор не стал конвертируемым, - Юй Юндин

19:10  Глобализация террора: как с ней бороться? - А.Малашенко
18:40  Полковник Ташходжаев: празднование Хэллоуина убивает узбекскую культуру
18:39  В Казахстане начала выходить первая газета на латинице - "Аркалык хабары"
18:27  Сколько надо дать "в лапу", чтобы поступить в Нукусский пединститут (голос с мест)
16:20  Железная дорога Баку - Тбилиси - Карс как одна из веток антироссийской политической программы, - И.Шабанов
15:02  Приключения электроников. В Шымкенте открылась школа робототехники
14:49  Сражался с секретаршами. Майкла Фэллона уволили из министров обороны Британии за секс-домогательства
09:58  Тень санкций над Тенгизом: 12 млн тонн Казнефти могут не попасть на рынок, - О.Червинский
09:05  MegaFon Алишера Усманова подписал соглашение с узбекским оператором Uzmobile
09:00  Имамы Узбекистана просят президента разрешить читать азан через громкоговорители
08:55  Переход на Казлатиницу: цена вопроса, - В.Борейко
08:45  Бангладеш хочет заработать на беженцах - рохинджа, - Владимир Скосырев
08:43  Киргизия идет по пути Польши и Молдавии. Атамбаев сдает пост президента, но из политики не уходит, - В.Панфилова
08:30  "Мусульманский папа" на русском троне - "Казанская шапка" Ивана Грозного (история)
08:28  Астане и Бишкеку надо выйти из "клинча", - А.Дубнов
08:25  Буквы имени Назарбаева. Против нового каз-латин-алфавита - почти все, - НовГазета
08:22  Международное право и двойные стандарты. Каталония должна остаться в Испании? - А.Спрудс
06:47  Между Москвой и Тегераном сокращается дистанция, - И.Субботин
05:39  Украина: лечение бесполезно, - "2000"
04:52  Сектанты-иеговисты из Казахстана раздают в Москве запрещенную литературу
02:50  Uber не угадал в "везучем и счастливом" узбеке радикала
01:15  Цели Путина в Курдистане. Государство новое, а головная боль старая? - Donya-e Eqtesad
01:09  Теракт в Нью-Йорке акцентирует, что Центральная Азия - все более мощный источник терроризма, - Wall Street Journal
00:47  Предчувствие. В России что-то сгущается..., - А.Халдей
00:36  Товарищ Си и эпоха фу син. XIX съезд КПК как начало новой эры в истории Китая, - Юрий Тавровский
00:12  Опубликован личный дневник Усамы бен Ладена
00:10  Сайфулло Саипов. От водителя грузовика и таксиста Uber до подозреваемого в терроризме, - New York Times
00:01  Китай должен преодолеть угрозу внутренней дестабилизации, - С.Небренчин
Среда, 01.11.2017
20:14  Мусульмане ожидают появления халяльной криптовалюты в течение ближайших двух лет
20:08  В Караганде на 7 лет осужден джихадист-пропагандист... Одинцов
19:42  Операция "Латиница". Как принималось решение о переходе на латиницу в постсоветских странах, - М.Бочарова
19:02  Турция откроет в Узбекистане два исследовательских института по вопросам религии
17:55  Как могла бы сложиться жизнь казахов, не случись Октябрьской революции? - Ж.Байхожа
16:30  Украинских школьниц учат, как правильно заниматься проституцией (фото)
16:05  Главный дестабилизатор ЦА - борьба за ресурсы, - Назиф Шахрани
15:00  "Любил Америку". Кто такой Сайфулло Саипов, который напал на людей в Нью-Йорке
14:59  Президенты Таджикистана и Туркменистана встретятся "тет-а-тет"
14:56  Таджикистан может лишиться кредита ЕФСР из-за задолженности перед ЕАБР
14:49  Из Казахстана ушел скандальный инвестор - американская AES Corporation
14:41  Кыргызстан на пороге сепаратизма - заявление партии "Чон Казат"
14:34  Гражданка Казахстана Диана Эспозито отказалась от политической карьеры в Италии из-за патриотизма к своей родине
14:28  Синдзо Абэ умудрился за несколько часов сколотить новое правительство для Японии
13:28  У уже осужденного лидера кыр-оппозиц-партии "Ата Мекен" Текебаева аннулировали депутатский мандат
12:07  "Все толкаются и огрызаются", - японские впечатления
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
"Мусульманский папа" на русском троне - "Казанская шапка" Ивана Грозного (история)
08:30 02.11.2017

Одна из царских регалий-корон, принадлежавшая Ивану IV Грозному "Шапка Казанская", символизировала его статус монарха Казанского ханства, но также и владельца чингизидского престола. Этот статус узаконил новый для Великого князя Московского титул "царь", который на Руси XIII-XV вв. принадлежал только чингизидам

Одна из царских регалий-корон, принадлежавшая Ивану IV Грозному "Шапка Казанская", символизировала его статус монарха Казанского ханства, но также и владельца чингизидского престола. Этот статус узаконил новый для Великого князя Московского титул "царь", который на Руси XIII-XV вв. принадлежал только чингизидам. Похожая шапка ранее была заказана турецким султаном венецианскому мастеру, и символизировала претензии Сулеймана и последующих султанов, владевших Румом, еще и на италийский Рим, и на Священную Римскую Империю. Надевалась она на приемах имперских послов. Сулейман был кумиром молодого Ивана IV, проводившего реформы в подражание Сулеймановым. Скорее всего, он заказал итальянцам гравированный портрет султана, и захватив Казанское ханство, заказал корону, как у властителя исламского мира.

"Шапку Казанскую" даже поспешили объявить короной последнего казанского хана Ядигера. Эта гипотеза стала крайне популярной, особенно в кругах околонаучной общественности Татарстана. Откуда же взялась эта "корона", рассказывается в статье историка и искусствоведа Михаила Горелика, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН ("Шапка Казанская" Ивана IV Грозного из Оружейной палаты", журнал Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, №2, 2014).

"Официальное предание", связанное еще с описями Оружейной палаты XVIII-ХIХ веков, гласит: "Шапка Казанская, устроенная в Москве в 1553 году царем Иоанном Грозным для племянника последнего казанского царя Едигера, царевича Саин-Булата, крестившегося в 1553 году под именем Симеона. Замечательна, как редчайший образец московской ювелирной работы второй половины XVI века".

"Старое предание" немногим достовернее "новой версии" хотя бы потому, что Саин-Булата крестили в Симеона не в 1553 году, а двадцатью годами позже, и к тому времени он был уже не только Касимовским ханом-царем и племянником Едигера, но и племянником самого царя Ивана, так как был сыном Алтынчач Темрюковны, старшей сестры Гошаней-Марии Темрюковны, второй жены Ивана Васильевича. Именно поэтому он - племянник Московского царя, природный царь-чингизид, православный - и был посажен, с полным правом, на Московский трон.

"Сахарная" корона папы

На самом деле ситуация с Казанской короной гораздо сложнее и намного интереснее, чем в "предании" и в "версии". Она обладает одной крайне специфической особенностью. Эта корона - ярусная, в три яруса зубцов. Подобного нет ни на одном из увенчаний царственных голов Старого Света за все времена, за одним исключением: тиара католического первосвященника - папы римского - имеет вид сахарной головы с ярусами зубцов, то есть с несколькими нанизанными на "сахарную голову" коронами.
Причем еще в XIII веке это была "сахарная голова" с зубчатым венцом над околышем, а ярусность папская тиара приобрела только к исходу XIII века, при папе Бонифации VIII. Но какое отношение имеет папская тиара к короне православного царя? Ведь эта корона символизировала его владычество над мусульманским ханством, что, в свою очередь, легитимизировало его титул царя, каковым Иван IV провозгласил себя не совсем законно. А вот то, что он занял трон ханов-чингизидов, трон природных, по русской традиции, царей, трон Казанского царства, придавало его титулу, новому для Руси, легитимность не только перед окружающим миром, но прежде всего - у себя, на Руси.

Шапка Мономаха

Рассмотрим форму и конструкцию Казанской короны. Она, очевидно, восходит к регалии князей Великого княжества Московского - так называемой "шапке Мономаха". Последняя является произведением золотоордынских мастеров конца XIII - первой половины XIV века. В настоящее время от оригинала сохранилась только сканая тулья, в которой утерянные жемчужные и коралловые (?) вставки заменены много позже, в Москве, вставками драгоценных цветных камней. Также позже в Москве было заменено навершие. Регалия изначально имела зубчатый венец, который описан Герберштейном еще на Василии III и который показан на одном из европейских гравированных портретов Ивана IV. Такие венцы имелись у всех увенчаний мусульманских владык Среднего и Ближнего Востока и Средней Азии с XIV по XVII век.

Так что возведение ее к этнографической татарской девичьей тюбетейке "такья", как это подчас делают в Казани, совершенно неправомерно. Особенно это относится к предположению, что золотая такья могла принадлежать золотоордынской принцессе Кончаке, сестре хана Узбека, выданной замуж за московского князя Юрия. Но замужняя знатная монголка носила специальный головной убор "богтаг" (бугтаг, бохтог, бокка) и никогда - свой девичий головной убор (девичью одежду хранили и наряжали в нее владелицу после ее смерти, так что она оказывалась в гробу, а не в сундуке). Тем более что есть достаточно веские основания полагать, что Московская корона (золотоордынский венец) являлась даром хана Узбека московскому князю Ивану Калите за его верную службу "золотому престолу", ярче всего выразившейся в подавлении антиордынского восстания в Твери. И уж конечно, верного вассала - за выдающиеся заслуги - не могли наградить женским головным убором, пусть и драгоценным, тем более что у монголов обряжение в элементы женского костюма было позорнейшим наказанием.

Из Венеции - к султану

Ответ на вопрос, каким же образом папская тиара совместилась с ханской короной, неожиданно оказался в памятнике искусства Венеции-гравированном в 1532 году портрете османского султана Сулеймана Кануни (Великолепного). Портрет неизвестного художника представляет собой плечевое изображение султана в профиль. Персонаж определяем не только по узнаваемым чертам лица, но и по крупной надписи на извивающейся ленте - Suliman Otoman rex turcx. В 1535 году была выпущена зеркальная копия этой гравюры, выполненная художником Агостино Венециано, отличающаяся от оригинала лишь в деталях.

На обеих гравюрах тело султана облачено в два турецких кафтана - нижний из узорной, верхний из гладкой ткани. На голове же у султана - весьма странное сооружение в виде типично венецианской разновидности популярного в Западной Европе (особенно в Италии) конца XV - XVI века шлема барбют. В Венеции местная разновидность этого типа шлема - barbuta alla veneziana - употреблялась не только как чисто боевой доспех: именно его предпочитали надевать в качестве парадного, так как он был легок и оставлял открытым лицо, и поэтому его часто украшали самым роскошным и причудливым образом.

Беспрецедентным украшением венецианского барбюта на гравированных в Венеции султанских портретах и была "надетая" на него папская тиара о четырех ярусах. Все сооружение, сплошь покрытое узорной ренессансной чеканкой, вставками драгоценных камней, увенчаниями каждого зубца венцов крупными жемчужинами производит впечатление фантастичности. Но на самом деле перед нами вполне реальный предмет. Отделанный камнями и жемчугами золотой шлем был изготовлен в 1532 г. (так что первая гравюра создана вскоре после изготовления шлема и передает предмет с достаточной точностью) в Венеции мастером Луиджи Каорлини, за что ему из турецкой казны была выплачена огромная сумма - 100.000 дукатов, а произвел оплату и привез шлем-корону в Стамбул великий везир Ибрагим-паша; султан Сулейман надевал шлем-корону лишь во время приема австрийского посольства.

Как же возникла подобная странная форма, идеологическая химера? Полагаю, что эта инсигния была заказана султаном специально для встреч с представителями католического мира (православный к тому времени был, за исключением Московии и части Речи Посполитой, под пятой османов, и перед ним уже не имело смысла дополнительно величаться), дабы показать ему, что правитель Великой Порты есть не только падишах, султан и хан, то есть светский владыка, воин - хункар (кровопроливец), но и халиф, то есть повелитель всех правоверных, духовный владыка всех мусульман (кстати, именно по этим причинам исключена какая-либо связь похожей на шлем-венец Султана Сулеймана и "Казанской шапки" с ханами Казани, т.к. последние отнюдь не претендовали на сан халифа, да и воздействие на католический мир не было для них сколько-нибудь актуальным).

Чтобы это было ясно католикам, на европейский шлем была водружена папская тиара, а чтобы подчеркнуть превосходство ислама - на увенчании халифа было сделано на один ярус зубцов больше, чем на папской тиаре. Но функция и символика короны-шлема-тиары была еще более откровенной: Сулейман, будучи владыкой Рума - бывшей Византии, считал своим законным правом быть владыкой и первого Рима. А поскольку самим Римом и областью правил папа, то папская тиара на короне-шлеме символизировала претензию на Вечный Город.

В то же время султан претендовал на власть над другим "Румом" - Священной Римской империей германской нации, на троне которой сидели австрийско-испанские Габсбурги и столицей которой была Вена. Именно эта коллизия, эта претензия приводила турецкие войска под Вену. И на гравюре голландского художника Иоганна Компайера 1684 года уже султан Мехмед IV на торжественном конном портрете осаждает Вену в 1683 году все в той же короне-тиаре-шлеме монарха великого единого Рума, которой исполнилось 150 лет.

Иван Грозный - подражатель Сулейману

Но каким образом столь беспрецедентное воплощение сложной и очень конкретно направленной османской идеологемы оказалось реализовано при православном Московской дворе, да еще в связи с Казанским взятием? Иван IV в юные годы, в период его работы с близким кругом советников, увлекался административным и военным устройством Османской империи, многие из принципов и форм которого он воплотил в жизнь. Разумеется, Сулейман Кануни (Законодатель) - Великолепный, великий завоеватель и устроитель империи, воплощение ее апогея, должен был производить на молодого царя Московии особенно яркое впечатление. Можно предположить, что он заказал достать портрет своего кумира "во всей славе его", каковым являлась доступная и транспортабельная гравюра 1532 года или ее копия 1535 года, которая и могла быть легко приобретена и доставлена в Москву итальянскими, даже специально венецианскими купцами, дипломатами или мастерами-художниками.

И когда приспело Казанское взятие, итальянский шлем-корона Османского султана-халифа в виде папской тиары как нельзя лучше послужил основой Московской идеологемы, представлявшей православного Московского царя в виде, с одной стороны, хранителя христианской веры, а с другой - владыкой мусульманских подданных. И все это было воплощено в традиционную московскую форму золотоордынской короны.

2 ноября 17

Источник - ttolk.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1509600600


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх