Как размотать бюджет. Есть ли прок от Казпрограммы модернизации сознания "Рухани жангыру", - З.Ержан 13:17 05.11.2017
Культ безличности
Масштабная и созидательная программа модернизации сознания "Рухани жаңғыру" вселяла надежды на то, что теперь станут востребованы отечественные гуманитарии, которые все предыдущие годы независимости в условиях реализации принципа "сначала – экономика" пребывали в забвении. Но, похоже, ничего не изменилось.
Отечественные чиновники уже давно упрочились в мнении о том, что культуру следует рассматривать как сферу, задачи которой соответствуют концепции советских ВДНХ. Складывается впечатление, что она и интересна им главным образом тем, что при "рачительном подходе" может быть использована для развития международного туризма в стране.
Поэтому неудивительно и закономерно то, в каком виде ими был интерпретирован важнейший для отечественной культуры проект "Современная казахстанская культура в глобальном мире".
peoples-friendship-fountain-1630446_960_720.jpg Фонтан Дружбы народов. ВДНХ, Москва
Что необходимо в первую очередь
На днях в рамках реализации программы "Рухани жаңғыру" в Лондоне и Париже прошли концерты, выставки и кинопоказы. Они, безусловно, полезны и необходимы. Но не ошиблись ли отечественные чиновники в определении основного посыла данного проекта?
Не является ли излишне механистичным трактовать смысл присутствия современного отчечественного искусства в "глобальном мире" только как факт его непосредственного физического перемещения за пределы родного отечества на короткие два-три дня в рамках фестивалей?
Представляется, что основное содержание проекта "Современная казахстанская культура в глобальном мире" изначально предполагало разработку гораздо более конструктивных стратегий, соответствующих задачам масштабной программы модернизации сознания "Рухани жаңғыру".
"Современная казахстанская культура в глобальном мире" – это понятие, которое включает в себя множество составляюших. Оно затрагивает все стороны бытования современной отечественной культуры. В статье президента черным по белому написано:
…конкурентоспособность в современном мире и конкурентоспособность культур. Огромная часть успеха США в эпоху "холодной войны" – это успехи Голливуда. Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать еще один проект – "Современная казахстанская культура в глобальном мире". Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям.
То есть президент пишет в первую очередь о необходимости развития самого современного культурного поля и поощрении роста его конкурентных качеств. Только во вторую очередь ставится задача презентации мировому сообществу его достижений. Наши же чиновники уловили лишь один фрагмент послания президента и свели все содержание сложного и перспективного проекта к череде зарубежных гастрольных турне.
Судя по программе парижского концерта, примером для их организации по-прежнему служат декады – смотры – отчеты национального искусства, проводившиеся в советские времена в Москве. (К слову, были ли отмечены эти события в СМИ Франции и Великобритании?)
Между тем современная казахская культура как системное образование имеет множество внутренних проблем, на которые отечественные чиновники не обращают внимания в силу того, что их профессиональные компетенции связаны с управлением, а не культурой.
рухани.jpg
С точки зрения специалиста
Для тех, кто непосредственно работает в культурной сфере, проект "Современная казахстанская культура в глобальном мире" имеет координаты, цели и задачи совершенно иного порядка. Речь идет о формировании новых национальных трендов, об осмыслении собственного культурного пути и его месте в общемировом контексте. О том, что может предложить современная культура Казахстана в качестве своего конкурентного и неповторимого национального бренда. Образно говоря, это то, что станет признанным в мире культурным открытием и чему научиться будет возможным только у нас.
Наши же чиновники выбрали путь наименьшего сопротивления – в рамках инерционного развития, доставшегося нам от советской культурной политики, они взялись демонстрировать миру то, что было создано в период СССР: оперу, балет, эстраду, живопись, опыт сохранения традиционных исполнительских искусств.
Я ни на йоту не умаляю таланты наших выдающихся исполнителей, художников, писателей. Я пишу сейчас об общей логике и принципах конкретного проекта "Современная казахстанская культура в глобальном мире".
Зарубежные показы должны были занять в нем не более одной двадцатой части, если не меньше того. Основное внимание в рамках проекта, как мне это видится из текста статьи президента, должно уделяться развитию культуры в самом Казахстане.
Да и зарубежные показы могли бы обрести большую осмысленность, а значит, и соответствие поставленным целям программы "Рухани жаңғыру", если бы они рассматривались системно: имели свою программу, некий координационный центр… Известно, что в мире уже существует успешная практика центров, которые популяризируют культуру своих стран: Гете институт, Французский альянс, Бритиш Кансл и т. п.
Кроме того, при проведении казахских фестивалей за рубежом должен учитываться современный культурный контекст. Необходимо иметь представление о культурной ситуации в той или иной стране; предвидеть, что может вызвать интерес местной публики. Другими словами, профессионально владеть суммой необходимых организационных инструментов, включая широкий медийный пиар. Это отдельная, большая и серьезная работа, если иметь цель сделать такие фестивали знаменательным явлением международного культурного сотрудничества.
Добиться всего этого в рамках обыденного представления о культуре, конечно же, сложно.
24 Октября 2017 г. Автор: Земфира ЕРЖАН | г. Алматы
|