Кризис лицемерия. "I hear America singing", - В.Сурков (Кремлевский) 07:49 07.11.2017
RT публикует статью помощника президента России Владислава Суркова.
9 ноября в Москве выступает группа 5FDP. Думаю, это лучший (наравне, впрочем, с Disturbed) современный американский метал-бенд.
Звучат музыканты классически, точнее, сверхклассически, потому что классикам жанра в их времена и не снились такие технологии звукоизвлечения, какие доступны сегодня их последователям.
Фронтмен с почти русским именем Айвен (Ivan) и умеренно неприличной на русский слух фамилией Муди (Мооdy) поет мощно и доходчиво. Не знаю, как звучало то, что слышал Моисей "из облака, бури и мрака", не исключаю, что очень похоже.
Слова песен просты, но их умелое употребление доказывает, что и простыми словами при желании можно обойтись для выражения самых сильных чувств и обсуждения самых сложных тем.
Например, в одном из хитов под названием Wash it all away поется приблизительно следующее: "Весь этот хаос и вся эта ложь - я ненавижу их", "Я загибаюсь здесь, я тут намусорил - может ли кто-нибудь смыть это все?", "Я отказался от общества, от семьи... от демократии... от медиа... от морали... плевать, что вы думаете обо мне". И еще: Done with all your hypocrisy ("Со всем вашим лицемерием покончено").
/ Помощник президента России Владислав Сурков / РИА Новости
Песня, лирический герой которой отвергает всеобщее лицемерие, вышла на рынок в 2015 году. Как раз накануне необычных выборов 2016-го, ход, итоги и последствия которых стали драматической и не вполне пока успешной попыткой "великого общества" очиститься от лицемерия, "смыть это все". Простодушие вступило в борьбу с приличиями на национальном уровне. А что в Штатах приобретает национальный масштаб, то за их пределами становится глобальным трендом.
Теперь, когда и Голливуд вслед за Вашингтоном приступил к сеансам саморазоблачения, рассыпая собственную респектабельность, как карточный домик, тренд превратился в мегатренд.
(Кстати, о Голливуде. По-английски "лицемер" звучит как "гипокрит", hypocrite - слово греческого происхождения, изначально означавшее "актер".)
Строка done with all your hypocrisy в этом контексте звучит и как пророчество, и как приговор, и как девиз новой эпохи.
Люди массово и все чаще делают странный выбор. Остраннение политического ландшафта наблюдается везде на Западе. Недоверие ко всему обыденному нарастает. Привычное воспринимается как фальшивое, ненастоящее. Непривычное обнадеживает. Нормальный человек теряет популярность, фрик обретает ее.
Лицемерие порицаемо, но, чтобы исследовать его, нужно, как при исследовании всех порицаемых и при этом широко практикуемых вещей, таких как война, неверность, переедание, рассмотреть вопрос вне нравственных координат.
Двойные стандарты, ханжество, двуличие, тройные стандарты, политкорректность, интриги, пропаганда, лесть, лукавство широко распространены не только в политике. Социум устойчив, если все его элементы нашли друг с другом общий язык - язык, на котором удобно лгать. Причем не только другим, но и себе.
Язык лицемерия соткан из иносказаний, недосказанностей, эвфемизмов, загадок, метафор, магических формул, приемов табуирования и словоблудия, клише, слоганов, двусмысленностей и ярлыков. Он служит материалом как для индустрии популярных искусств и политического программирования, так и для общения на бытовом уровне и даже для молчания.
Говорить одно, думать другое, делать третье вроде бы нехорошо, но по-другому почти ни у кого не получается. Лицемерие в рационалистической парадигме западной цивилизации неизбежно по двум причинам.
Во-первых, сама структура речи, по крайней мере связной, "разумной" речи, слишком линейна, слишком формальна, чтобы полноценно отражать так называемую реальность. Гегель справедливо утверждал, что непротиворечивое высказывание не может быть истинным.
То, что кажется логичным, всегда более или менее ложно. Язык - это двухмерное пространство, все выразительные средства, все "богатство и многообразие" которого сводится на самом деле к бесчисленным повторам в разных масштабах и на разные темы простейшей смыслообразующей пары "да"/"нет". Этот включатель/выключатель любого слова и любых словосочетаний - от просьбы передать горчицу до "Братьев Карамазовых" и теории суперструн - щелкает тысячу раз в день в миллиардах голов. Но сколько бы он ни щелкал, он не может впихнуть негабаритный многомерный мир в плоское человеческое мышление.
Повсеместное и, можно сказать, необузданное применение двоичных кодов (да/нет, 0/1, +/-, бог/человек, ангел/демон, республиканец/демократ, правда/ложь и так далее и тому подобное) хорошо работает. Однако хорошо работать не значит быть истиной. Поэтому даже во время редких приступов острой правдивости люди говорят не совсем то, что есть на самом деле - "мысль изреченная есть ложь".
Вторая причина господства гипокритов еще более глубокая. Притвориться тем, кем ты не являешься, скрыть свои намерения - это важнейшая технология биологического выживания. Без этого в дикой природе нельзя ни напасть, ни спрятаться. Люди унаследовали инстинкт притворства от диких предков и сильно развили его.
В культурах всех народов есть два основных типа героев - боец и хитрец. Хитроумный Одиссей не менее почитаем, чем могучий и грубый Ахиллес. Одиссей, конечно, тоже воин. Он и храбр, и силен, но все же главные его черты - изворотливость, красноречие, хитрость. Враги не разбегаются, лишь завидев его, как это бывает при появлении Ахиллеса. И не он, а Ахиллес убивает великого Гектора. Но Одиссей, в отличие от Ахиллеса, выживает и с честью возвращается домой. Да еще и удостаивается от Гомера персональной поэмы, поскольку его подвиги не так однообразны, как Ахиллесовы, а приключения занятны и увлекательны.
Трикстер, плут, обманщик, игрок - центральные персонажи и художественных повествований, и реальных исторических событий.
Обманные движения - базовый навык футболиста и боксера. Военная хитрость - главное оружие полководца. Коварство - доблесть шпиона. Вероломство - незапрещенный прием борьбы за власть.
Человек охотнее требует правдивости и прозрачности от других, нежели от себя - естественное желание разоружить соперника, а самому остаться вооруженным. Конкурирующие группы влияния яростно требуют друг от друга предельной и зачастую заведомо неосуществимой открытости, стимулируя рост инноваций в сфере сокрытия истины. Самые честные закапываются в глубокий и темный интернет. Остальные совершенствуют мастерство на виду у всех. Повальное увлечение транспарентностью подняло качество лицемерия на невиданную ранее высоту.
В общем, лицемерие отвратительно, эффективно и неизбежно. Но гипокритические дискурсы, языки, на которых лгут, метафоры лицемерия периодически устаревают. От частого повторения маскировочные фразы обесцениваются, несоответствия и нестыковки начинают выпирать.
На сохранение статус-кво расходуется все больше (и все с меньшей отдачей) оговорок, оправданий, объяснений, длиннот и пауз. Система достигает предела сложности, сложность превращается в пугающую путаницу. Возникает запрос на упрощение, вызывающий еще более разрушительные риторические бури и приливы демагогии.
Этические схемы расплываются. "Я никогда не понимал, что было неправильно, а что правильно", - поет Муди.
Общественный договор, написанный на распадающемся политическом языке, начинает понемногу терять силу. Основные положения этого договора, начертанные золотыми буквами, становятся скучны и ненавистны. А то, что стыдливо было записано в нем мелким, почти нечитаемым шрифтом, что с общего согласия удалялось в сноски и приложения, начинает вдруг всех интересовать, и кто-то, вникнув, первым восклицает: "Нас обманули!"
Клятва гипокрита, хоть на Библии, хоть на Facebook, никого больше не может убедить.
Лишенные общего языка различные социальные группы обособляются, чтобы создать свой "правдивый" диалект. Наступает смешение языков, турбулентность, длящаяся до тех пор, пока в спорах и столкновениях общество не дойдет до отчаяния и смирения с какой-нибудь новой полуправдой, с реформированным и "улучшенным" лицемерием.
Именно такую фазу - непереносимости фальши, смешения языков, разочарования в норме - проходят сейчас некоторые западные нации.
Кризис лицемерия - так можно назвать эту совокупность странностей наших дней.
Очевидно, это не только вопрос семантики, не просто филологическая или чисто коммуникативная проблема. Это одно из проявлений больших технологических, демографических и, возможно, климатических сдвигов.
Интересное и опасное время. Распад смысловых конструкций высвобождает огромное количество социальной энергии. Удастся ли западному миру рассеять ее избытки посредством виртуальных игр, сериалов о насилии, спортивных соревнований, экономических пузырей, рэп-баттлов и рок-концертов, электоральных шоу, локальных войн и теленовостей? Или произойдет нагрев системы до температуры революции и большой войны? Кто знает.
Примеры достижения цивилизациями опасного предела сложности известны. Дальше следовал либо крах, либо спасительная симплификация системы.
Сложнейший демократически-олигархический организм древней Римской республики в какой-то момент стал слишком сложен и начал воспроизводить вместо порядка хаос. После Гракхов и Сульпиция, после мятежей и гражданских войн пришли Сулла, потом Цезарь и, наконец, Октавиан, постепенно фактически упразднившие республику. На ее месте возникла империя. Императоры не называли себя царями, не желая оскорблять память о республике, но они были царями. И это обновленное лицемерие еще на несколько веков продлило жизнь римскому миру.
Буквально все институты республиканского Рима служили одной главной цели - не допустить возвращения царей. Страх перед узурпацией власти заставлял римлян создавать все более изощренную систему сдержек и противовесов, и они так увлеклись этим, что запутались в собственной "цветущей сложности", из которой пришлось выпутываться с помощью простой имперской вертикали. Цари вернулись.
Возможно, и завтра из "всего этого хаоса и всей этой лжи" растерянные толпы будут выведены сильной рукой. Царь Запада, основатель цифровой диктатуры, вождь с полуискусственным интеллектом уже предсказан вещими комиксами. Почему бы этим комиксам не сбыться? Тоже вариант.
"Я жду здесь кого-нибудь, кто очистит это все", - поет 5FDP. Поет Америка.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
*"Слышу, поет Америка" - стихотворение американского поэта Уолта Уитмена (1819-1892), опубликованное в 1860 году.
|