ЕС меняет подходы и завоевывает постсоветское пространство, - "НГ" 10:59 30.11.2017
"Восточное партнерство" стало привлекательным для стран Евразийского союза
Пятый саммит "Восточного партнерства", состоявшийся недавно в Брюсселе, можно назвать самым удачным из всех предыдущих. На нем не только было подписано всеобъемлющее соглашение ЕС с союзницей России – Арменией, что само по себе уже сенсация, но стало очевидным стремление членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) войти в зону свободной торговли Европейского союза. Что с неизбежностью повлечет и смещение акцентов в политике.
В свое время Евросоюз создавал "Восточное партнерство" как программу добрососедства для постсоветских стран, которые еще оставались в зоне традиционного влияния РФ. В новую структуру были приглашены Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Армения и Азербайджан. Молдавия стала фаворитом образования, отмечена как "история успеха ЕС" и получила безвизовый режим с Европейским союзом. Однако вскоре в Кишиневе случился скандал, связанный с кражей 1 млрд долл. из молдавских банков. "Восточное партнерство" потеряло лидера, после чего многие прочили образованию скорый конец. Но все получилось наоборот. Кишинев вновь набрал очки, особенно после того, как вместе с Молдавией к зоне свободной торговли ЕС подключили Приднестровье. ЕС создал льготные условия для непризнанной республики и уговорил Кишинев начать реальный диалог с Тирасполем. На днях в Вене на встрече сторон это подтвердилось. Появилась надежда на урегулирование приднестровского конфликта.
Вслед за Молдавией безвизовый режим получили Грузия и Украина. Надеется на это и Армения, которая на саммите в Брюсселе подписала соглашение с ЕС о всеобъемлющем сотрудничестве – в сферах экономики, энергетики, культуры, образования. Белоруссия, которую на саммите представлял министр иностранных дел Владимир Макей, намерена последовать примеру Армении. Макей отметил, что "Беларусь заинтересована в тесных отношениях с ЕС", и выразил надежду, что соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом – дело ближайшей перспективы. При этом он отметил, что сотрудничество между странами "Восточного партнерства" и ЕС должно носить прагматичный характер.
Таким образом, за пределами соглашений и без явных перспектив по этому поводу остался только Азербайджан. Но причиной тому скорее всего может быть не столько желание держать европейскую дистанцию, а сохранение статус-кво в Карабахе. В отсутствии подвижек в решении карабахской проблемы Баку обвиняет и Минскую группу ОБСЕ. Тем не менее в Брюсселе не теряют надежды подписать соглашение о сотрудничестве и с Азербайджаном.
ЕС для усиления своей привлекательности для соседей ЕС предлагает разнообразные подходы, и это зафиксировано в итоговой декларации. ЕС допускает, что члены "Восточного партнерства" могут выстраивать с ним отношения, продолжая при этом взаимодействовать с третьими странами. Имеется в виду Россия и другие государства – партнеры по Евразийскому экономическому союзу. Брюссель извлек урок из украинской истории, когда Киеву предлагался категоричный выбор: ЕС или ЕАЭС, – и изъял из повестки дня этот ультиматум. Реакция не заставила себя ждать. Первой о намерениях интегрироваться в ЕС, сохраняя при этом уже имеющиеся позиции в ЕАЭС, заявила Армения, согласовав с Москвой этот шаг. Теперь на очереди Белоруссия, которая ждала, чем окончится история с Арменией, а затем заявила, что тоже не против открытых дверей с ЕС. Евросоюз, изменив тактику, получил перспективу стать влиятельным игроком на постсоветском пространстве. И Москве, видимо, придется с этим считаться. Не идти вперед – значит идти назад, как утверждали древние мудрецы. Наша четвертьвековая склонность к заморозке конфликтов на постсоветском пространстве, кажется, обнаруживает все большую исчерпанность, как принцип внешней политики. Саммит "Восточного партнерства" высветил это вполне отчетливо. 30/11/17
|