КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 07.02.2018
23:11  Экс-аким Карим Кокрекбаев назначен послом Казахстана в Киргизии
23:07  После 2 месяцев споров и склок в Германии сформировали правительство... почти такое, как и было, - "Къ"
23:05  Бесхозный новый губернатор афганского Балха Дауд пригрозил президенту Гани улететь в Лондон
22:48  В Таджикистане возрастной ценз для кандидатов в президенты подогнали под возраст Рахмончика
22:40  В Туркменистане проверяют "невинность" учениц и наличие порнографии на телефонах у школьников
22:36  "Черный понедельник" или рядовая корректировка фондового рынка США? - В.Катасонов
22:22  У кого пипка больше. Транстендеры и трансгендеры КазПравительства, - Сапа Мекебаев

22:20  Кто склоняет каз-учителей к имитации цифровизации? - А.Бекбасова
21:36  Верните родину обратно! В зоне Уз, - Е.Дьяконов
21:27  Кто правит Сирией. Семья Асадов, "внутренний круг" и магнаты, - К.Семенов
19:32  Нефтяная политика Саудовской Аравии меняется, - "Эксперт"
17:52  В Хуаляне набекренилась гостиница. Тайвань сильно трясет
17:44  Экс-глава Агентства Казахстана по статистике Мешимбаева вышла на свободу
16:43  Израильские самолеты атаковали военные объекты армии Асада вблизи Дамаска
12:03  Россия начала высылку северокорейских рабочих. По приказу Трампа?
12:02  Обвал фондовых рынков в США породил катастрофические сценарии
11:59  Продавшие Союз: за джинсы, жвачки и симулякры
11:58  Зернышки Шукеева. Инсайдерские сделки внутри Каз-правительства
11:56  Ролевые игры американского ковбоя: пора менять сценарий, - О.Туханина
11:52  Консервативная мысль. Добрый дикарь на ледяном ветру. Ч. 1, - Егор Холмогоров
11:51  Ченя поймали на Барбуде. Очередной "беглый лис" возвращен в руки китайского правосудия
11:49  Asia Times: Китай уже почти захватил Южно-Китайское море
07:49  В пресс-службе президента Узбекистана создан Медиацентр
07:26  День сурка: переговоры о создании правительства Германии, - Н.Меден
07:15  Горно-пустынная герилья. Как появились басмачи в Средней Азии
07:11  Идейное рабство Российской "элиты", - khazin.ru
07:04  Кыр-премьер Исаков и его хит-проект "Умный город". КырМаниловщина...
07:01  Цыгане-мусульмане (хораханэ рома) на пороховой бочке Европы, - П.Скрыльников
06:55  Кыргызский MegaCom пытается купить фирма - аффилированная с рос-премьером Медведевым, - 24.kg
06:50  Символ веры заменит "китайская мечта". Решения съезда КПК претворяются в жизнь бульдозерами и лагерями перевоспитания, - "НГ"
06:49  Саудовский принц Мухаммад строит ваххабизм с человеческим лицом, - А.Приймак
00:54  Уйгуры в горах Бадахшана. Зачем Китаю отрицать планы по укреплению дальних подступов
00:47  Афганистан ждет распад, или Война между Севером и Югом, - Ш.Дустов
00:41  С барского стола. США выделяют Киргизии $20 млн на горячее питание для школьников
Вторник, 06.02.2018
13:09  Армия Таиланда перевооружается на российские "калаши"
13:07  Китай спешит вооружить флот рельсотроном
13:04  Брак по-узбекски: развода не будет!
13:03  США: новое в войнах и госпереворотах, - Н.Иванов
13:01  Трампгейт и Уотергейт. 45 лет спустя: реванш ЦРУ в борьбе с ФБР
12:55  У нас есть Герои! Памяти майора Романа Филипова, - Э.Лимонов
12:54  Археологи обнаружили в Великобритании уменьшенную копию Стоунхенджа - Ларкхилл
12:45  "Монархия Назарбаевых сохранит Независимость на века", - акын Балтабек
10:04  На кого батон крошат, сявки... МОК обидел авторитетного узбекского спортивного функционера Гафура
10:03  Пипец кыргызским контрабандистам... В узбекскую армию поступили казахские приборы ночного видения
09:53  Скандал в усыновлении. Кто пускает иностранцев в кыргызские интернаты? - А.Бенгард
09:51  Не в свои Саны не садись. После неудавшегося мятежа противники хоуситов сдают позиции, - Е.Сатановский
09:37  Прячем "хвосты". Казмининформ Абаев засекретил данные о получателях госинформзаказа
09:30  "Абу Даби" им в плазу. Партия правящего каз-олигархата "Нур Отан" решила бороться... за права рабочих))
08:56  Бодался теленок с дубом.. КырПрезидент Жээнбеков не оставляет попыток засудить журналиста Карабекова
08:55  Воинская закалка. Кыргызская школота отпинала в Бишкеке курсантов военного лицея
08:50  Хаос по пояс. Политика США в Афганистане направлена против России, Китая и Ирана, - К.Стригунов
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Цыгане-мусульмане (хораханэ рома) на пороховой бочке Европы, - П.Скрыльников
07:01 07.02.2018

Как традиции хораханэ рома делают их изгоями в глазах единоверцев

После десятилетий "соседских" войн хораханэ рома сохраняют свою идентичность.

В полиэтничном и мультирелизиозном пространстве Балкан пересекаются множество этнокультурных общностей. Особую нишу занимают хораханэ рома – цыгане-мусульмане, обосновавшиеся в регионе еще во времена турецкого владычества. О том, как они встречают вызовы современного мира и воспринимают историю последних десятилетий, корреспонденту "НГР" Павлу СКРЫЛЬНИКОВУ рассказала научный сотрудник Института философии РАН Ксения ТРОФИМОВА, много лет исследующая цыганские общины в Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине и Косово.

– Ксения Павловна, чем ислам, который исповедуют цыгане-мусульмане, отличается от ислама их соседей – албанцев и славян?

– Корректнее говорить об особенностях локализации ислама, контекстах, в которых формируются его традиции. Даже в одной семье представления об исламе могут очень разниться. В основном цыгане на Балканах придерживаются суннитского ислама, есть суфийские братства. При этом цыганскую среду отличает межкультурный характер и сохранение разнообразных традиций. Например, сохраняются паломничества мусульман к христианским святыням (и наоборот) – это культурный и социальный опыт поликонфессиональных Балкан. Вокруг разных христианских святынь на Балканах формируются представления о чудесных свойствах храмов и мощей, которые оказываются значимы и за пределами христианской среды. Так, на протяжении многих лет христианские монастыри и церкви в Косово принимали паломников, в том числе мусульман. В СФРЮ паломничество приобрело условно легальный статус: например, в документальном фильме "Gospa Letnicka" подчеркивалось, что оно символизирует единство югославских народов. Позже, во время войны в Косово центрами таких паломничеств вынужденно стали места, прежде находившиеся в тени. Например, католическая часовня святого Иосифа в столице Македонии Скопье, куда после землетрясения 1963 года, разрушившего местный костел, были перенесены уцелевшие статуи. Ранее она привлекала только тех, кто не мог отправиться в косовскую Летницу, но война сделала ее крупным центром паломничества цыган-мусульман, которым она остается и сегодня. А в Нише на юге Сербии такие паломничества ограничиваются клиром.

Конфессиональная идентичность цыган-мусульман открыта внешним влияниям, в том числе – исламским. Переломный момент для развития ислама в цыганской среде на Балканах – вторая половина ХХ века, когда они получают широкий доступ к светскому и религиозному образованию. Это способствует формированию в среде местных мусульман различных нормативных систем, которые также сильно связаны с позициями лидеров.

– Насколько тяжело женщине работать с такими респондентами?

– Важнее то, что я – чужая. У цыган много конфессионально смешанных семей, но дифференциация своих и чужих важнее религии. Даже если бы я была цыганкой, я все равно была бы представителем другого сообщества. Но меня как исследователя помещают в центр внутренних конфликтов: каждый духовный лидер склонен монополизировать свое влияние, и каждому важно рассказать, что наследником подлинной традиции является именно он. Цыганская среда – это среда наследников, и вопросы аутентичности постоянно обсуждаются. В любом углу цыганского квартала можно услышать разговор на религиозную тему. Здесь на самых разных уровнях существуют различные трения, например, в отношении погребальных обрядов, критикуемых за "неисламскость", или суфийских телесных практик. Объектом критики может стать даже громкий зикр. Эту практику совершают в основном мужчины, но мне позволено ее наблюдать.

– А как в общинах цыган-мусульман осуществляется религиозное просвещение?

– Наряду с обучением в медресе и высших учебных заведениях сегодня религиозное образование оказывается доступно как никогда прежде благодаря социальным сетям. Почти все лидеры, которых я знаю, обсуждают вероучительные вопросы в Facebook. Это может быть видеочатом религиозных авторитетов, где комментарии являются площадкой для реакции со стороны слушателей. В цыганских мечетях и суфийских текке на Балканах и в западной Европе на цыганском языке читаются хутбы, ведутся уроки, открываются школы Корана, реализуются разные социальные проекты. У них может быть различный формат: снимаются, например, мини-сериалы, касающиеся вопросов вероучения.

При этом имамы, которые направляются официальными исламскими объединениями служить в цыганских поселениях, чаще всего не являются выходцами из цыганской среды. В поселениях силами местных жителей строятся и открываются новые мечети, и им бывает сложно прикрепиться к официальным объединениям и найти официальное финансирование.

– Почему? Официальные объединения опасаются чего-то?

– Возможно, связей с экстремистскими организациями или недостаточного уровня образования лидеров локальных общин.

– Что воспринимается цыганскими общинами и государствами как источник распространения экстремизма?

– Сложно говорить о специфике экстремизма в цыганской среде – подобные идеи распространяются в разных сообществах. Многие цыганские поселения – это территория миссионерства для самых разных конфессий, духовных течений и толков, в том числе фундаменталистских. Пути их распространения обычно витиеваты, связаны с организациями из разных стран и регионов. Некоторые местные религиозные авторитеты включаются в активные дискуссии с последователями фундаменталистских идей. Но одно дело – это распространение идей, а совсем другое – практика. Активная критика традиции посещения гробниц святых и внешнего вида мусульманок еще не говорит о призывах к экстремистским действиям. Но ассоциативно фундаментализм воспринимается как потенциальная опасность для среды, спокойствие которой очень легко нарушить.

– А случаи участия цыган в террористических группировках известны?

– Тема активно обсуждалась, когда в связи ближневосточными военными конфликтами ряд балканских государств стали пытаться контролировать и пресекать участие в них своих граждан. На волне этого мониторинга обнаружилось, что среди воевавших были и балканские цыгане, единицы. Сведений о них было очень мало. Чуть больше информации было по болгарским кейсам, где, например, зафиксирована экстремистская деятельность местного цыганского имама.

– Как цыганская община воспринимает историю насилия последней четверти века?

– Ключевой нарратив – "это была не наша война". Ни один из балканских конфликтов последних десятилетий они не воспринимают как межрелигиозный, только как межэтнический и политический. Участие в нем зависело от того, какие отношения у цыган развивались в макросреде. Брат одного из моих респондентов погиб, защищая Сараево, – его имя высечено на памятнике защитникам города. Боснийская война разделила группы цыган, и с теми, кто остался на территории, подконтрольной боснийским сербам, и никак не воспрепятствовали конфликту, отношения были разорваны – об этом мне рассказывали пережившие блокаду. В Сараево христиане и мусульмане умирали вместе. Для сараевских цыган был важен не религиозный маркер, а то, по какую сторону военного рубежа находились другие цыгане.

Рассказы о косовском конфликте совсем иные: "их война" и "наша жизнь" четко разделены. Свидетельства косовских цыган-беженцев – это опыт постороннего, втянутого в военный конфликт. Многие вспоминают, как цыганские поселения оказывались под перекрестным огнем, как солдаты расстреливали гражданских, не глядя, кто перед ними. Беженцы воспринимают войну как борьбу за власть, из-за которой цыгане оказались меж двух огней и были вынуждены оставить свои дома. Огромный поток беженцев шел в Македонию, Сербию.

– Каковы, по вашему опыту, основные ситуации, провоцирующие конфликт именно с цыганами-мусульманами?

– Прежде всего это стигматизация и дискриминация. На окраине Сараево существует небольшое поселение косовских цыган-переселенцев. В 2013 году я наблюдала одну семью, которая была сильно ограничена в доступе к воде и не могла часто купать детей. Подростки из этой семьи стремились включиться в сообщество, тянулись к религиозному просвещению. Но местный имам не пускал их в мечеть, мотивируя это тем, что дети недостаточно чисты. На мой взгляд, это хотя и редкий, но довольно показательный случай: вместо того, чтобы дать детям возможность приобщиться к религиозной жизни и тем самым интегрироваться в общину – он предпочел "умыть руки".

Часто встречается представление, что цыгане не могут быть хорошими мусульманами, что они "недомусульмане". В воспоминаниях присутствуют представления о напряжении, дистанции, агрессии. В Скопье бытует история о неком цыгане, якобы убитом в мечети после пятничной молитвы за то, что он, обуваясь, задел кого-то. В то же время высок уровень взаимного недоверия и в среде самих цыган-мусульман. "Как я могу молиться там, где каждый не доверяет друг другу? Где, приходя на молитву, заворачивают обувь в пакет и ставят перед своим ковриком?" – заметил один респондент в ответ на вопрос, посещает ли он намаз в цыганском поселении.

– А насколько такая ситуация нормальна для цыган?

– Здесь очень разные нормы, разные представления о том, насколько ислам присущ цыганам исторически, или же сообщество цыган-мусульман только формируется. Кто-то делает акцент на том, что их семьи хранили ислам между войнами и в социалистический период, другие – на том, что ислам входит в среду только в последние двадцать лет. И религиозные лидеры из цыганской среды по-разному строят отношения со своим сообществом. Некоторые демонстративно дистанцируются от него, участвуя в жизни небольшой группы последователей, и отмечают, что зачастую отказываются от проведения обрядов в "загрязненной" среде, ведь далеко не все цыгане-мусульмане строго следуют религиозным предписаниям.

– Это проявление того самого представления о необразованности цыган?

– Да. Подчеркивается, что множественные попытки религиозного просвещения не дают результата. Особенности погребальных обрядов, совместные паломничества – все это сталкивается с "нормативными" практиками ислама, как они предписываются духовными лидерами. Бывает, что имамы признаются в неэффективности собственной работы: например, когда многолетние попытки очистить погребальный обряд от элементов, которые они считают противоречащими исламу, ничем не заканчиваются. Случается и так, что лидеры отказываются от участия в похоронах, даже не спрашивая, каким образом проводится обряд – и община находит имама, который или легитимирует эти отступления, или закроет на них глаза.

Павел Скрыльников
07.02.2018

Источник - ng.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1517976060


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Важно внедрять зеленые технологии: Спикер Сената о развитии туризма
- Олжас Бектенов о приоритетах в геологоразведке: Для роста доходов исследовать наши недра в первую очередь должны государственные компании
- Олжас Бектенов: Школы на селе выполняют исключительную роль – служат центрами знаний, культуры и досуга. До 2027 года в Казахстане построят 180 новых сельских школ
- Государственный советник принял участие в работе научно-редакционного совета академического многотомника по истории Казахстана
- Кадровые перестановки
- Главы МИД Казахстана и Ирана обсудили состояние и перспективы развития двусторонних отношений
- Высшая аудиторская палата подвела итоги аудита деятельности Комитета казначейства
- Новая система уборки в Алматы: многолетние контракты, современная техника и инновации
- Рейтинги АО "Батыс транзит" по международной и национальной шкале подтверждены на уровне "B/B" и "kzBBB-"; прогноз – "Стабильный"
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх