Английский суд заработает в Казахстане вахтовым методом 07:54 08.02.2018
Опыт соседей вряд ли будет использован в России
Российским бизнесменам для решения экономических споров теперь необязательно ездить в Лондон, который славится на весь мир правосудием по британскому общему праву. Впервые на территории стран СНГ вслед за Сингапуром, Гонконгом, Дубаем, Абу-Даби и Катаром в Астане начал работу экономический суд, главой которого назначен 85-летний бывший главный судья Англии и Уэльса лорд Гарри Вульф. В составе суда будет еще восемь авторитетных английских судей. Планируется, что со временем их должны заменить местные юристы.
Слушания в Международном финансовом центре "Астана" (МФЦА) будут вестись на английском языке и по британскому праву. Работать судьи станут вахтовым методом, приезжая в Казахстан пять раз в год. Они уже принесли присягу президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву.
"У Казахстана огромная граница с Китаем и Россией, а Китай строит "Новый шелковый путь", который пройдет прямо через территорию этой страны. По этим причинам суд может достичь высоких результатов", – считает лорд Вульф. Залогом успеха он считает также "калибр судей", независимость которых должны гарантировать поправки в Конституцию страны.
Английские судьи будут не только рассматривать иски по коммерческим делам, но на начальном этапе главное внимание в работе планируют уделять подготовке местных судей и адвокатов.
В Казахстане сейчас действует романо-германская правовая система. По словам председателя Верховного суда Казахстана Кайрата Мами, сейчас во всем мире происходит сращивание англосаксонской и континентальной правовых систем. Он надеется, что через 10–15 лет в Казахстане появятся свои юристы, которые получат опыт работы в Сингапуре или Лондоне и смогут самостоятельно проводить процессы.
Одной из целей "выноса" британского правосудия на другие территории, очевидно, является привлечение инвесторов. Если они поймут, что в Казахстане есть безопасная среда и суд, ставящий во главу угла право и независимость, то страна может стать магнитом для международных инвестиций, считают аналитики.
Однако оппозиционная журналистка Жанара Ахметова считает, что локальное применение британского права не поможет решить проблему правосудия страны в целом. "Никакой зрелости государства нет, когда для международных инвесторов работает коммерческий суд лорда Вульфа, а для всего остального Казахстана – суд Нурсултана Назарбаева", – сказала она агентству "Укринформ".
Об этих проблемах говорил и председатель Верховного суда Казахстана Жакип Асанов. По его словам, в стране, например, сохраняется зависимость судей от их руководства. "Во власти председателей судов проверять любого судью, отменять их акты. Кроме того, нужное дело всегда попадает нужному судье. Или сложными делами заваливают неугодного судью, а потом выдвигают претензии. Это тоже рычаг", – подчеркнул Асанов.
"По мнению международных правозащитных организаций, с независимостью судей в Казахстане существуют серьезные проблемы, – сказал "НГ" эксперт Центра исследований проблем ближнего зарубежья сектора Центральной Азии Российского института стратегических исследований Иван Ипполитов. – По идее руководства республики это не должно касаться деятельности МФЦА. Введение тут английского права – одно из средств повышения его привлекательности для международного бизнеса, который издавна в большой степени ориентируется на эту правовую систему ввиду ее удобства для торговых операций. Планируется превращение МФЦА в финансовый хаб Центральной Азии, заметный в масштабах всего ЕАЭС.
"Подход Казахстана не вполне годится для адаптации в России", – считает ответственный администратор Арбитражного центра при Институте современного арбитража Андрей Горленко.
По мнению эксперта, адекватным для российских реалий ответом является проводимое у нас увеличение числа видов споров, которые могут передаваться на рассмотрение в арбитраж, так как там стороны могут назначить в качестве арбитра зарубежного юриста, специализирующегося в иностранном праве и даже в его конкретной отрасли.
"В последние годы в России наблюдается скорее обратная тенденция: отечественный бизнес все больше совершает сделки в рамках российского права и судится в отечественных судах, – говорит Ипполитов. – Не последнюю роль в этом процессе играют осложнение отношений Запада с нашей страной и тенденция к "деофшоризации" российского бизнеса. В недавнем прошлом аналогичный МФЦ планировали создать в Москве, но вероятность его реализации кажется крайне малой по политическим причинам. Все-таки крупный бизнес и политика неразделимы".
"За английской правовой системой уже давно закрепилась репутация самой справедливой, поэтому около 45% российских компаний заключают договоры именно по английскому праву. Но не думаю, что Россия должна придерживаться опыта Казахстана в этом вопросе и создавать специальные коммерческие суды по английской системе, так как наше собственное право сегодня позволяет использовать 90% инструментов английского права, – сказал "НГ" сопредседатель "Деловой России" Андрей Назаров.
По его мнению, наша система обладает вполне очевидными преимуществами. "Судебный процесс не такой затяжной и затратный, а практика применения в определенных отраслях права более предсказуема. С другой стороны, инвестору необходима уверенность, что отношение к нему будет справедливым и беспристрастным, а возможные споры будут решаться честно и своевременно", – говорит Назаров.
Ранее он рассказывал "НГ", что сектор юридических услуг Великобритании стал бизнесом и уже оценивается в 23 млрд фунтов. Только в 2012 году прибыль от процессов с участием российских компаний 100 крупнейших лондонских юридических фирм составляла почти 5,5 млрд фунтов.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что в России есть недоверие к профессионализму и объективности судов. По его словам, суть всей мировой системы – это должность судьи как вершина юридической карьеры. "У нас же больше 80% судей не имеют практического юридического опыта, потому что зачастую они начали свою карьеру в суде в качестве секретарей судей", – говорит Титов.
Андрей Назаров подчеркивает, что реформа судебной системы в России – одна из самых востребованных. "Сегодняшние судьи перегружены: арбитражные рассматривают 7 дел в день, 12 дел в день рассматривает мировой судья. В среднем 50 дел в неделю на одного судью и 45 минут на одно дело иногда в несколько томов", – говорит Назаров. Анатолий Комраков
8.2.18
|