Возможен ли марксизм XXI века? - А.Александров 08:53 08.02.2018
Один из самых подлых вопросов, обращенных к марксистам, звучит так - "Вот убрали буржуя-собственника, поставили комиссара на директорство. И что - эксплуатация человека человеком куда то исчезла?
Для адекватного ответа на этот вопрос в современных реалиях, нам, прежде всего, надо скорректировать понятие "эксплуатации", слегка отстранившись от классического "присвоения прибавочного продукта".
Рассмотрим простой пример из нынешней жизни.
"Когда вас эксплуатируют, прежде всего присваивают ваше время. А первичная форма этого присвоения является тем, что его наделяют не подлинным, а неким фиктивным смыслом. Например, я предлагаю устроиться вам ко мне на работу секретаршей - сидеть с 10.00 до 18.00 и отвечать на звонки. Человек сидит, полирует ногти, отвечает на звонки, когда приходит гость, приносит кофе с сэндвичем и думает, что он работает. Лучшая часть его жизни проходит растраченной впустую за какие-то 400-700 $, променянных на его внутреннее время."
Действительно, ведь у Маркса разработана не менее классическая проблематика "отчуждения труда". И как нам видится, связка "эксплуатация" и "отчуждение труда" намного перспективнее в рамках философского анализа, нежели связка "эксплуатация" и "отчуждение прибавочного продукта".
Казалось бы, во второй половине XX века уже было очевидно , что вертикаль Власти не желает растворяться в новом социалистическом "быте" и даже не показывает тенденции к смягчению. Наоборот, вертикаль "удвоилась" за счет партийной линии. То есть при "проклятой" частной собственности был один хозяин-командир, а теперь стало целых два командира - директор и парторг. Таким образом, вопрос "отчуждения времени" и внеэкономического насилия встал во всей своей остроте.
Самое обидное, что подобные гамлетовские вопросы пытались решать лишь западные неомарксисты, типа Альтюссера, а наши банально отмахивались двумя наивными тезисами, которые годились для крестьянских митингов, но никак для серьезной теоретической науки XX века.
Первое, о чем говорили - это выравнивание уровня потребления управленцев и рабочих. Вот, дескать раньше хозяин-буржуй жировал, рябчиков кушал и анансами заедал, а теперь вся прибавочная стоимость идет на развитие производства и на повышение уровня потребления народа.
Второе - это снижение нагрузки на пролетариат - уменьшение рабочего дня, улучшение условий труда, социальные гарантии.
Проще говоря, советские марксисты по тихому, контрабандой, подменили проблему "эксплуатации человека человеком", проблемами "уровня эксплуатации" и "уровня потребления". Причина такой замены понятна - для решения первой проблемы не было теоретического ответа, для второй проблемы ответ боком-подскоком, но был.
Поэтому на вопросы "издалека" про - "А если в Швеции будет 8 часовой рабочий день и социальные гарантии, то это тоже можно считать социализмом"? "А если хозяин фабрики снизит свой уровень потребления до уровня рабочего, то это социализм"? - в СССР вынуждены были либо отмалчиваться, либо отвечать ассиметрично аля "а у вас негров мучают".
Конечно, обвинять кого-то в недальновидности задним числом - это не очень честно. Мы все совершаем ошибки.
Сначала ошиблось Просвещение в XVIII веке, когда предположило, что во всех "несправедливостях" и социальном неравенстве виноваты Бог и монархия. Однако прошло сто лет и стало понятно, что данная схема не работает. Бога, по сути, убрали, короля нивелировали, совесть освободили, права дали, а эксплуатация никуда не делась!
Собственно, на этой проблематике и "поднялся" Маркс, как философ. Он сказал - "Товарищи дорогие, Монархия, парламентская республика, права человека - это все проявление ложного сознания. Реальная причина эксплуатации находится в частной собственности и основанном на ней способе производства"! Уберем частную собственность и только тогда с несправедливостью будет действительно покончено!
Прошло еще сто лет. Появились постструктуралисты, более известные в узких кругах, как постмодернисты, и ссылаясь на опыт социалистического блока и опыт Welfare state показали, причем весьма убедительно, что вопрос собственности на средства производства влияет на характер эксплуатации минимальным образом.
Мечта о том, что общенародная собственность и НТР "схлопнет" эксплуатацию не сбылась по одной непростой причине, которая, как правило, ускользает из фокуса. Оказалось, что эксплуатацию порождает не частная собственность и не способ производства.
Эксплуатация может существовать, и по факту, существует и без собственности и без производства. Неравенство и несправедливость - это побочные эффекты поддержания управленческого баланса в сложных социальных системах. Поэтому, как справедливо заметил Бадью - "Коммунистическое государство" – это оксюморон".
В итоге, хочется надеятся, что Марксизм XXI века не будет зацикливаться на частной собственности и найдет путь к решению проблемы "отчуждения труда" как такового.
Александров Антон 7.2.18
|