КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 25.02.2018
19:46  Умерла завезда Болливуда - Шридеви
17:56  На юге Таджикистана схвачены два предполагаемых террориста. Прятались под чадрами
15:52  В казахстанском Актау видео с признаниями пойманных проституток будут отправлять их родным
14:02  Экс-генпрокурора Узбекистана Кадырова все-таки "закрывают". За вымогательство, взятки и злоупотребления
13:15  В Бишкеке чествуют великого земляка - красного маршала Михаила Фрунзе
10:00  Хоккей, Олимпиада. В драматичном финальном овертайме Россия победила Германию 4:3
09:31  59-летнего наманганского блогера Насретдинова судят за оскорбление дочерей Ислама Каримова

09:28  Узбекский след в деле кыргызского депутата Асылбек уулу, задержанного за контрабанду в Казахстане, - "ВБ"
08:30  Что тревожит ас-Сиси. Египет предвыборный, - М.Данне
08:16  Главная цель исламистов - шариат в Кыргызстане, - К.Жумабеков
08:10  Как русские во Франции арабов утихомирили
08:07  PVP, или Тихая война против доллара, - В.Катасонов
08:04  Наблюдаемые в последнее время в казахском обществе тренды не могут не беспокоить, - Мади Алимов
07:51  Трампа переизберут на 2-й срок и он умрет в 2026-м, в России будет править Коломок, - предсказывает "Человек из будущего"
01:02  Почему у Казахстана пока мало шансов стать развитой страной, - Цезарь Идальго
00:59  Узбекскую товарно-сырьевую биржу возглавил Фарохидин Ибрагимов
00:58  Борец с рус-допингом немец Зеппельт взялся за норвеж-лыжников. 6000 доз астматикам - это перебор
00:39  23/02 в Днепропетровской больнице умер от ран "укр-киборг", вывесивший флаг над Донецким аэропортом
00:17  Миф о "Древней Украине" и "древних украх". Ч. 1
Суббота, 24.02.2018
23:30  Совбез ООН единогласно принял резолюцию (которую никто не будет выполнять) о перемирии в Сирии
22:38  Пхенчан. Пьяный канадский "олимпиец" угнал автомобиль
16:15  В ГУИН МВД Узбекистана назначен новый начальник - Бахром Адилов
16:13  В Узбекистане откроются филиалы пяти ведущих вузов России
14:29  "Путин оставит нам немало проблем..", - Э.Лимонов
11:14  Почему Китай и Индия борются за влияние на Мальдивах, - А.Куприянов
11:11  Бесконтактные бои. Чего опасаться после гибели россиян в Сирии, - М.Беленькая
10:57  Женщинам Саудовской Аравии разрешили разводиться по собственному желанию
10:51  Обнищавший таджикистанский Агроинвестбанк предложил вкладчикам старые сейфы вместо денег
10:48  Исламский ренессанс. О попытках Мирзиеева изменить религиозную жизнь Узбекистана, - Е.Петров
10:39  Американская разведка: мир накануне большой войны
09:47  Россия теряет позиции на постсоветском пространстве. Грузия, Украина и Молдавия снова пытаются создать антироссийский блок
00:02  Казахстанские бактрианы - самые умные и преданные верблюды в мире, - "Э-К"
Пятница, 23.02.2018
23:50  Штормовое предупреждение, или "Уят" казахской власти, - А.Сарым
18:54  США вводят крупнейший пакет санкций против КНДР. Пора делать Трампу чучхе
16:53  Во Внутренней Монголии археологи нашли руины 2000-летнего города, где жили пленные гунны
16:48  Почему Запад должен поработить Россию, - Лоран Куртуа
16:24  Первая в истории казашка - Олимпийская чемпионка Динара Алимбекова крупным планом
16:22  На узбекско-таджикской границе разрушили "каримовскую стену"
16:19  Три угрозы человечеству, которые несет искусственный интеллект, - Джейн Уэйкфилд
16:07  Алга, кыргыз-джигиттер! Школьница Билимкан Бараканова с закрытыми глазами разобрала автомат Калашникова за 10 секунд
15:41  ДонбассФронт. В поселке Счастье взлетел на воздух склад с боеприпасами укр-армии
15:37  Укр-войска расстреляли санитарную "буханку" ДНР под Докучаевском из ПТУР, трое погибших
14:42  Украина: Буферная зона или Дикое поле, - Р.Ищенко
13:53  В руководстве ЕАЭС считают нарушением запрет поставок молока из Белоруссии в Россию
13:40  Замедленная бомба. США перезапускают проект, нацеленный на размывание позиций России в ЦА, - В.Барсов
13:34  Шесть граждан Таджикистана осуждены за попытку взорвать маршрутку в подмосковных Люберцах
12:33  "Любовь. Надежда. Астана". Россиянин Эрнст подрядился снимать кино-агитки для Елбасы за рос-гос-бюджет
11:24  Информация об аресте экс-УзбГенпрокурора Рашида Кадырова опровергнута. Пока...
11:13  "Каждую минуту по нам наносят от 10 до 20 воздушных ударов", - западные СМИ давят слезу за джихадистов сирийской Гуты
08:33  Россиянка Алина Ильназовна Загитова выиграла "золото" Олимпиады в фигурках
05:48  Бишкекский сиська-блюз. Арестованная за обнаженные груди ди-джей из Украины выпущена из-под ареста
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Наблюдаемые в последнее время в казахском обществе тренды не могут не беспокоить, - Мади Алимов
08:04 25.02.2018

Наверное, редко какой идеологический пассаж нашей власти был настолько актуален по времени и содержанию, чем программная статья Н.Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". Самое удивительное заключается в том, что практически каждый день нашей жизни подчеркивает важность и востребованность ее основополагающих тезисов.

Мы хотели бы остановиться на базовых культурологических положениях, которые сформулировал Елбасы, ориентируя общество и соотечественников на вариантах путей, какими мы должны войти в будущее.

Итак, цитата: "В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели.

Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.

Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации".

К сожалению, наблюдаемые в последнее время в казахском обществе тренды не могут не беспокоить с точки зрения обозначенных в этих тезисах перспектив модернизации его массового сознания. Хотя бы потому, что они входят с ними в некоторое противоречие. А раз дело так обстоит, то следует об этом открыто и честно говорить, спорить, обсуждать и убеждать. Многие имеющиеся проблемы упираются в то, что за годы суверенной истории мы не смогли четко определиться, что же в нашем духовном наследии должно считаться базовым и непреложным, а от чего следует отказаться однозначно и бесповоротно. К примеру, все эти годы идет нулевая по результативности дискуссия вокруг главной национальной забавы – проведения тоев. Как образно выразился один известный современник, это и есть для казахов главный обычай и традиция одновременно. Но весь вопрос заключается в том, во что мы их превратили? Это же просто какая-то ярмарка тщеславия, на которой уже давно нет места здравому смыслу.

Но если мы как нация, как общество, в конце концов, как народ задумывались бы о своем будущем и достойном месте в мире, то уже давно бы могли изжить более чем очевидные несуразности, связанные с перекосами в этом вопросе. В первую очередь, все эти бесконечно растущие чуть ли не в геометрической прогрессии и непонятно откуда взятые ритуалы и расходы на торжества по поводу и без. И ведь практически никто не может внятно объяснить, для чего все это придумывается и раздувается.

Самым парадоксальным является то, что отношение к вышеперечисленным вещам как-то подспудно становится культурологическим водоразделом внутри самого казахского социума.

И о какой модернизации можно вести речь, если налицо явный раскол по поводу того, что из наследия предков для нас должно быть ценно в первую очередь? У нас постепенно формируется какой-то извращенный культ того самого наследия. За окном уже XXI век, а у нас почти открытым текстом пропагандируется возрождение другой архаичной традиции – похищение невест. Под это подводятся совсем уж непотребные обоснования и аргументы. И процесс не столь уж и безобиден, как может показаться на первый взгляд.

А еще почти в открытую ведутся разговоры, что, оказывается, мы как-то неправильно воспитываем своих дочерей. Дескать, главное предназначение девушек – своевременное и "правильное" замужество. Появились даже блюстители нравственности, которые отслеживают на улицах своих ровесниц, которые,по мнению новоявленных ревнителей "чистоты крови", проводят время не с теми представителями противоположного пола. И вот здесь-то уже даже не архаика, а самый что ни на есть настоящий маоизм какой-то. А публика все больше и больше входит в раж и вот в соцсетях раздаются призывы, "поставить на место", "вправить мозги". Кому? Из-за чего? Интересно, они когда-нибудь слышали такие имена, как Пол Пот и Иенг Сари? И чем все закончилось?

А с другой стороны, речь идет о наших соотечественниках и современниках. А потому хочется спросить, кому из нас модернизация необходима больше? И какой она должна быть? Мы смогли построить основы рыночной экономики. Но не хлебом единым жив человек. Духовная пища для него важна не меньше. И судя по всему, в данном направлении нам предстоит еще очень много работы по анализу и переосмыслению национальных традиций и обычаев, потому что механический их перенос на рельсы современности дает не совсем понятные всходы.

Но здесь необходима глубоко продуманная и хорошо организованная культурно-просветительская работа. Только такой подход поможет нам избежать всех наблюдаемых перехлестов непозитивного свойства.

Вырисовывается еще одна принципиальная и в то же время деликатная проблема, связанная с ролью и местом религии в жизни сегодняшнего казахского общества. Да, ислам является частью нашего духовного наследия. Но даже зная это, тем не менее, он использовался как инструмент колониальной политики. Поскольку по своей ментальной природе казахи никогда не тяготели к ортодоксальным формам ислама, а пытались синкретизировать классическую его форму с традиционными верованиями и аккумулированными космогоническими представлениями. На сегодняшнем временном перекрестке это противоречие трансформируется в еще один парадокс странного свойства.

Каждый из нас присутствовал на разных церемониях, где в обязательном порядке читают суры Корана. Кто-нибудь задумывался, сколько людей понимают текст той же самой фатихи – наиболее распространенной суры? Ну, есть, возможно, профессиональные работники культа, кто-то еще, кто обучался арабскому языку. Но остальные, а их, как правило, подавляющее большинство, понимают в лучшем случае только финал или подстрочник на казахском языке, с упоминанием имен почивших в бозе близких людей. Выходит, что божье просветление и приобщение к религии у нас происходит в форме прослушивания гортанных, совершенно непонятных звуков, издаваемых рекрутированным для этого дела муллой. И большинству из нас непонятен смысл мудрого текста или обращения. И невольно получается так, что это не совсем то, в чем нуждается простой смертный. Послушал с благообразным выражением, провел по лицу ладонями и ты свободен. Все формализовано до неприличия.

Изучение и понимание смысла сведено к ремеслу мулл, – в какое время и какое изречение Пророка озвучить. Ну и, соответственно, получить положенное вознаграждение. Странно, что, может, кроме Чокана Валиханова этой несообразностью не тяготился ни один из наших духовных лидеров.

В Германии, например, одной из причин Реформации, в версии Мартина Лютера, была возмутительная, с его точки зрения, ситуация, когда простые бюргеры не понимали латыни иерархов католицизма.

Понятно, что арабская культура и ислам как его конфессиональное выражение, это органичный и развитый мир, прошедший проверку временем. В нем есть и этика, и поэзия, он сложен и требует, как минимум, изучения и освоения. У нас же нет этого и в помине. Мы не знаем не только основных постулатов, но и просто смысла слов рядовой молитвы. Это все равно, что если бы наши православные соотечественники не ведали, что значит "Отче наш" или "Боже, спаси и сохрани", и выучивали (вымучивали) звуки молитвы наизусть, не улавливая сути.

Может, именно поэтому за такой невежественный подход к исламу многие канонические народы не числят нас истинными мусульманами.

Есть и другие точки зрения, затрагивающие уже имидж казахских имамов. Волей случая пришлось слышать, как один наш соотечественник (не казах) бросил в сердцах: "Никогда не обращусь ни по одному вопросу к засаленному казахскому мулле". Вот такими нас видят мусульмане. Попытки примкнуть к исламскому лагерю, изначально построенному по другим, нежели наши, правилам, вызывает неуважение со стороны ревнителей веры.

Нужно, однако, отдавать отчет, что исламский мир не единственная и далеко не самая лучшая версия развития социума казахов. В те же 60-е, 70-е годы ХХ века, в период расцвета социалистического Казахстана, наши соплеменники значительно быстрее и глубже освоили русские/советские/неазиатские навыки и практики, нежели канонические соседи на юге, оставшиеся в исламосфере, ксенофобной и нетерпимой к новшествам. Это видели и знали все, кто реально жил в эти годы. А сейчас мы утрачиваем мобильность, способность учиться и воспринимать новое, ставить его себе на службу, в обмен на непонятное и неискреннее извлечение звуков из текстов на чужом языке. И число наших современников, идущих по этому пути, возрастает. Самое тревожное, что среди них все больше молодых людей.

Почему так происходит? Почему наши новые властители дум из числа небедных казахов пропагандируют вещи, никакого отношения к категории "прогресс" не имеющие. Кто-нибудь когда-нибудь задумывался, что вместо этих новоявленных пропагандистов архаичной духовности для будущего нации было бы гораздо лучше появление казахских аналогов Илона Маска или Стива Джобса. Конечно, можно восхищаться тем же Маргуланом Сейсенбаевым и другими нашими новоиспеченными нуворишами, но ведь, по сути, они ничего такого не создали и не показали. Да, успешные люди, да, смогли заработать состояния. Но это их личный успех, а для будущего нации их достижения большого практического значения не имеют. Из-за них мы не стали более узнаваемыми или уважаемыми в мире. Они крепкие добротные торговцы, но не более того.

В чем должна проявляться духовность отдельно взятого казаха? В умении соблюдать каноны ислама, совершать намаз, быть богобоязненным? А если человек атеист, отдает предпочтение светским императивам, соблюдает общепризнанные нормы морали, он что, уже не совсем правильный казах?

Или "Ізгі амал" – это единственно правильный путь к духовности? А все иные – это кяфиризм? А как быть тогда с Конституцией? А возможна ли вообще наша жизнь без абсолютизации положений Корана?

Как нам представляется, Елбасы в своей программной статье призывает нас адекватно считаться с вызовами времени. С тем, что за окном все же XXI век. Почему мы так стремительно и с каким-то плохо скрываемым удовольствием погружаемся в болото религиозной архаики или это закономерный итог процесса избавления от химер западной модели государственности, которые были заложены и сформулированы в критические 90-е? Если же мы не в состоянии идти по магистральному светскому пути, то сможем ли осуществить модернизацию общественного сознания, которая необходима, прежде всего, нам самим?

Что объединяет все так называемые передовые страны и народы, символизирующие прогресс от Северной Америки, Европы и до Японии? И одновременно отделяет от нецивилизованных пространств, ратующих за создание своего "самобытного мира"? И не суть важно, какими декларациями это все прикрывается.

Ответ: две принципиальные вещи.

Первая – естественнонаучная картина мира (научное мировоззрение) как основа представлений общества о себе, мире и его законах.

Вторая – светская система общественного устройства, практически во всех его элементах.

При этом не допускается никаких двусмысленностей, как у нас, а все четко и ясно. В то же время никто не покушается на личное пространство (оно защищено законом), в том числе и религиозные взгляды. Но для общества, экономики, технологии, права, безопасности все равны и, условно говоря, не религиозны. Это считается личным, допустимым отклонением, но не более. Поэтому вопрос: а будет ли в нашем модернизированном будущем место Науке, Просвещению и Образованию? Почему у казахских просветителей Шокана, Ыбрая, Абая они были на первом месте, а у нас роль науки рассматривается в узком формате конкурентоспособности и коммерциализации ее результатов. То есть наука рассматривается лишь как новая сфера дохода, не больше.

В итоге получается так, что за умонастроения и состояние душ будут отвечать традиции и святоши. За годы суверенитета самыми массовыми элементами ландшафта стали следующие объекты: мечети, тойхана, ломбарды. За ними не могут угнаться даже торговые центры.

Но если такие тенденции будут брать верх, признаемся честно, все это следует называть не модернизацией, а приспособлением к внешнему (увы, современному) миру, путем выстраивания системы защиты невежественных взглядов и обрядов (воровство невест как квинтэссенция гендерного неравенства у казахов). Некоторая часть нашего общества ведет себя, как недоросль из известного литературного произведения – не хочу учиться, а хочу жениться… "той болсын".

Мади АЛИМОВ
23.2.18

Источник - camonitor.kz
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1519535040


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторами утверждена повестка заседания Палаты
- О "Старом" и "Новом" Казахстане
- Кадровые перестановки
- Единые требования к спортивному инвентарю утверждены в рамках ЕАЭС
- Конфликт Израиля и Ирана: почему никто не выиграет – мнение политолога
- Казатомпром расширяет горизонты: в поисках редких металлов на новом месторождении
- Рабочий график главы государства
- Спикер Сената встретился с Председателем Парламента Грузии
- Мажилис рассмотрит законопроект "О масс-медиа" во II чтении
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх