КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 27.04.2018
22:05  Экс-премьер Киргизии Исаков стал заместителем председателя СДПК
21:21  Откровения "грузинских снайперов": Порошенко оплачивал киллеров и боевиков, устроивших "Одесскую Хатынь"
17:07  Кыроппозиция требует ревизии денег, направленных на Всемирные игры кочевников. Миллер, дай отчет...
13:59  "Наши дети должны знать имена героев", - актер Андрей Мерзликин о фильме "Танки"
13:53  Уроженка Киргизии Антонина Шевченко отстояла титул чемпионки мира по тайскому боксу
13:52  Мигранты уничтожают Германию: разрушение иллюзий или о чем молчит Меркель
13:49  Армения - новая жертва смены режима по сценарию Запада?

13:46  "Пикник на обочине". Брюссельские гастроли побитой молью казахстанской оппозиции, - Ю.Кисткина
11:22  Желание быть русским, - Юрий Поляков
11:09  Кому можно верить? Англичане и американцы потеряли лицо, - М.Хазин
10:55  Елбасы взвел "Курык" у виска. Американские военные базы на Каспии, - А.Иванов
10:30  Экс-глава ГКНБ Киргизии Сегизбаев обвинен в использовании поддельных документов в деле "Белизгейта"
07:34  В Таджикистане задержан экс-глава ликвидированного властями "Таджпромбанка" Джамшед Зияев
07:27  Сирийская "Джейш Аль-Ислам" сдала армии Асада казахские танки, полученные от США
07:25  Афганский Талибан объявил о начале операции "Al-Khandaq" - весеннем наступлении на америкосов
07:06  Кыргызы, как мы можем защитить от насилия наших девушек, находящихся на чужбине? - Г.Шаршеева
07:03  На место Калиева пришел человек, всю жизнь продававший кока-колу... Кадровая политика Кыргызстана
06:58  В Казахстане чиновники отрицают "токсическое отравление мозга" у детей из Березовки
06:55  Бывший замглавы таможни Киргизии Матраимов подал в суд на правительство Исакова за "незаконное увольнение"
06:46  Китай, Россия, США... Кто победит в новой Большой игре? - New York Times
06:44  Сидю курю... Начальник тюрьмы в Таразе продавал марихуану заключенным
06:41  Что будет, если в Казахстане останутся одни казахи? Часть 3-я
06:39  Этнический фактор как помеха созданию в Казахстане новых областей, - САМ
06:36  КазТрампГейт. Партнер Трампа получил более $21 млн от аферистов Аблязова и Храпунова, - Daily News
06:34  Лягушка и бульон из медянки. Как в Таджикистане борются с раком, - Тилав Расул-заде
06:26  ДАМ и "десять негритят". Отставки у Медведева: вокруг нового правительства РФ развернулась интрига, - "МК"
06:22  Что общего у трех крупных китайских проектов в Казахстане?
06:20  Выдержит ли ЕАЭС испытание геополитикой и слабым рублем? - Н.Дрозд
06:08  В Андижане из-за беременности семиклассницы всех школьниц решили проверить на девственность
06:03  Перетягивание мандата. Противоборствующие силы в Армении борются за кресло премьера, - "Къ"
05:58  Афганская ловушка Америки, - А.Храмчихин
05:57  "Исламское государство" меняет тактику, - Н.Плотников
05:54  Ким+Мун. Стартовали исторические переговоры лидеров двух Корей
05:15  Кыргызстанец Заир Марасулов стал чемпионом мира по бразильскому джиу-джитсу
01:59  От "Катюши" до "Смуглянки": в метро Ташкента звучат песни военных лет
00:50  "Абрикосовая" революция в Армении глазами рос-журналистов
00:36  Россия привезла в Гаагу "пострадавших" от "химической атаки" в Думе
00:24  "Дело Скрипалей" - лишь часть глобальной операции Запада по удушению России. Часть 1 и 2
00:18  Если Казахстан или Армения хотят рыть себе могилу – зачем препятствовать? - А.Дубровский
00:12  Asia Times: Политические способности Цзиньпина существенно преувеличены
00:05  Забайкальских казаков боялись даже японские самураи (история)
00:04  Казахстан пытается оправдываться за допуск США на Каспий
00:02  Назад в СССР или виват эпохе прошлого!
00:01  Сланцевая революция отменяется? - ИА REX
Четверг, 26.04.2018
21:13  Узбекистан признал нерентабельность авиарейса Ташкент-Душанбе
21:10  Аркадаг запретил туркменкам носить облегающие платья, красить ногти и осветлять волосы
21:01  Новым хокимом Ташкента стал Джахонгир Артыкходжаев
20:46  Финансировать стройку АЭС в Узбекистане собрался какой-то "Российский экспортный центр". Чьи уши?..
20:43  Российский Су-30СМ одной ракетой утопил... сирийский фрегат
20:37  Бывшего премьера Кыргызстана Исакова вызвали на допрос в ГКНБ. Пока свидетелем...
18:47  Атамбаев "мутит воду". Могут ли осложниться отношения Кыргызстана с Казахстаном? - А.Муминов
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Желание быть русским, - Юрий Поляков
11:22 27.04.2018

Ю.Поляков: Странно сказать, но в России русским во всеуслышание быть как-то неловко. Дома – пожалуйста, а вот на работе или в эфире не то чтобы нельзя – можно, но как-то не интеллигентно, что ли... Вы когда-нибудь слышали, чтобы у нас государственный муж заявил с трибуны: "Я – русский!"? Нет. Побаиваются

Юрий Поляков, "Литературная газета", 11 апреля

I. Заботники и алармисты

В последнее время я все чаще ловлю себя на желании быть русским. Видимо, это возрастное, почему-то свою племенную принадлежность мы острее чувствуем на закате жизни. Но возможно и другое объяснение: этнос – живой организм, у него тоже есть возрастные фазы, недуги, приливы сил и приступы бледной немочи, есть некие защитные механизмы.

Человек связан со своим народом не только через язык, обряды, обычаи, "вмещающий ландшафт", историю, культуру… Мне кажется, есть еще и тайные, не изученные пока био­энергетические узы, соединяющие нас. Иной специалист назовет это примордиальной чепухой. Вольно ж ему: генетику тоже считали одно время "продажной девкой империализма", а теперь можно сдать защечный соскоб на ДНК-анализ и выяснить пути-перепутья своего рода начиная чуть ли не с ледникового периода.

Впрочем, поэты всегда чувствовали эту связь. Помните, у Андрея Вознесенского:
Россия, я твой капиллярный сосудик.
Мне больно когда – тебе больно, Россия!

Как и большинство шестидесятников, автор "Треугольной груши" был озабочен тем, чтобы его личной, частной боли сочувствовал весь народ, большая страна. Но достаточно поставить знак препинания в другом месте ("Мне больно – когда тебе больно, Россия") – и речь уже о том, что "капиллярный сосудик" тоже чувствует недуг всего организма. Возможно, мое обостренное желание быть русским отражает "нестроение во всем народном теле", как говаривали в XIX веке.

Речь не о зове крови, хотя она тоже, как известно, не водица. В нашем многоплеменном Отечестве русский – это тот, кто считает себя русским, не россиянином, а именно русским. Точнее, сначала русским, а потом россиянином. Ведь есть же граждане, которые считают себя сначала калмыками, вепсами, украинцами, немцами, евреями, грузинами, а потом уже россиянами или в крайнем случае гражданами РФ, что не одно и то же, о чем еще поговорим. Этническая самоидентификация – категория тонкая: нажал и сломал. Она, подобно любови, не терпит навязывания. Русским, как и нерусским, никого нельзя назначить или обязать быть. Можно пытаться. А толку? В основе этнического самоопределения – желание человека принадлежать к данному народу, в нашем случае желание быть русским. Чем объясняется такое желание – генетикой, культурой, языком, комплексом причин – пусть разбираются специалисты. Нам важно другое: с нежелания или боязни людей принадлежать к тому или иному этносу начинается исчезновение народа. В нашем случае – русского. Именно на этом построена политика украинизации. Но мы говорим о России.

"А кто, собственно, вам мешает быть русским?" – строго спросит читатель, чуждый племенной романтики. Верно: по умолчанию слыть и быть русским мне никто не мешает. А во всеуслышание? Пожалуй, тоже не препятствуют, но и не поощряют. Помогает ли мне кто-нибудь быть русским? Вот уж точно – не помогает. А разве должны? По-моему, даже обязаны: чем меньше в стране будет граждан, ощущающих себя русскими, тем больше вероятность того, что Российская Федерация разделит судьбу Советского Союза. Если бы в советских прибалтийских республиках было столько русских народных хоров, сколько было эстонских, литовских и латышских, судьба этого региона могла сложиться иначе. И во поле под березонькой там не стояла бы теперь натовская техника.

Тема, за которую я взялся, щекотливая и, поверьте, рассуждая о "национальной гордости великороссов", я не хочу огорчить ни один из сущих в Отечестве "языков". Но если проблема существует, о ней надо говорить, "разминать", иначе она сомнет нас, что уже и случалось в нашей истории, густо замешенной на межплеменных коллизиях.

Всякий раз, когда мой любимый телеведущий Владимир Соловьев в эфире с гордостью напоминает миллионам зрителей про то, что он еврей, мне хочется вставить для полноты картины: "А я вот, знаете ли, русский!" Но даже стоя рядом с ним в студии, я этого не делаю. Боюсь? А чего мне бояться в 63 года? Смерти? Но она придет по расписанию, которого мы просто не знаем. Лучше буду бояться поздней роковой любви. Один раз выручил Жириновский. Когда на меня за какое-то "неформатное" высказывание нажали почти все участники телешоу, Вольфыч остудил их пыл: "Вы его, Полякова, не очень-то. Он тут у нас в студии один русский… писатель". Как говорили во времена моей литературной молодости, в каждой шутке есть доля шутки. Увы, мы, русские, государствообразующий, но явно не эфирообразующий народ в Отечестве. Почему? Так сложилось…

Странно сказать, но в России русским во всеуслышание быть как-то неловко. Дома – пожалуйста, а вот на работе или в эфире не то чтобы нельзя – можно, но как-то не интеллигентно, что ли... Вы когда-нибудь слышали, чтобы у нас государственный муж заявил с трибуны: "Я – русский!"? Нет. Побаиваются. Многие годы именно с помощью клейма "великодержавный шовинизм" выбраковывали из политики и аппарата неугодных. Времена изменились, а привычка быть русским по умолчанию осталась. Конечно, "космополит" тоже не Знак Почета, но тут я не хочу отбирать хлеб у наших либеральных правдолюбов. Впрочем, с этническим самоопределением исторических персон все не так уж просто. Почти чистокровный немец Александр III считал себя русским. Сталин же, обожая кавказскую малую родину, морщился, если ему напоминали, что он грузин. Троцкий, тот просто приходил в ярость, когда кто-то заикался, что он Бронштейн. Троцкий – фамилия, кстати, дворянская. Однажды к нему, второму человеку в молодой советской республике, пришла делегация сионских мудрецов и стала просить, чтобы поубавил террор и реквизиции, мол, это и по евреям сильно ударяет. Демон революции ответил, что он по национальности интернационалист и частными вопросами не занимается. Кстати, я в молодости, работая в Бауманском РК ВЛКСМ, застал "комсомольцев 1920-х", искренне считавших себя интернационалистами по "пятому пункту". Странно, но дети и внуки многих из них в 1980-е уехали на ПМЖ на историческую родину. Видимо, "интернационализм" половым путем не передается.

Но вернемся к главной теме нашего разговора. Так в чем же дело? Почему я, чувствуя себя русским, испытываю некий дискомфорт в России, как, впрочем, и многие мои соотечественники? Поверьте, прежде чем усесться за эти заметки, я долго колебался, мол, стоит ли так подставляться? В нашей стране "русская тема" в открытой публицистике, если не запретная, то и небезопасная: тронув ее, легко прослыть русским националистом, а это совсем не то, что литовский или грузинский националист. В нашем языке слово "националист", в отличие от английского, имеет отчетливо отрицательную, как сказали бы специалисты, коннотацию. А сочетание "русский националист" – это вообще ярлык, который по опасности приближается к желтой звезде времен фашистской оккупации. После публикации этих заметок, полагаю, меня выставят вон из многих почетных общественных органов, из того же Совета по культуре и искусству при президенте. Жаль, конечно, но судьба Отечества важнее, а она напрямую зависит от русского вопроса.

Теперь обратимся к истории. Бывая на Маросейке, где родился, я прохожу мимо доходного дома, выстроенного в начале XX века, и всякий раз мне бросается в глаза табличка: "В память о тех, кто из этого дома ушел и не вернулся. 1932–1937. 1941–1945". Со второй парой дат все ясно – священная война. А вот первая озадачивает. Разве те, кого увели из этого дома с 1917 по 1932-й, не в счет? Их не жалко? А ведь те, кто "ушел и не вернулся в 1932–1937", заселились в квартиры тех, кого увели в 1917–1931 гг. Первопрестольная перед революцией была не такая многоплеменная, как ныне, и, выходит, речь идет в основном о русской элите: инженерах, ученых, педагогах, деятелях культуры, чиновниках, присяжных поверенных, купцах, населявших богатый дом, высоко вознесшийся над двухэтажной посленаполеоновской застройкой. Правда же, странная мемориальная избирательность? И вывод напрашивается интересный. Оказывается, в головах людей, сегодня живущих в этом престижном доме, витает мысль: революция 1917-го – дело, в сущности, хорошее, если бы потом не случились 1930-е годы. Увы, этот странный факт тоже имеет отношение к заявленной автором теме. Но об этом ниже.

Думаю, я уже насторожил тех, кто испытывает трудности с самоидентификацией или же признает право на обостренное национальное чувство только за своим племенем. Не волнуйтесь, друзья, автор – не русский националист, а скорее русский заботник – есть у Даля такое хорошее словцо. И заметки эти написаны именно с позиций русского заботника. Поверьте, таких заботников немало по всей стране и за рубежами. Я, к вашему сведению, прилежно выполняю совет Гоголя литераторам – "проездиться по России". Недавно, кстати, на Всемирном конгрессе русской прессы в Минске (для Николая Васильевича это была тоже, извините, Россия, точнее Российская империя) одна журналистка, лет двадцать назад вышедшая замуж в Канаду, задумчиво заметила: "Странно, но здесь с трибуны почти не звучит слово "русский", разве только с иронией…" Почему желание быть, называться русским вызывает иронию, сарказм, а иногда и раздражение? Почему мы должны быть русскими по умолчанию?

Что с нами не так? Мы древний, героический, более того – государствообразующий народ Отечества. Русские оставили в мировой истории грандиозный след. Задаться в эфире вопросом "Кто такие русские и есть ли вообще такой народ?" – может разве что телевизионная дура, которой мышцы, ворочающие языком, давно и окончательно заменили мозг. Серьезные люди, принадлежащие к иному роду-племени, такого себе никогда не позволят, но и они напрягаются, заслышав "русскую тематику". Отчего? Почему озабоченность русского человека судьбой своего народа режет слух? Ведь мне же не режет слух, если, скажем, якут тревожится о сохранении своего языка, обычаев, генофонда, наконец. Я рад, если, допустим, человек, чьи предки сто лет назад вышли из Эривани, живет в Москве, говорит только по-русски, но продолжает считать себя армянином. Эта верность своему роду-племени может вызывать только уважение.

Но едва заходит речь о проблемах именно русского, а не российского народа, в глазах иного "нетитульного" компатриота загорается тревога: а я как же? С ближними соседями совсем беда. Того же латыша, к примеру, начинает бить озноб, как будто слово "русский" – это "сигнальная ракета", следом за которой через границу пойдут танки. С чего это вдруг? Мы – не вы. У нас никогда правящий класс не был однородным по крови, наоборот, периодически возникали недовольства обилием "неруси" вокруг престола или политбюро. Одна из претензий декабристов к правящей династии заключалась в том, что она "немецкая". Но об этом вспоминать неполиткорректно. В России никогда, с призвания Рюриковичей, не было этнократического государства, как сейчас в Латвии. При советской власти никто не искоренял латышский язык, наоборот, развивали, как умели, а умели мы это лучше, чем шведы и немцы, владевшие этой землей прежде. И вот русский язык теперь в Латвии изводят, хотя он родной для половины населения миниатюрной державы. Откуда такой алармизм, такая реакция на все русское? Что с нами не так? Почему межнациональная политика у нас и при царях, и при коммунистах, и сегодня замешена на некой странной "русобоязни"?

Но об этом поговорим в следующей статье.

---

Желание быть русским - 2
"Литературная газета", 25 апреля

II. Наказанный народ

Итак, читатель, продолжим наши рассуждения о том, почему в России неловко быть русским. Тут нам не обойтись без экскурсов в историю – сначала в послереволюционную, а потом доберемся и до царских времен. После Октября победители взяли в межнациональной политике курс на "коренизацию". Напомню, суть ее заключалась в том, чтобы каждый из больших и малых этносов бывшей империи обрел все признаки развитого народа. Задача, что и говорить, достойная! У царей внятной программы развития империи как полиэтнического государства не было, на первом месте стояли конфессиональные различия, православная церковь имела приоритет не только перед иноверцами, но и перед староверами, а их, если взять все согласия, насчитывалось, по новым исследованиям, до четверти всего титульного населения. К дому Романовых и "никонианам" эти русские люди относились, мягко говоря, сложно. Это к вопросу о социальной базе революции. А то у нас все: евреи да евреи. Отношения имперского центра с национальными областями определялись в основном исторической традицией. Было Великое княжество Финляндское, были протектораты, вроде Бухарского эмирата, были Тифлисская и Эриванская губернии, но большинство небольших и малых народов расточились по российским уездам, не уступавшим размерами иному европейскому государству.

Победившие большевики сначала подошли к делу системно. Бесписьменные племена получили алфавиты, срочно обучались коренные кадры управления, культуры, науки, образования. Крупные и средние по численности народы (большинство впервые) обрели свою государственность – союзную или автономную. Возникли границы, хоть и административные, но учитывающие компактное расселение этносов, правда, не всех. Кстати, сразу появилась ревность: почему одним даровано "самоопределение вплоть до отделения", а другим – нет? Сначала даже на уровне деревень и аулов старались соблюдать принципы национального самоопределения, но начались конфликты на околицах. Народы получали новые имена, восходящие к их самоназваниям, более соответствующие традициям. Обидно же слыть самоедом лишь потому, что тебя так назвал острый на словцо русский землепроходец, шедший "встречь солнцу". Теперь мало кто помнит, что до революции казахов называли киргизами, азербайджанцев – татарами, а марийцев – черемисами.

А вот для самого многочисленного этноса империи, народа-богоносца, наступило тяжелое время: кому коренизация, а кому искоренение, если брать такие крайности, как расказачивание. Для почина упразднили привычное при царе-батюшке имя – "великороссы": видно, напоминало оно былую великодержавность. Великороссов, ставших русскими (малороссов и белорусов спешно вычленили в отдельные этносы) объявили сатрапами царизма, социальной базой для реставрации, черносотенной массой и привилегированными надзирателями в разрушенной "тюрьме народов". Бухарин в 1923 году на ХII съезде партии говорил, что русский народ "должен купить себе доверие прежде угнетенных наций". Как? "Побыть в более низком положении по сравнению с другими нациями". В местах не столь отдаленных это называется "опустить". О каких прежних привилегиях велась речь, трудно понять, ведь налоговая, воинская и прочие повинности лежали прежде всего на русских, точнее, на православных. Скажу больше, податей "угнетаемые" инородцы платили почти вдвое меньше, чем "привилегированные тюремщики". А когда дехкан попытались послать на германскую вой­ну, началось мощное Среднеазиатское восстание 1916 года.

Но такова была изначальная теоретическая установка, Ленин еще в знаменитой статье "О национальной гордости великороссов" писал в 1914 году: "Экономическое процветание и развитие Великороссии требует освобождения страны от насилия великороссов над другими народами". Впрочем, вождь видел в русских и много положительных черт: "Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и социализм, а не только великие погромы, ряды виселиц, застенки, великие голодовки и великое раболепство перед попами, царями, помещиками и капиталистами". Надо заметить, что еврейских погромов на землях Великороссии не было, но у политической публицистики свои законы.

Конспектируя эту статью в школе и плохо зная родную историю, я всерьез воспринимал пафос Ленина и даже чувствовал вину перед некоторыми своими одноклассниками, хотя мы, советские школьники, почти не придавали значения графе "национальность" в школьном журнале. А поди ж ты… Видимо, вот на таких совестливых невежд и была рассчитана статья. Кстати, в такой же стилистике и с теми же передергиваниями писалась много позже перестроечная публицистика, только вместо "шайки Романовых", попов и капиталистов в инвективах фигурировали Политбюро, партноменклатура, коммунисты, чью безбожную власть тупо поддерживал "народ-рогоносец". Не верите? Возьмите тогдашние номера "Огонька", авторы которого тоже учились в советской школе и тоже конспектировали Ленина. Впрочем, имелись и отличия: любимое клеймо начала ХХ века "черносотенцы" заменили на другое – "патриоты", контрреволюционеров стали звать "красно-коричневыми".

А вот статью Сталина "Национальный вопрос и социал-демократия" (1913) мы ни в школе, ни в институте не конспектировали. Зря. Этот партийный текст гораздо взвешенней и объективней. Есть там строки, которые сегодня "нормандская четверка" могла бы включить в рекомендации для урегулирования конфликта на Донбассе: "Никто не имеет права насильственно вмешиваться в жизнь нации, разрушать ее школы и прочие учреждения, ломать ее нравы и обычаи, стеснять ее язык, урезать ее права…" Конечно, это лишь теория, но все-таки… Особенно беспо­коила будущего "кремлевского горца" проблема "вовлечения запоздалых наций и национальностей в общее русло высшей культуры…" О том, что народы империи находились на разных этапах развития, включая почти первобытный, сейчас как-то подзабыли. Парадокс советской эпохи заключался в том, что тянуть к высшей культуре "запоздалые" народы пришлось "наказанной" нации – русским. В результате в Наркомате национальностей, который возглавил Сталин, не оказалось даже русского подотдела, хотя остальные народы былой империи были так или иначе представлены. Интересно, а сегодня в Агентстве по делам национальностей, которое возглавляет И. Баринов, есть русский подотдел?

Зато на Украине коренизация приняла такой размах, что в конце двадцатых там запрещалось в учреждениях и даже на улице говорить по-русски. Вам это ничего не напоминает? Кончилось тем, что шахтеры Донбасса написали в ЦК: мол, в их русскоговорящем крае, недавно и директивно присоединенном к УССР, газеты выходят только на "мове" – читать нечего. Центр возмутился, нет, не ущемлением прав русских, а тем, что установочная политическая информация не доходит до трудовых масс. В Москве озаботились, сбавили обороты, поснимав с постов наиболее ретивых украинизаторов. Но процесс уже пошел, и не только на Украине. В 1991 году СССР был разодран детьми и внуками той самой коренизации. Да, она была задумана и начата из благих побуждений, но проводилась в жестком сочетании с умалением русских, с превращением их как бы в "этнический" эфир, заполняющий пустоты между иными племенами. Именно это сочетание вкупе с управленческими ошибками и предательством верхушки запустило механизм разрушения СССР, а возможно, еще скажется на судьбе Российской Федерации.

Кстати, булгаковские "Дни Турбиных" из репертуара Художественного театра были сняты по требованию украинских "писменников", встретившихся с руководством страны. За что? А вы перечитайте пьесу, особенно эпизод, где показаны петлюровские бесчинства. Да разве ж можно так о народе, вырвавшемся из-под великодержавной пяты? В свежих республиках срочно писалась новая духоподъемная местная история, где предательство, скажем, Мазепы, трактовалась как тираноборческий акт. В то же самое время школа Покровского спешно переиначивала русскую историю, рисуя жуткую картину: невыносимый гнет, низкое холопство, бесконечные позорные поражения, идиотизм власти и жестокие бесчинства. "Россеюшка-Русь – распроклятое слово…" – вторил идейный поэт А. Безыменский. Оппоненты Покровского, такие как Тарле, Платонов и другие, были по делу "русских историков" изгнаны из науки, посажены в тюрьму или сосланы. Именно в ту пору пострадал молодой ученый, а впоследствии "совесть русской интеллигенции" Дмитрий Лихачев.

Зато один из столпов украинского национализм, первый председатель Рады (1918), историк Михаил Грушевский вернулся в 1924 году из эмиграции в Киев, где шла такая украинизация, о какой он и не мечтал. Став академиком, Грушевский умер в 1934 году в санатории в Кисловодске. Памятник ему стоит в Киеве. Для сравнения: именно в 1924 году были арестованы и разгромлены члены кружка поэта Алексея Ганина, обвиненные в "русском фашизме". Представить себе, чтобы кто-то из лидеров дореволюционного русского самосознания вписался в советскую общественную жизнь, просто невозможно. Михаила Меньшикова расстреляли на берегу Валдая на глазах детей в 1918 году, Гумилева чуть позже поставили к стенке по делу Таганцева, а уцелевших сплавили на "философском пароходе". Дела давно минувших дней? Как сказать… Вы видели в Москве хоть один памятник хоть одному славянофилу? Я тоже не видел.

Чего в коренизации было больше – благородного стремления дать шанс на самоопределение и развитие каждому народу или же тактического лукавства? Политики, взявшие власть в 1917 году, имели конкретную цель: лестью и льготами удержать народы бывшей империи в составе единого государства до начала мировой революции, а попутно окоротить недавнюю опору трона – русских, у которых имелся, если хотите, особый, в чем-то мистический "завет" с государством, пронесенный сквозь тысячелетие. Приверженцы традиционной государственности, они были невольной угрозой грядущей Земшарной республике. Наши предки рано поняли: на бескрайней равнине, окруженные агрессивными соседями, народ может сохранить себя только в жестких обручах державы – "наряда", по летописному слову, которое понималось гораздо шире, чем "порядок". Призвание на княжение Рюрика (возможно, балтийского славянина) объясняется именно этими обстоятельствами. Открытая соседская община восточных славян, построенная на сотрудничестве и соратничестве, не давала той агрессивной сплоченности, какую сообщает кровнородственная замкнутость тех же германцев. Не давала этнической сцепки. Тот, кто бывал на свадьбах или похоронах русских москвичей и московских, к примеру, грузин, понимает, о чем я говорю. Именно в силу своей открытости соседям русские создали огромное многоплеменное государство, но по той же причине, оставшись без "наряда", они расточаются и ассимилируются. Вы когда-нибудь видели горца в косоворотке, даже если он торгует в Рязани матрешками? А вот русские на Кавказе вскоре надели бурки, папахи да черкески с газырями. Частный случай? Да как сказать…

Думаю, лукавства в коренизации было все-таки больше, нежели искренней заботы о самоопределении. Во-первых, марксисты не сомневались, что народы скоро сольются в единый земшарный трудовой коллектив, и Маяковский горланил про это совершенно искренне. Во-вторых, сам СССР был задуман как открытая конфедерация, куда по мере побед пролетариата должны вступить Германия, Англия, Франция и далее по глобусу. Именно поэтому, как весело указывал Карл Радек, в названии новой страны и отсутствует имя "Россия". Согласитесь, продвинутому западному пролетариату присоединяться к отсталому российскому как-то неловко.

Но мегапроекты интернационалистов, сформировавшихся в эмиграции, – это одно, а планы местных национальных лидеров – совсем другое. В правящем слое СССР оказалось немало тех, кто "коренизацию" воспринял как сигнал к легальному национализму, прикрытому антиколониальной риторикой. В съездовских дебатах они постоянно пугали товарищей призраком "великодержавного шовинизма", возражая Сталину, внедрявшему идею унитарного государства с широкой национально-культурной автономией. В итоге, теснимый справа и слева, он уступил тандему Ленина–Троцкого, которые настаивали на конфедерации – СССР. Впоследствии Сталин назвал "национальное самоопределение вплоть до отделения" игрой, которую некоторые товарищи восприняли слишком всерьез, а зря. Но одежда приросла к телу, и стало ясно: от этой игры отказаться уже нельзя, как нельзя отказаться от фундамента, дойдя до стропил. Конституционную вертикаль заменили партийные и силовые структуры, а также жесткое отраслевое планирование экономики, они-то и сделали союзное по Конституции государство унитарным по факту. А с товарищами, всерьез увлекшимися самоопределением вплоть до отделения, безжалостно разобрались. На местах сегодня помнят в основном эти горькие плоды да имена жертв, но почти забыли о том мощном импульсе развития, который дала национальным окраинам коренизация.

К середине двадцатых стало понятно, что мировая революция не предвидится, а Германия вряд ли станет республикой СССР. Да и коренизация все чаще стала приводить к местному национализму и сепаратистским настроениям. Власть стала искать противовес – и нашла в лице русских. Демьяну Бедному объяснили, что негоже издеваться над Крещением Руси, и выгнали из кремлевской квартиры. Вот тогда-то наказанный народ и уравняли в правах с остальными этносами СССР, даже со временем назвали "старшим братом". Случилось это, когда "потянуло порохом со всех границ". И Александр Невский с киноэкрана крикнул в зал, обнажая меч: "За Русь!" Еще несколько лет назад это было невозможно. Помню, в перестройку один из "прорабов" жаловался в эфире, что в детстве, играя с мальчишками "в Невского", он стеснялся вслед за ними кричать "За Русь!", так как сильно картавил. Вывод "прораба": подобные кличи бросать в многонациональной стране как-то неделикатно. Но мне кажется, тут проще обратиться к логопеду, нежели предлагать большому народу отказаться от своей истории.

Кстати, фашисты очень рассчитывали на обиды и мстительность русских, которые в случае нашествия поквитаются с обидчиками – "жидами и коммунистами". Ошиблись. Русские своему государству, как и богу, прощают все, кроме улыбчивого бессилия. В начале 1930-х годов был отменен институт лишенцев, касавшийся в основном русской дореволюционной элиты. Детям "бывших" разрешили поступать в высшие учебные заведения. Но преемственность была уже нарушена, выпало целое поколение, – и русские кланы, наподобие Михалковых, в науке, культуре, политике теперь скорее исключение, чем правило. Если же сюда добавить погибших на Гражданской войне, бежавших из революционной страны и сгинувших в лагерях (в 1920-е там перемалывались в основном "социально чуждые элементы"), то размах утрат ошеломляет! Впору речь вести о геноциде русских. Конечно, революция подняла огромные пласты народных талантов, отчасти возместив эти утраты. Приход "рабфаковцев" в управленческие, а молодых антитроцкистов в партийные структуры запустил процесс обрусения власти. Но тех, кого можно назвать носителями естественной, а не ленинской гордости великороссов, почти не осталось. Уцелевшие, наученные горьким опытом репрессий, предпочли стать русскими по умолчанию. Тем более что словосочетание "советский человек" тоже звучало гордо…

Продолжение следует.

Источник - lgz.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1524817320


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх