От Чингисхана до наших дней: монгольские табу, ограничения и неписаные законы 08:54 22.06.2018
Предки монголов рассматривали рукопожатие не как знак привязанности и дружбы, а скорее как постыдное поведение, попытку сделать другого человека нечистым
О монгольском воспитании, приветствиях, табу и законе Их Засаг. Сначала встречают и приветствуют старших или выдающихся людей. Рукопожатия как приветствие раньше не было, поскольку касание руки уважаемого человека традиционно считалось невежливым. Предки монголов рассматривали рукопожатие не как знак привязанности и дружбы, а скорее как постыдное поведение, попытку сделать другого человека нечистым. Для официального приветствия мужчина застегивает свою одежду, затягивает пояс, надевает малгай, вытягивает правую руку и кланяется три раза, коснувшись своего лба пальцами. Встретив уважаемых гостей в открытой степи, он поправляет свою одежду, кладет ладонь правой руки на сердце и кланяется. Встречая пастуха и его стадо, можно сказать: "Сүрэг амгалан, суу шим арвин болтугай" ("Пусть ваше стадо будет мирным, а молока будет много"). Встретившись с путешественником, говорят: "Алтан шар зам тань өлзийтэй болтугай" ("Пусть ваше путешествие и золотая дорога будут удачливыми и успешными"). Приветствуя кого-то, кто занимается шитьем, монголы говорят: "Үйл уран үтэр түргэн бүтэх болтугай" ("Пусть ваше рукоделие будет элегантным и выполняется быстро и легко"). Монголы соблюдают принятые традиционные приветствия и в повседневной жизни, и во время официальных встреч. Например, монголы во время Цагаан Сара соблюдают официальную церемонию приветствия. Эта церемония приветствия совершается раз в год и проходит с участием хадака (синего шелкового длинного узкого платка), она строго соблюдается как самая высокая и наиболее почитаемая форма приветствия; несоблюдение этой церемнии считается неуважительным. Хадак - длинный узкий платок, дарится в Монголии в знак почтения, дружбы и благопожелания. Хадак бывает шелковый и бумажный, желтого, черного, белого или, чаще всего, синего цвета. Посредине бывает выткано изображение разных буддийских божеств, в особенности Аюши как покровителя долгоденствия. Хадаки бывают и короткие, не более одного аршина, с вытканными цветами. Монголы во время Белого месяца, приветствуя друг друга, делают следующее: младший старшему (женщина мужчине, если они ровесники) протягивает обе руки ладонями вверх, старший кладет на них сверху свои руки ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. В этом жесте - и уважение, и обещание, в случае необходимости, помощи и поддержки. Если старший человек хочет поцеловать младшего, последний должен склонить голову, подставляя для поцелуя лоб или щеку. Также есть неписаные табу. Они поощряют уважение к образу жизни или занятиям других людей, уважение к отношениям, уважение к окружающей среде, небу, космическому пространству, солнцу, луне и планетам, хорошее поведение и сохранение традиций. Эти устные народные законы соблюдаются монголами на протяжении веков и до сих пор являются частью нормального домашнего образования и воспитания. - Никогда не смотрите подозрительно на родителей, дедушку и бабушку, семью или пожилых людей. - Никогда не бросайте мусор в природную воду (реки, озера) под страхом наказания за уничтожение источника жизни. - Никогда не бейте лошадь, собаку или любое другое животное, это равноценно избиению близкого друга. - Не выбрасывайте золу из печи, так как это может вызвать пожар, нести угрозу людей и животных и нанести вред окружающей среде. - Не оставляйте в земле никакие отверстия - раны земли должны быть повторно засыпаны почвой или камнями. Оставленные в земле дыры могут повредить ноги животных. - Позорно мочиться в сторону заката или восхода солнца. Таким образом соблюдается уважение к святости солнца, лучи которого освещают мир. - Невежественно и негостеприимно не кормить гостя. Человек, который игнорирует монгольскую традицию гостеприимства, считается жадным и скупым. - Никогда не будь несправедливым или бесчеловечным, высокомерным или грубым, не оскорбляй репутацию старейшин, предков или личности. Монголы ценят свою репутацию. Одна монгольская пословица гласит: "Муу амьд явахаар сайн үх" ("Лучше умереть с хорошей репутацией, чем жить с плохой"). Согласно другой пословице, "Нэр хугарахаар яс хугарсан нь дээр" ("Лучше сломать кость, чем испортить репутацию").
Монгольские табу, ограничения и неписаные законы уходят своими корнями в Кодекс законов Чингис Хаана, который называется Их Засаг. Это учение Великого Хана было предназначено для формирования и сохранения благополучных семей и общества, для управления ими. Например, согласно этому учению, каждый человек должен прежде всего "биеэ засаад гэрээ зас, гэрээ засаад төрийг зас" - "сначала исправить себя, а затем привести в порядок свой дом и, в конце концов, свою нацию". Смысл в том, что каждый должен расти достойно (быть образованным, справедливым, умным, энергичным и т. д.) и быть в состоянии позаботиться о своем собственном доме. Человек, который может управлять своими делами и хорошо воспитывать своих детей, сможет позаботиться и о государственных делах.
Монголы соблюдают также и некоторые астрологические табу. Например, они обязательно сверяются с лунным календарем, прежде чем начать путешествие, купить какие-либо товары, начать бизнес и даже подстричь волосы.
Майдар Сосорбарам,, 21 июня 18
|